В Костромской области, как и в большинстве регионов России, использование топливно-энергетических ресурсов назвать эффективным нельзя.
Основными причинами этого являются:
- несовершенство нормативно-правовой базы, регламентирующей функционирование топливно-энергетического комплекса на федеральном и региональном уровне;
- отсутствие четкой системы государственного управления топливно-энергетическим комплексом региона;
- с начала 90-х годов наблюдался спад производства в области (однако, в период 2000, ..2002 года наметился рост промышленного производства);
- несовершенство тарифной политики на энергоносители;
- износ оборудования и устаревшие технологии на энергоисточниках, системах транспорта энергоносителей и у энергопотребителей;
- недостаток инвестиций для модернизации и реконструкции энергогенерируюшего и энергопотребляющего оборудования;
- высокая степень зависимости региона от поставок топлива из других регионов России;
- недостаточное развитие газификации области;
- неэффективное управление в сфере энергопотребления и энергосбережения;
- отсутствие методики государственной оценки эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.
Например, анализ эффективности использования ТЭР на предприятиях ОАО "Костромаэнерго" показал, что удельный расход топлива при производстве электроэнергии на устаревшем оборудовании и из-за неоптимального режима эксплуатации оборудования имеет значение до 486,25 г.у.т./кВт.ч. В тоже время на современных промышленных электростанциях аналогичные показатели не превышают 250 г.у.т./кВт-ч.
Расход электроэнергии на собственные нужды выше 10 % против 4 % на передовых ТЭЦ, а расход электроэнергии на производство тепла превышает 50 кВт-ч/Гкал, что является одним из наибольших в энергетических системах Центра России.
Потери тепла в тепловых сетях при 7...8 % в ОАО "Костромаэнерго" в муниципальных сетях достигают 20.. .30 %.
Удельный расход условного топлива на различных источниках теплоснабжения колеблется от 170 до 209 кг.у.т./Гкал (таблица 1.3) в зависимости от режимов загрузки оборудования, его технического состояния, от уровня эксплуатации, от вида сжигаемого топлива. Значительное количество котельных имеют завышенную установленную мощность, малоэффективны, нуждаются или в реконструкции, или в ликвидации. В результате этого действующие тарифы по регулируемым источникам теплоснабжения в 2003 году изменяются от 127 руб./Гкал до 800 руб./Гкал.
С целью снижения влияния расходов на оплату ТЭР на бюджеты различных уровней, а также с целью осуществления эффективного использования энергетических ресурсов следует проводить оценку использования лимитов потребления тепловой, электрической энергии и воды в натуральном и стоимостном выражении для организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
(в редакции постановления Костромской областной Думы N 3507 от 16.12.2008 года (НГР ru44000200800923))
Для этого необходимо обеспечить проведение энергетического обследования и составление энергетических паспортов потребителей энергии. На сегодняшний день постановление губернатора Костромской области от 23.07.01 г. N 308 "Об обязательных энергетических обследованиях и составлении энергетических паспортов" фактически оказалось не выполненным.
Не эффективное использование топлива и энергии в экономике региона обусловлено несовершенством действующих правовых, финансово-экономических и ценовых механизмов, слабо стимулирующих производителей и потребителей энергоресурсов снижать затраты на топливо и энергию, а подчас и вовсе не стимулирующих. Не достаточное использование энергосберегающего оборудования, приборов учета, прогрессивных материалов вызвано недостаточным платежеспособным спросом, слабостью информационной базы и инфраструктуры рынка, недостатком средств у предприятий, сложностью получения кредитов на приемлемых условиях. Энергозатратность производств все в большей степени определяется постоянно возрастающей долей устаревшего (изношенного) оборудования, производственных фондов, нехваткой квалифицированных кадров. В недостаточном объеме проводится обучение и пропаганда эффективных методов экономии энергоресурсов среди населения.
Здесь необходимо отметить, что в регионе отсутствует системный подход в вопросах рационального использования топливно-энергетических ресурсов, который должен быть обеспечен:
- законодательной базой на Федеральном уровне (имеется федеральный Закон "Закон об энергосбережении", в Государственной Думе готовятся существенные поправки к нему. Есть федеральный Закон "Об электроэнергетике", готовится федеральный Закон "Об энергетической безопасности");
- разработкой региональной энергетической программы, местных программ по энергосбережению (политика энергосбережения в регионе должна стимулировать потребителя заниматься этими вопросами);
- наличием на федеральном уровне принятых более 20 нормативных документов, регламентирующих нормативы на использование ТЭР (необходимо адаптировать их на региональном уровне);
- совершенствованием на региональном уровне нормативно-правовой базы проведения энергосберегающей политики, хотя работа эта начата (принят закон Костромской области "Об энергосбережении на территории Костромской области", но отсутствует инструмент его выполнения).
Единственной альтернативой трудно осуществимому в современных условиях процессу привлечения крупных инвестиций в наращивание объёмов добычи и производства энергоресурсов является энергосбережение, основной потенциал которого в настоящее время сосредоточен в отраслях топливно-энергетического комплекса, в жилищно-коммунальном хозяйстве и в энергоёмких отраслях промышленности.
Анализ состояния экономики и возможностей реализации имеющегося потенциала энергосбережения на основе внедрения передовых технологий, проектов и быстро окупаемых энергосберегающих мероприятий показывает, что расчётная экономия энергоресурсов в ЖКХ и социальной сфере Костромской области в 2010 году может составить 629 тыс. т. у т, по сравнению с 2003 годом (таблица 1.8).
Потенциал энергосбережения в регионе оценивается в 40% от существующего энергопотребления или 2,2 млн. тут (таблицы 1.8-1.10).