Ограниченность средств местных бюджетов ведет к стремительному росту задолженности бюджетных организаций за энергоносители. В 2003 году на энергоснабжение организаций бюджетной сферы выделено из областного бюджета 116,554 млн. рублей, из местных бюджетов - 258,1 млн. рублей.
(в редакции постановления Костромской областной Думы N 3507 от 16.12.2008 года (НГР ru44000200800923))
Для снижения нагрузки по оплате счетов энергоснабжающих предприятий разрабатываемые программы энергосбережения в городах и районах предусматривают:
- обязательное оснащение бюджетных организаций приборами учета;
- на время до оснащения приборами учета проведение энергетических обследований;
- лимитирование энергоснабжения бюджетных организаций по тепловой и электрической энергии;
- энергосберегающие мероприятия по применению тепловых штор и тепловых обоев;
- регулирование потребления тепла.
Выборочные обследования по использованию лимитов энергопотребления в бюджетных организациях (учебные и лечебные организация города Костромы) выявили факты нерационального использования электроэнергии: неэффективный электрообогрев, оплата за потребление электроэнергии субабонентами, арендующими помещения. Выявлены завышения расчетных нагрузок на отопление.
В бюджетных организациях, как правило, не проводятся опрессовка систем отопления, их промывка, не выполняются регулировочные работы. В эксплуатационных службах потребителей тепла (бюджетных организациях) практически отсутствуют квалифицированные кадры.
Приборами учета тепловой энергии не оснащены большинство бюджетных организаций. Ориентировочно ожидаемая экономия платежей за тепловую энергию после установки приборов учета составит около 25%, а при невыдерживании температурных режимов в тепловых сетях может достигнуть 50%. Потребность организаций образования областного подчинения департамента образования и науки Костромской области в приборах учета потребления тепловой энергии - 80%, электрической энергии - 20%, газа- 50%, воды - 60%. Такой уровень потребности в приборах учета характерен для всех организаций бюджетной сферы.
При отсутствии приборов учёта в большинстве случаев оплата за коммунальные услуги бюджетных организаций осуществляется на основе расчётных параметров, определяемых энергоснабжающими организациями. Опыт отдельных организаций показывает, что после установки приборов учета на объектах бюджетной сферы получается значительная экономия - от 10 до 70 %.
Бюджет оплачивает ресурсы, которые он никогда не получал. Установка приборов учета показывает также, что режимы теплоснабжения систематически нарушаются, при "недотопах" бюджет тратит лишние деньги на электрообогрев, а при "перетопах" оплачивает ресурсы, которые ему не нужны.
В России управление энергопотреблением на объектах бюджетной сферы началось только в 1999 г. с введения лимитирования в соответствии с:
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 года N 5 "О снабжении топливно-энергетическими ресурсами организаций, финансируемых в 1998 году за счет средств федерального бюджета"; (введено лимитированное потребление энергоносителей);
- Постановлением Правительства Российской Федерации N 588 от 15.06.98 "О дополнительных мерах по энергосбережению в России"; (предусмотрены меры по стимулированию повышения эффективности использования энергоресурсов во всех субъектах Российской Федерации, в т.ч. и бюджетных организациях федерального подчинения через разработку отраслевых и региональных программ энергосбережения).
- Постановлением Правительства Российской Федерации N 796 от 17.11.2001 "О федеральной целевой программе "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 гг. и на перспективу до 2010 года"; (предусмотрена реализация подпрограммы "Энергоэффективность в организациях (организациях) федеральной бюджетной сферы").
Система лимитирования энергопотребления сыграла положительную роль в наведении порядка. Расчеты финансовых средств на оплату топливно-энергетических ресурсов выполняются в соответствии с методикой, предложенной Минтопэнерго России.
В 1998-2000 гг. коммунальные услуги оплачивались организациями бюджетной сферы лишь в незначительной степени, по их оплате накапливалась задолженность, физические объемы лимитов были производными от выделяемого бюджетного финансирования. В 2001-2002 гг. ситуация кардинальным образом изменилась. Физические объемы лимитов стали отражать нормативно-расчетные объемы потребления ресурсов, и эти объемы подкреплены необходимым уровнем бюджетного финансирования. В последние годы резко снизилась задолженность. Это впервые создало реальную основу для снижения бюджетных расходов за счет реализации программ оснащения бюджетных объектов приборами учета и повышения энергоэффективности.
Однако система лимитирования не стимулирует снижение потребления энергоресурсов. Лимиты устанавливаются на основе данных энергоснабжающих предприятий о масштабах потребления за три последних года. Для организаций, не оснащенных приборами учета и регулирования эти данные часто значительно завышены. При постоянном внимании администраций к определению и согласованию лимитов на потребление энергоресурсов, их коррекция происходит в основном в сторону увеличения. Система планирования и оплаты энергоресурсов сохраняется такой, что бюджетный объект платит "не свои деньги", а бюджет оплачивает "не свои затраты", или когда полученная экономия полностью и бесследно "экспроприируется" бюджетом.
Полученная финансовая экономия от мер по энергосбережению автоматически изымается, что резко снижает заинтересованность бюджетополучателей в экономии средств. Отсутствуют схемы стимулирования энергосбережения на объектах бюджетной сферы, что снижает эффект от мер по энергосбережению там, где они реализованы.