Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 февраля 1995 года N 64

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НА ТЕРРИТОРИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Утратило силу

постановлением губернатора Костромской области N 641 от 26.10.2005 года

В целях усиления контроля за точным и своевременным выполнением на территории Костромской области организациями, предприятиями, учреждениями и частными лицами Закона РФ "Об охране и использовании памятников истории и культуры", принятого Верховным Советом РСФСР 15.12.1978 г., Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 г. N 865, "Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры", утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13.05.86 г. N 203 и в соответствии с основами законодательства Российской Федерации о культуре, принятыми Верховным Советом Российской Федерации 9.10.1992 г. N 3612-1,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

Утвердить Порядок охраны и использования объектов историко-культурного наследия на территории Костромской области (согласно приложению).

Глава администрации В.П. Арбузов

Приложение
к постановлению главы администрации
Костромской области
от 3 февраля 1995 г. N 64

ПОРЯДОК охраны и использования объектов историко-культурного наследия Костромской области


1.1. Культурным наследием народов Российской Федерации являются материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию

1.2. К объектам историко-культурного наследия относятся:

- памятники истории - здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народа, с жизнью выдающихся людей, народных героев, деятелей науки, культуры и искусства;

- памятники археологии-городища, курганы, остатки древних помещений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов;

- памятники градостроительства и архитектуры - архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улиц, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и садово-паркового искусства, природные ландшафты;

- памятники искусства - произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства;

- документальные памятники- акты органов государственной власти и органов государственного управления , другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.

К памятникам истории и культуры могут быть отнесены и другие объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

К памятникам истории и культуры могут относиться объекты как сохранившиеся целиком в своем первоначальном виде, так и находящиеся в руинированном или фрагментарном состоянии, а также являющиеся частью более поздних объектов.

1.3. Земли, на которых ( и в которых) располагаются памятники истории и культуры, достопримечательные места, в том числе объявленные заповедными, национальными парками, историко-культурными заповедниками (музеями-заповедниками), а также занятые учреждениями культуры и с которыми связано существование традиционных народных промыслов, ремесел и иного прикладного искусства - являются землями историко-культурного назначения.

Земли историко-культурного назначения используются в особом режиме, устанавливаемом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.4. Вопросы собственности на объекты историко-культурного наследия регулируются законодательными документами Российской Федерации.

1.5. Государственный контроль за охраной и использованием памятников истории и культуры осуществляется органами государственной власти области, органами местного самоуправления, также специально уполномоченным на то государственным органом охраны памятников.

Специально уполномоченным государственным органом управления, контроля и осуществления мероприятий по охране, использованию и реставрации памятников истории и культуры комитета по делам культуры и искусства администрации области.

1.6. На НПЦ по охране памятников истории и культуры возлагается:

- организация и выполнение работ по выявлению, обследованию и научному доквументированию памятников истории и культуры.

- обеспечение хранения информации по всем видам памятников истории и культуры.

- подготовка Свода памятников истории и культуры.

- организация разработки, согласования и утверждения в установленном порядке списков памятников, историко-архитектурных археологических опорных планов, проектов охранных зон, зон регулирования застройки и охраняемого природного ландшафта, проектов реставрации, приспособления, использования и музеефикации памятников.

- рассмотрение представленных на согласование земельных отводов для проектно-изыскательских работ под новое строительство и реконструкцию, архитектурно-планировочных и иных заданий на все виды проектно-исследовательских работ, включая ТЭО, ТЭР, ТРП по строительству, реконструкции, решений о сносе исторических построек, не состоящих под государственной охраной как памятники истории и культуры, проектов планировки, застройки, реконструкции и иного строительства, иных документов, затрагивающих интересы сохранения историко-культурного наследия и природного ландшафта городов, рабочих поселков, сельских населенных пунктов в пределах их историко-охранных зон.

Надзор за:

А). Внешним декоративным, художественным и техническим состоянием памятников истории и культуры;

Б). ходом нового строительства в охранных зонах на предмет полного соответствия с согласованным проектом;

В). эксплуатацией пользователями памятников истории и культуры в полном соответствии с законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры".

Г). состоянием культурного слоя и памятниками археологии.

Д). Ведением различных работ на памятниках и в их охранных зонах на основе договоров

- участие в работе госкомиссий по приемке в эксплуатацию жилых и общественных зданий в охранных зонах памятников истории и культуры вне зависимости от форм собственности застройки.

- рассмотрение представленных на согласование проектов размещения временных торговых точек (киосков, ларьков, а также других элементов благоустройства) в охранных зонах памятников.

- постоянный археологический надзор за проведением земляных работ в границах охранных зон памятников археологии.

- организация и проведение археологического предварительного обследования территории планируемого строительства;

- организация и проведение охранно-спасательных, археологических и реставрационных работ на памятниках истории и культуры;

- постановка на баланс НПЦ памятников с последующей передачей их в арендное пользование предприятиям, учреждениям и организациям с взиманием арендной платы в установленном порядке.

- заключение договоров аренды объектов недвижимости, включенных в перечень памятников истории и культуры.

- организация использования памятников, оформление от своего имени всех видов охранной документации, выдача разрешений на исследование памятников и производство работ на них.

- осуществление контроля за соблюдением предприятиями и организациями, независимо от ведомственной подчиненности, и гражданами правил охраны, использования памятников истории и культуры, находящихся в их пользовании или собственности, а также за выполнением мероприятий по обеспечению сохранности памятников при производстве строительных, мелиоративных и других работ.

- принятие мер к нарушителям законодательства через административные комиссии местных администраций, прокуратуру, суд.

- осуществление технического надзора за направленностью, методикой и качеством ремонтно-реставрационных работ на памятниках.

- научно-методическое руководство процессом охраны, изучения и реставрации памятников.

- установление режима содержания и использования памятников истории и культуры, их территорий, историко-культурных заповедников, историко-культурных территорий (мест) и зон охраны памятников.

1.7. Правила, инструкции и указания НПЦ по вопросам охраны, использования, учета и реставрации памятников истории и культуры обязательны для предприятий и организаций, независимо от ведомственной принадлежности, формы собственности, и граждан.

1.8. НПЦ по охране памятников имеет право:

- проверять соблюдение правил охраны, использования, учета и реставрации памятников истории и культуры и в случае необходимости изучать состояние памятников. Независимо от того, в чьей собственности или в чьем пользовании они находятся, составлять протоколы проверки сохранности памятников, давать указания по устранению выявленных нарушений.

- совместно с органами государственного архитектурно-строительного надзора приостанавливать работы по использованию, реставрации, ремонту, приспособлению к использованию, реконструкции памятников истории и культуры и иные работы, ведущиеся на памятниках, в пределах их территорий, хон охраны, историко-культурных заповедных территорий (мест), если эти работы осуществляются самовольно или с отступлением от утвержденных проектов, методов научной реставрации, технически условий и других правил.

- приостанавливать строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы в случае возникновения в процессе проведения этих работы опасности для памятников истории и культуры, либо нарушения правил их охраны.

- заключать договоры на проведение археологических раскопок, разведок, надзора, консервацию и музеефикацию выявленных объектов.

- Создавать в установленном порядке комиссии и хозрасчетные организации для осуществления мероприятий по охране, использованию, реставрации, изучению, описанию и пропаганде памятников истории и культуры.

- готовить материалы и выходить с предложениями о лишении лицензии и сертификатов, открытых листов на право деятельности по использованию, реставрации, ремонту, реконструкции и археологическому исследованию памятников истории и культуры организаций и лиц, грубо нарушивших действующие правила, нормы и методические принципы в сфере охраны культурного наследия.

- готовит материалы об изъятии в установленном порядке земельных участков у пользователей (собственников) территорий памятников в случае нарушения режима использования или нанесения ущерба памятнику.

1.9. Требования государственных органов противопожарного и санитарного надзора и других специальных органов в отношении памятников истории и культуры подлежат обязательному согласованию с НПЦ по охране памятников истории и культуры.

1.10. Особенности охраны, использования, учета и реставрации памятников истории и культуры, находящихся в музеях ( в том числе и на общественных началах), библиотеках, архивах и в других организациях и учреждениях, устанавливаются в порядке, определяемом законодательством РФ о музейном и архивном фондах РФ.

2.1. Государственному учету подлежат все памятники истории и культуры, независимо от того, в чьей собственности или в чьем пользовании они находятся. Государственный учет памятников истории и культуры включает выявление и обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников.

2.2. Исключение недвижимых памятников истории и культуры из государственных списков допускается в исключительных случаях по решению Правительства Российской Федерации.

2.3. В целях выявления и учета памятников истории и культуры предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны сообщать сведения о находящихся в их собственности или пользовании объектах историко-культурного наследия ив НПЦ по охране памятников.

2.4. Вновь выявляемые объекты при установлении НПЦ по охране памятников их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры, регистрируются НПЦ по охране памятников в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную иди иную культурную ценность в порядке, определяемом Министерством культуры РФ

2.5. Изменение назначения, характера использования, владельцев и пользователей, носителей прав распоряжения и управления в отношении объектов культурного наследия, подпадающих под действие законодательства РФ об охране и использовании памятников истории и культуры и соответствующих подзаконных актов, подлежит согласованию с комитетом по управлению государственным имуществом Костромской области и НПЦ по охране памятников истории и культуры.

2.6. Учреждения, организации, в которые в установленном порядке поступают вновь выявленные документы и предметы, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, обязаны сообщить об этом в НПЦ по охране памятников для решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры.

3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

.

3.1. Предприятия, учреждений, организации и граждане обязаны обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящихся в их собственности, пользовании или на землях, представленных им в пользование (собственность).

3.2. Вновь выявленные объекты историко-культурного наследия, зарегистрированные в списках вновь выявленных памятников или объектов, до решения вопроса о принятии их на государственный учет, как памятников истории и культуры, подлежат охране в порядке, предусмотренном действующим законодательством об охране памятников истории и культуры.

3.3. В целях обеспечения сохранности недвижимых памятников истории и культуры градостроительные органы при разработке проектов районной планировки и генеральных планов городов, проектов реконструкции и дальнейшего развития городов и других населенных пунктов разрабатывают также по согласованию с НПЦ по охране памятников истории и культуры:

- карты-схемы расположения памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства на территории области, района;

- опорные историко-архитектурные планы городов и других населенных пунктов.

Указанные карты-схемы и опорные планы утверждаются в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

3.4. В целях обеспечения охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства градостроительным органами при разработке градостроительных документов городов и районов разрабатываются зоны охраны памятников: охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта, режим содержания и использования которых устанавливается НПЦ по охране памятников и Главным управлением архитектуры и градостроительства.

3.5. В пределах зон охраны памятников земельные участки могут остаться в пользовании прежних землепользователей, на которых возлагается ответственность за соблюдение режима, установленного для хон охраны.

В пределах зон охраны памятников запрещается производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без разрешения НПЦ по охране памятников истории и культуры.

При выдаче разрешения, в том числе на использование земель для нужд сельского хозяйства, НПЦ по охране памятников определяет при необходимости мероприятия по обеспечению сохранности памятников, осуществление которых возлагается на предприятия, учреждения и граждан, заинтересованных в проведении работ.

3.6. Органы местного самоуправления городов и районов вправе ограничивать или запрещать движение транспортных средств, самоходных машин и механизмов по дорогам, прилегающим к памятникам истории и культуры или проходящих через их зоны охраны, если создается угроза для существования памятников.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»