1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Костромской области (далее - Правила) разработаны в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 г. N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов" и от 15.04.2002 г. N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", приказом МЧС России от 28.12.2004 г. N 621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" и устанавливают требования к планированию мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и чрезвычайных ситуаций, обусловленных их разливами (далее - ЧС(Н), а также определяют порядок согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - Планы) и соответствующих им календарных планов оперативных мероприятий при угрозе или возникновении ЧС(Н) (далее - Календарные планы) для территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Костромской области и организаций, независимо от организационно-правовых форм, осуществляющих транспортировку, хранение, использование и реализацию нефти и нефтепродуктов, включая администрацию портов (далее - организации).
1.2. Требования Правил применяются на всей территории Костромской области за исключением судов, подпадающих под действие международных конвенций, стороной которых является Российская Федерация, и обязательны для выполнения всеми должностными лицами и специалистами, осуществляющими свою деятельность в указанном направлении.
1.3. Планирование действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - ЛРН) проводится в целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению ЧС(Н), поддержанию в постоянной готовности сил и средств их ликвидации для обеспечения безопасности населения и территорий области, а также максимально возможного снижения ущерба и потерь в случае их возникновения.
Планирование экологической рекультивации земель и реабилитации территорий, подвергшихся загрязнению, проводится дополнительно в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
1.4. Основными задачами планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов (далее - ЛЧС (Н) являются:
обоснование уровня возможной ЧС (Н) и последствий ее возникновения; установление основных принципов организации мероприятий по предупреждению и ЛЧС(Н) на соответствующем уровне для определения достаточности планируемых мер с учетом состояния возможных источников ЧС(Н), а также географических, навигационно-гидрографических, гидрометеорологических особенностей районов возможного разлива нефти и нефтепродуктов;
осуществление наблюдения и контроля за социально-экономическими последствиями ЧС(Н), мониторинга окружающей среды и обстановки на опасных производственных (потенциально опасных) объектах и прилегающих к ним территориях;
определение порядка взаимодействия привлекаемых организаций, органов управления, сил и средств в условиях ЧС (Н), организации мероприятий по обеспечению взаимного обмена информацией;
обоснование достаточного количества и состава собственных сил и средств организации для ЛЧС(Н), состоящих из подразделений спасателей, оснащенных специальными техническими средствами, оборудованием, снаряжением и материалами, аттестованных в установленном порядке (далее -АСФ(Н), и/или необходимости привлечения в соответствии с законодательством АСФ(Н) других организаций, с учетом их дислокации;
установление порядка обеспечения и контроля готовности к действиям органов управления сил и средств, предусматривающего планирование учений и тренировок, мероприятий по обеспечению профессиональной подготовки персонала и повышение его квалификации, создание финансовых и материальных ресурсов, а также поддержание в соответствующей степени готовности АСФ(Н);
составление ситуационного графика (календарного плана) проведения оперативных мероприятий по ЛЧС(Н);
осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС(Н) и повышение устойчивости функционирования органов управления при возникновении чрезвычайной ситуации, а также экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС(Б);
планирование мероприятий по ликвидации последствий ЧС(Н).
1.5. В рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) организации разрабатывают Планы и Календарные планы, подлежащие согласованию (утверждению) соответствующими федеральными органами исполнительной власти и/или их территориальными органами, комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Костромской области (далее - КЧС Костромской области) и другими организациями в соответствии с их компетенцией и в порядке устанавливаемом настоящими Правилами.
Рассмотрение Планов и Календарных планов при согласовании соответствующими органами не должно превышать 30 (тридцати) календарных дней, с момента поступления документов.
1.6. В территориальной подсистеме РСЧС Костромской области разрабатываются планы КЧС Костромской области (далее - План области) и Планы КЧС органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - Планы органов местного самоуправления).
1.7. Уровень планирования действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов осуществляется в соответствии с требованиями постановлений Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 г. N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" и от 15.04.2002 г. N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", приказа МПР России от 03.03.2003 г. N 156 "Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации". Значения нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации приведены в приложении N 3 к настоящим Правилам.
При разливах нефти и нефтепродуктов, не подпадающих под классификацию ЧС(Н), в организациях должен разрабатываться внутренний регламент с учетом требований приказа МПР России от 03.03.2003 г. N 156 и положений международных конвенций, двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений в данной области, стороной которых является Российская Федерация.
1.8. Организации, выполняющие сезонные, периодические или разовые работы, в ходе которых могут возникнуть ЧС(Н), должны иметь разработанные планы ЛРН, соответствующие уровням возможных ЧС(Н).
Такие планы действуют в период проведения соответствующего вида работ.
1.9. Зоной действия Плана является территория, граница которой соответствует максимально возможной площади загрязнения нефтепродуктом, определяемой на основе его максимально возможного объема, находящегося на соответствующем объекте, а именно:
- стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов - 100 процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения;
- автоцистерна - 100 процентов объема;
- железнодорожный состав - 50 процентов объема цистерн в железнодорожном составе;
- нефтеналивное судно - 2 танка;
- нефтеналивная баржа - 50 процентов ее общей грузоподъемности;
- трубопровод при проколе - 2 процента максимального объема прокачки в течение 14 дней.