В теплоэнергетике Костромской области преобладает централизованное теплоснабжение (более 60 %) от ТЭЦ (около 30 %), районных, промышленных и муниципальных котельных (30-35 %).
В децентрализованных системах, к которым условно отнесены системы мощностью менее 10 Гкал/ч (11,65 МВт), производится около 20% всей тепловой энергии, из них практически все количество тепла производится котельными. Из этого количества тепловой энергии около половины производится индивидуальными котельными и теплогенераторами, мощность которых не превышает 0,5 - 1 Гкал/ч.
Сведения о котельных по районам Костромской области по состоянию на начало 2003 года приведены в таблице 1.3.
Существенным фактором определяющим уровень затрат на производство тепловой энергии, а следовательно и тарифов, является степень использования производственных мощностей котельных. При этом на многих автономных котельных установленная мощность оказывается невостребованной потребителями. Например, в г.Костроме подлежат замене 43 % котлов, но дефицита тепловой мощности нет.
Анализ технического состояния систем теплоснабжения свидетельствует о необходимости проведения большого комплекса работ для обеспечения приемлемого состояния оборудования по выработке, передаче и использованию энергоносителей.
Энергетическая стратегия предусматривает повышение уровня эксплуатации систем теплоснабжения в целях существенного снижения себестоимости тепловой энергии в сравнении со стоимостью электроэнергии и газа, что даст возможность снизить долю участия федерального, областного и местных бюджетов в финансировании теплоснабжения быта.
Существующее положение требует модернизации всей технологической цепочки производства, транспорта и использования тепла, а также использования системы мониторинга состояния элементов оборудования. Реальным путем такой модернизации в сложившихся финансово-экономических условиях является выполнение экономически окупаемых энергосберегающих проектов при максимальном использовании действующих источников и тепловых сетей.
Учитывая комплексный характер тепловой энергии, можно сказать, что она обладает наибольшим ресурсом энергосбережения.
Энергосбережение является комплексной проблемой, решение которой может дать разноплановые эффекты. В технико-экономическом аспекте это - снижение потерь, внедрение новых технологий и оборудования, повышение технического уровня теплового хозяйства. Экологический эффект связан со снижением расхода топлива и уменьшением количества вредных выбросов. Социальный эффект состоит в повышении надежности теплоснабжения и комфортности в зданиях. Снижение теплопотребления приводит к сокращению бюджетных дотаций, обеспечивая положительный финансовый результат. Целенаправленное проведение энергосберегающей политики дает шанс разорвать замкнутый круг существования кризисной ситуации в сфере теплоснабжения и отсутствия средств для ее преодоления. Окупаемость энергосбережения создает возможность получения кредитов, возвращаемых за период окупаемости проекта.
Технические пути реализации энергосберегающей политики:
- применение современных энергосберегающих технологий и оборудования при модернизации действующих систем и установок и сооружении новых;
- измерение количества произведенной и потребленной энергии и проведение взаиморасчетов по показаниям приборов;
- автоматическое регулирование процессов производства, транспорта и потребления тепловой энергии и автоматизированные системы диспетчерского управления;
- строительство новых зданий в соответствии с изменениями СНиП "Строительная теплотехника" и дополнительная изоляция действующих зданий.
Программой предусматриваются затраты на реконструкцию и модернизацию котельного оборудования - 960,738 млн. рублей, на модернизацию систем транспортировки тепловой энергии - 43,59 млн. руб., установку систем учета и регулирования потребления тепловой энергии - 51,44 млн. рублей, проведение энергетических обследований потребителей тепловой энергии - 3 млн. рублей.
В Энергетической стратегии России до 2020 года, принятой Правительством РФ в августе 2003 года, основной упор в развитии сектора теплоснабжения делается на двукратное увеличение доли комбинированного производства тепла в сфере центрального теплоснабжения.
Данной программой предусматривается модернизация основного и вспомогательного оборудования крупных и средних котельных с монтажом паротурбинных или газотурбинных установок для выработки электрической энергии на собственные нужды и во внешнюю электросеть, внедрение технических и организационно-экономических мероприятий, способствующих увеличению степени загрузки действующих ТЭЦ по теплу. Необходимо изучение динамики тепловых нагрузок разной концентрации в целях определения возможной тепловой базы для комбинированной выработки электрической и тепловой энергии и определения эффективных зон применения теплофикации в конкретных условиях энергоснабжения городов и районов Костромской области.
В этих целях потребуется возобновление разработки схем теплоснабжения локальных узлов теплопотребления в составе комплексных территориальных схем электро-, газо- и теплоснабжения с обоснованием в них целесообразной степени централизации теплоснабжения при возможных условиях топливо- и электроснабжения, эффективной доли комбинированного производства электрической и тепловой энергии в рыночных условиях хозяйствования с учетом экологических требований. В новых схемах территориального теплоснабжения должна предусматриваться возможность передавать тепловую энергию от более экономичных источников тепла в зону действия менее экономичных источников. Это необходимо и с точки зрения обеспечения энергетической безопасности теплоснабжения.
Сложившаяся избыточность производственных мощностей ТЭЦ и котельных по отношению к уровням теплопотребления в зонах централизованного теплоснабжения предопределяет необходимость скорейшего завершения оценки технического состояния действующего оборудования теплогенерирующих систем общего пользования и систем транспорта тепла от них, программного подхода к проблеме вывода из работы устаревшего оборудования, реконструкции и технологического перевооружения действующих мощностей на базе внедрения парогазовых циклов, выявления экономически эффективных масштабов и допустимых сроков продления эксплуатации оборудования разных типов, а также способов их реконструкции.
Решение этих задач осуществляется на основе проведения энергетического аудита и составления энергетических паспортов всех теплогенерирующих систем Костромской области.
Общие затраты на энергетическое обследование всех теплогенерирующих организаций области составят 2000 тыс. рублей. Источник финансирования: собственные средства организаций 95 %, внебюджетные средства - 5 %.
В направлении совершенствования схем и оборудования систем транспорта и распределения тепловой энергии планируются мероприятия:
- оптимизация гидравлического режима в системах теплоснабжения;
- снижение потерь тепла за счет увеличения скорости теплоносителя в сети;
- замена существующих тепловых трасс на трубы полной заводской готовности с полиуретановой изоляцией и бесканальной прокладкой;
- внедрение систем частотного регулирования электродвигателей насосного и тягодутьевого оборудования;
- перевод систем теплоснабжения на закрытую схему.
Оптимизация гидравлического режима в системах теплоснабжения является важным мероприятием, так как в настоящее время в большинстве случаев гидравлический режим в системах теплоснабжения не отрегулирован. Для достижения напоров теплоносителя, обеспечивающих циркуляцию воды у потребителей, подключенных на конечных участках тепловой сети, в системе повышается расход теплоносителя, вследствие чего повышается потребление электрической энергии на подачу сетевой воды. Анализ собранных данных о тепловых нагрузках и затратах на выработку, транспортировку тепловой энергии показал, что фактические расходы электроэнергии, потребленной отопительными котельными, в значительной мере превышают нормативные величины.