Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ (ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ) ФИНАНСАМИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА (с изменениями на: 17.12.2016) (утратило силу на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.12.2023 N 1549)


Функциональная эффективность расходов в сфере государственных и муниципальных закупок


С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Он сменил Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который фактически исчерпал свой потенциал и не позволял решать весь комплекс проблем в сфере размещения заказов.

Контрактная система кардинальным образом меняет всю систему государственных закупок, где по Федеральному закону от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" был регламентирован только этап размещения государственного заказа, при этом не было урегулировано планирование, не было четкого обоснования необходимости того или иного заказа, а также понятных механизмов контроля исполнения контрактов, что создавало благоприятную среду для коррупции и приводило к необоснованным увеличениям сроков исполнения заказа, к многократному завышению реальной стоимости контрактов. Росли число и объем неконкурсных процедур, все больше контрактов заключалось с единственным исполнителем.

Новый закон регулирует весь цикл государственных закупок, включая планирование закупок на ближайший год и на трехлетнюю перспективу. Он обязывает заказчика обосновывать не только цену, но и сам факт осуществления закупки, включает нормирование, которое определяет товар, оптимальный по стоимости для выполнения своих задач. Определяет механизмы сквозного мониторинга и аудита и вводит понятие общественного контроля.

В настоящее время приоритетной задачей является построение эффективной и прозрачной системы государственного заказа. В этой связи Республика Татарстан была определена одним из семи пилотных регионов по апробации отдельных положений нового закона о закупочной деятельности.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.08.2013 N 62 утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по внедрению механизмов контрактной системы в Республике Татарстан. "Дорожная карта" включает апробацию всех этапов планирования закупок, начиная от составления планов и планов-графиков, внесение их в информационную систему, проведение общественных обсуждений закупок. Предусмотренные в ней мероприятия органично дополнили уже выстроенную в республике систему государственных и муниципальных закупок в части обязательного прогнозирования и планирования закупок.

В качестве пилотных заказчиков в республике определены 4 министерства: Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство юстиции Республики Татарстан, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан, а также п.г.т. Камские Поляны. Участники пилотного проекта ознакомились с новыми требованиями к закупочной деятельности и прошли соответствующее обучение.

По окончании обучения сформированы и размещены в информационной системе "Электронный магазин" документы о планировании закупок на второе полугодие 2013 года и на 2014 год.

В числе главных новаций Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - введение нового института участия общественности в процессе закупок для государственных и муниципальных нужд. Более того, законом закрепляется обязательное общественное обсуждение крупных закупок и устанавливаются случаи и порядок проведения обязательного общественного обсуждения таких закупок. Порядок участия граждан, общественных объединений и объединений юридических лиц в планировании и осуществлении закупок позволяет обеспечить баланс интересов гражданского общества и заказчиков. Вместе с тем основной упор в регулировании процедур общественного участия в процессе планирования и осуществления закупок должен быть сделан на защиту и гарантии прав граждан.

Однако при апробации процедур общественных обсуждений Республика Татарстан столкнулась с отсутствием законодательно закрепленного в настоящее время порядка их проведения. В связи с этим в рамках пилотного проекта был разработан и утвержден решением Республиканской конкурсной комиссии от 29.11.2013 N 1/13 порядок общественного обсуждения государственных закупок на информационном портале "Открытый Татарстан".

По итогам пилотного проекта Министерством экономики Республики Татарстан подготовлена и проведена в г. Казани 13 - 14 декабря 2013 года конференция регионов Приволжского федерального округа на тему: "Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Конференция).

В Конференции приняли участие представители Министерства экономического развития Российской Федерации, ведущие эксперты Республики Татарстан в области государственного заказа, а также более 500 специалистов из всех 14 регионов Приволжского федерального округа - руководители уполномоченных органов по регулированию контрактной системы в субъектах Российской Федерации, представители органов, уполномоченных на осуществление централизованных закупок и т.д.

В целом в число мероприятий, прошедших в рамках реализации "пилотного проекта" в Республике Татарстан, входят:

апробация всех этапов планирования закупочной деятельности, в том числе составление планов и планов-графиков закупок;

обоснование необходимости закупок и способа определения поставщика;

реализация механизма общественных обсуждений.

Пилотный проект дал возможность на практике проанализировать проекты нормативных правовых актов, разработанных в соответствии с федеральным законом о контрактной системе, что позволило сформировать перечень предложений по их доработке.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2013 N 1036 "О мерах по совершенствованию системы закупок товаров, работ, услуг для нужд Республики Татарстан" Управление государственных закупок Республики Татарстан определено органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным на осуществление функций по обеспечению реализации государственной политики в сфере закупок товаров, работ, услуг для нужд Республики Татарстан, организации их мониторинга, по методологическому сопровождению деятельности заказчиков, осуществляющих закупки для нужд Республики Татарстан, а Министерство финансов Республики Татарстан - органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Татарстан и нужд муниципальных образований Республики Татарстан.

20 февраля 2014 года состоялось заседание Экономического совета при Кабинете Министров Республики Татарстан, посвященное переходу на контрактную систему закупок в Республике Татарстан.

По итогам заседания Экономического совета принято решение об утверждении плана мероприятий по формированию в Республике Татарстан контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В дальнейшем работа по развитию системы закупок должна вестись по следующим основным направлениям:

повышение квалификации специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

совершенствование системы планирования, нормирования, осуществления закупок и исполнения контрактов.

В связи с принятием Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" проблема кадрового обеспечения системы государственных и муниципальных закупок обострилась. Практика применения этого закона формируется "с нуля". Как показал опыт работы в этой сфере, в особенности в связи с ростом числа хозяйствующих субъектов - участников системы закупок, недостаточен, а иногда недопустимо низок уровень их финансовой грамотности.

В связи с этим в рамках первого направления работы (повышение квалификации специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) необходима организация сервисно-консультационной службы по решению вопросов в сфере применения Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" онлайн, а также проведение в 2014 году централизованного обучения по программам повышения квалификации в сфере закупок для специалистов государственных и муниципальных заказчиков с привлечением ведущих специалистов в области закупок.

Во всем мире система государственных закупок охватывает не только процедурный этап, но и этап планирования. Это позволяет поставщикам и органам казначейства заранее знать о потребностях заказчика в определенный период времени.

Функция планирования закупок реализуется только в статистическом виде, то есть в форме сбора сведений о планируемых закупках продукции, преимущественно товаров, в натуральном и стоимостном выражении. Соответствие этого прогноза реальному бюджету и фактическим закупкам за счет регионального бюджета является весьма приблизительным, поскольку сведения о планируемых закупках вносятся "с листа", без детерминированной связи с государственными нуждами, стандартизированными или установленными законодательством нормативами обеспечения (нормами потребления) и бюджетом.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" вводит в действие систему планирования с 1 января 2015 года.

В связи с этим в рамках второго направления работы (совершенствование системы планирования, нормирования, осуществления закупок и исполнения контрактов) необходимо следующее: