Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2005 ГОДА"

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения


Областная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Костромской области до 2005 года" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 года N 1098.

Современный период развития общества характеризуется все более нарастающими противоречиями между человеком и окружающей его природной средой. Крупные аварии и катастрофы техногенного и природного характера в последние десятилетия оказали существенное влияние на жизнь и здоровье населения планеты, его среду обитания.

За последние 30 лет в нашей стране от аварий, катастроф и. стихийных бедствий пострадало более 10 млн. человек, из них погибло более 600 тыс. человек. Суммарный экономический ущерб за этот период сопоставим со среднегодовым валовым внутренним продуктом (ВВП) Российской Федерации. Имеет место рост социальных и экономических потерь от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций (ЧС). За этот период среднегодовой прирост потерь составил: по числу погибших - 4,3 %, пострадавших - 8,6% и материальному ущербу - 10,4%. По оценкам отечественных ученых и экспертов возможный среднегодовой совокупный материальный ущерб с затратами на ликвидацию последствий ЧС в ближайшие годы в нашей стране может составить от 5 до 7% ВВП страны.

На территории Российской Федерации сохраняются высокий уровень угрозы ЧС природного и техногенного характера и тенденция роста количества и масштабов последствий ЧС. При этом более половины населения России проживает в условиях повышенного риска, вызванных угрозой ЧС различного характера.

На территории Костромской области находится более 150 потенциально опасных объектов. В зонах вероятных ЧС проживает более 158 тыс. человек.

Анализ ЧС техногенного характера, произошедших за 3 последних года, показывает, что основную долю продолжают занимать пожары на объектах социально-бытового и промышленного назначения. Продолжается рост ЧС, связанных с эксплуатацией автотранспорта. В 1999 году произошло 35 ЧС техногенного характера, из них территориальных - 2, локальных - 33. Погибло 93 человека, пострадало 94 человека. Материальный ущерб составил 11.993 млн. рублей. Имела место 1 ЧС природного характера, а также 170 лесных и 8 торфяных пожаров. Ущерб составил 0,48 млн. рублей, по сравнению с 1998 годом увеличился на 0,22 млн. рублей.

В 1999 году произошла вспышка массового заболевания людей дизентерией в п. Поназырево, переболело 356 человек. По сравнению с 1998 годом на 200 человек увеличилась заболеваемость вирусным гепатитом, в основном за счет населения г. Костромы, на 30% увеличилась заболеваемость людей клещевым энцефалитом.

На территории области имеется 351 сибиреязвенный могильник. В неблагополучных в эпидемиологическом отношении районах проживает 85,5 тыс. человек

В 1999 году ущерб области от ЧС всех видов по сравнению с 1998 годом увеличился на 50%. Рост материального ущерба дали ЧС техногенного характера (пожары на объектах производственной и социальной сферы).

Сохраняющаяся тенденция ежегодного роста количества и масштабов последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий заставляет искать новые решения проблемы защиты населения и территорий от ЧС, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогноза и предупреждения.

До недавнего времени первостепенное внимание в решении проблем защиты населения и территории от ЧС уделялось ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. Однако эти усилия становятся всё менее эффективными и более затратными. Имеющиеся ограниченные ресурсы должны быть в первую очередь направлены на снижение риска и обеспечение безопасности человека, а не на оплату огромных расходов при покрытии причинённого ущерба.

По расчетам международных экспертов и ученых Российской академии наук (РАН) затраты на прогнозирование и обеспечение готовности к стихийным бедствиям в 10-15 раз меньше величины предотвращенного ущерба.

Анализ и управление рисками должны лечь в основу системы регулирования безопасности населения и территорий и обеспечить преодоление негативной тенденции роста числа ЧС природного и техногенного характера. Так, например, в тех странах Западной Европы, где осуществляются меры государственного регулирования с целью снижения риска ЧС. число аварий и катастроф сократилось за десять лет в 7 - 10 раз. Подобные меры оказываются наименее затратными и в экономическом отношении.

Несмотря на сложности социально-экономического развития, в Российской Федерации в последнее время уделялось серьезное внимание вопросам защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Завершен первый этап создания единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). На этом этапе, в основном, решались задачи спасения населения от аварий, катастроф и стихийных бедствий. Главная задача второго этапа развития РСЧС - снижение рисков и смягчение последствий ЧС, то есть осуществление комплекса мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь.

Целью государственной политики в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС природного и техногенного характера должно стать обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и окружающей среды в пределах показателей приемлемого для государства риска.

Проблема не может быть решена только на основе существующих механизмов регулирования и практического обеспечения мер защиты населения и территорий от ЧС. Нужен принципиально иной подход к ее решению. В основу нового подхода целесообразно положить принцип приемлемого риска.

Поэтому проблема снижения рисков и смягчения последствий ЧС природного и техногенного характера в Российской Федерации носит характер первостепенной важности, и её решение относится к приоритетной сфере обеспечения национальной безопасности страны. Для решения проблемы требуется принятие неотложных мер во избежание потери условий для устойчивого развития экономики страны и ее способности к расширенному воспроизводству. Проблема носит межведомственный и межрегиональный характер и требует комплексного подхода на государственном уровне, повышения ответственности органов власти и руководителей, всех уровней за своевременное проведение мероприятий по предупреждению ЧС, а в случае их возникновения - организованную ликвидацию последствий.

Современное состояние РСЧС и уровень развития ее подсистем не в полной мере обеспечивают комплексное решение проблемы защиты населения и территорий от ЧС. Механизмом практической реализации основных положений государственной политики в области предупреждения ЧС и уменьшения их последствий, должен стать программно-целевой метод.