Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ (ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ) ФИНАНСАМИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА (с изменениями на: 17.12.2016) (утратило силу на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.12.2023 N 1549)


Управление доходами Республики Татарстан


Политика в области формирования и администрирования доходов бюджета Республики Татарстан является существенным элементом повышения эффективности использования финансовых ресурсов Республики Татарстан.

Прогнозные назначения доходов бюджета Республики Татарстан формируются исходя из макроэкономических показателей социально-экономического развития республики, основных направлений налоговой политики на плановый период, отчетных данных Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан по налогооблагаемой базе и оценки поступлений доходов в бюджет Республики Татарстан в отчетных периодах.

При формировании бюджета учитываются изменения и дополнения, вносимые в Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетные кодексы Российской Федерации и Республики Татарстан и другие законодательные акты по налогам и сборам.

Планирование доходов включает в себя определение налоговой базы по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления за ряд периодов, определение объемов выпадающих доходов, оценку результатов изменений бюджетного и налогового законодательств. Ежегодно по каждому доходному источнику проводится расчет прогноза, учитываемый при формировании бюджета Республики Татарстан на плановый период.

В целях обеспечения системности прогнозирования и установления единого порядка формирования основных параметров бюджета в Республике Татарстан применяется Методика прогнозирования доходов бюджета Республики Татарстан по основным налогам и сборам, утвержденная Приказом Министерства финансов Республики Татарстан от 30.12.2010 N 05-132.

Для сохранения эффективности прогнозирования доходной части бюджета Республики Татарстан в целях оптимального исполнения принимаемых расходных обязательств необходимо дальнейшее обеспечение регламентируемых указанной Методикой следующих принципов:

достоверность сведений, используемых при прогнозировании;

зависимость между коэффициентами роста (снижения) макроэкономических показателей и динамикой поступления прогнозируемых доходных источников;

минимизация потерь и выпадающих доходов бюджетной системы.

Также в рамках Методики прогнозирования доходов бюджета Республики Татарстан по основным налогам и сборам необходимо продолжить взаимодействие с уполномоченными органами власти всех уровней и администраторами доходов бюджета по формированию прогнозной оценки в разрезе отдельных видов налогов, сборов и других платежей.

Кроме того, для реализации предусматриваемых Методикой норм следует продолжить своевременный мониторинг изменений бюджетного и налогового законодательств, оказывающих влияние на налоговую базу, ставки, нормативы зачисления, порядок и сроки уплаты налогов и авансовых платежей и иные показатели налоговых доходов.

Одним из инструментов проведения государственной политики в сфере развития экономики республики является предоставление налоговых льгот.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.06.2008 N 444 "Об утверждении Порядка оценки бюджетной, социальной и экономической эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот" ежегодно проводится оценка эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот.

Органы исполнительной власти и подведомственные предприятия - налогоплательщики осуществляют оценку используемых налоговых льгот в разрезе каждого вида налога. В свою очередь, сводная оценка налоговых льгот проводится Министерством финансов Республики Татарстан и Министерством экономики Республики Татарстан на основании информации, представляемой отраслевыми министерствами и ведомствами, налогоплательщиками республики.

Анализ динамики и эффективности предоставленных налоговых льгот показывает необходимость оптимизации их объемов и соблюдения обоснованности предоставления льготного налогового режима для отдельных категорий налогоплательщиков. В результате ежегодно вносятся изменения в законы Республики Татарстан, направленные на оптимизацию предоставляемых налоговых льгот.

Представляется необходимым реализовать ряд мер, позволяющих обеспечить полноценную интеграцию налоговой политики в части предоставления налоговых льгот с общими направлениями повышения эффективности использования бюджетных средств.

Следует продолжить периодическое обновление и актуализацию перечня налоговых льгот по результатам анализа практики их применения и администрирования.

Продление действующих и особенно введение новых налоговых льгот следует производить на условиях:

предварительного анализа влияния результата от предоставляемых налоговых льгот на финансово-экономическое состояние субъекта предпринимательской деятельности;

установления ограничения действия льготы во времени;

анализа фактической результативности и эффективности применения налоговых льгот по итогам каждого периода их применения (в том числе в целях возможного принятия решений о дальнейшей их пролонгации).

Одной из основных задач по управлению бюджетными доходами является также наращивание доходной базы бюджета Республики Татарстан и бюджетов муниципальных образований. Данное направление является особенно актуальным в связи с необходимостью финансирования возрастающих расходов бюджета.

В Республике Татарстан для решения данной задачи организованы соответствующие республиканские и муниципальные комиссии.

В частности, образована Межведомственная комиссия по обеспечению роста собственных доходов консолидированного бюджета Республики Татарстан (распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.04.2010 N 687-р).

Кроме того, создана и действует Межведомственная рабочая группа по проведению комплексного анализа уменьшения объемов прибыли в Республике Татарстан (распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.10.2007 N 1710-р).

В целях выявления резервов повышения налоговых доходов бюджета Республики Татарстан проводится анализ факторов, влияющих на производственно-финансовую деятельность хозяйствующих субъектов.

В каждом муниципальном районе (городском округе) образованы межведомственные комиссии по росту собственных доходов бюджета муниципального района (городского округа), на заседаниях которых рассматриваются вопросы, связанные с увеличением налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, земельному налогу, налогам на совокупный доход.

Работа межведомственных комиссий и рабочих групп имеет положительное влияние на поступление доходов в консолидированный бюджет республики, данная работа должна быть продолжена. Особое внимание должно быть уделено также координации работы финансовых органов муниципальных образований, направленной на увеличение доходной базы консолидированного бюджета Республики Татарстан.