В осознании национальных интересов России сегодня отчетливо проявляется новое понимание социокультурного потенциала. Значение собственно культурной составляющей социально-экономического развития страны существенно возрастает, и государственная политика в сфере культуры становится не ведомственной, а действительно общенациональной.
Государство, укрепляя гражданское согласие через соблюдение национальных интересов, должно формировать и осуществлять активную культурную политику, в т.ч. через разнообразные формы государственного заказа на значимые культурные проекты и мероприятия, поддержку учреждений культуры, творческих коллективов.
В современном мире, где в значительной степени присутствуют риски криминализации социальной среды, роста наркозависимости и алкоголизма, утраты нравственных ценностей, разрушения семьи, негативных последствий внедрения массовой культуры с пропагандой насилия и жестокости, крайнего индивидуализма, обезличивания человека именно развитие культуры и искусства, духовное совершенствование каждой личности является основой для позитивного развития всего общества. Культура объединяет нацию, укрепляет преемственность поколений; в связи с этим особенно важно привлечь детей и молодежь к культурной деятельности во всем ее многообразии, задействовать культурный потенциал в целях воспитания и просвещения, средствами культуры и искусства способствовать социализации человека, становлению личности, формированию гражданского самосознания, патриотизма. При этом причастность к мировому культурному наследию, принадлежность к национальной культуре не означает отказа от особенностей культуры родного края. В условиях глобализации необходимо особое внимание уделять культуре малых городов и сел, изучению, сохранению и популяризации историко-культурного наследия, нематериальной культуры (традиций, языковых особенностей, обрядов).
Уникальное культурное наследие Костромского края, берущее начало в далеких веках, является неотъемлемой частью общероссийской истории, духовного богатства страны. Ровесница Москвы, Кострома входит в состав "Золотого кольца России" - природного и исторического комплекса, где на ограниченной территории сконцентрирована значительная часть российского историко-культурного и духовного достояния. Костромская земля причастна к созданию духовного богатства России. Она стала местом рождения или проявления талантов людей, вошедших в русскую историю - писателей Алексея Феофилактовича Писемского, Александра Николаевича Островского, Николая Алексеевича Некрасова, Анны Ивановны Готовцевой, Юлии Валериановны Жадовской, Павла Александровича Катенина, художников Гурия Никитина, Григория Островского, Бориса Кустодиева, Ефима Васильевича Честнякова, создателя русского театра Федора Волкова, книгоиздателя Ивана Дмитриевича Сытина, этнографа и фольклориста Сергея Васильевича Максимова, меценатов Павла Михайловича Третьякова, Федора Васильевича Чижова, философов Василия Васильевича Розанова, Павла Александровича Флоренского, драматурга Виктора Сергеевича Розова, кинорежиссера Андрея Тарковского...
В Костромской области осуществляются крупномасштабные культурные проекты, разнообразные событийные мероприятия, проводимые на основе исторического, культурного, нематериального наследия области, ведется многоаспектная работа по развитию профессионального искусства, народного творчества, библиотечного и музейного дела.
Получают государственную поддержку сеть бюджетных учреждений культуры, искусства и образовательных учреждений отрасли "Культура" области (свыше 1000 единиц, в т.ч. 20 областных учреждений, подведомственных департаменту культурного наследия, культуры и туризма области), профессиональные и самодеятельные творческие коллективы, творческие союзы.
Однако в сфере культуры Костромской области, как и в России в целом, имеются проблемы, требующие особого внимания со стороны органов государственной власти.
Среди ключевых вопросов развития культуры - обеспеченность кадрами и их квалификация (профессионализация). Численность специалистов, занятых в отрасли "Культура", составляет 5716 человек, из них 83% - женщины. Профессиональный стаж свыше 20 лет имеется у 2077 человек, (36% от всего личного состава), что характеризует отрасль по кадровому составу, как стабильную, однако за счет работников среднего и пожилого возраста. Устойчивое развитие культуры требует привлечения молодых специалистов, постоянной поддержки кадровых ресурсов через систему профессиональных конкурсов, внедрение инноваций, мероприятий, направленных на развитие системы среднего специального образования и повышения квалификации в отрасли, выплату надбавок и премий за объем и качество работы.
Нуждается в кардинальном обновлении техническое оборудование муниципальных учреждений культуры, многие областные учреждения также в должной мере не обеспечены современным оборудованием. Это весьма затратные мероприятия, требующие привлечения как бюджетных, так и внебюджетных средств. Оснащенность муниципальных учреждений культуры области клубного типа музыкальными инструментами и звукотехнической аппаратурой по состоянию на 1 января 2005 года составляет в соответствии с нормативными данными в целом 57%. Здания и помещений многих учреждений культуры требуют ремонтно-реставрационных работ, оснащения современными системами сигнализации в целях безопасности населения и имущества.
В условиях становления информационного общества сохранение конкурентоспособности учреждений культуры в большой степени зависит от информатизации отрасли. Требуется направленная модернизация оборудования, насыщение имеющихся баз данных и формирование новых в соответствии с интересами населения и приоритетами развития области, внедрение информационных услуг и информационно-коммуникационных технологий, рост информационных продуктов культуры.
Учитывая вышеназванные актуальные проблемы, администрация Костромской области всемерно поддерживает культуру и искусство в интересах граждан и устойчивого развития области; в рамках региональной культурной политики осуществляется разработка и реализация областной целевой программы "Культура Костромской области (на 2006-2010 годы)".
Областная целевая программа "Культура Костромской области (на 2006-2010 годы)" (далее - программа) разработана в целях обеспечения духовного развития, творческой реализации, повышения качества жизни населения области путем активного приобщения граждан к культурным ценностям и культурным благам, формирования национального самосознания человека-гражданина, воспитания подрастающего поколения на основе патриотических и нравственных ценностей, в духе уважения к отечественной культуре и историко-культурному наследию края, укрепления российской государственности через обеспечение единого культурного пространства области, последовательное участие в формировании единого культурного пространства России.
Программные цели и задачи определены с учетом полномочий и обязанностей органов государственной власти и местного самоуправления Костромской области, установленных Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, Костромской области, Посланиями Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию.
Программа также корреспондируется с Федеральной целевой программой "Культура России (2006-2010 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 года N 740, концепцией областной целевой программы "Историко-культурное, природное и духовное наследие Костромской области (до 2020 года)", одобренной постановлением губернатора области от 4 марта 2005 года N 100, иными областными целевыми программами, касающимися сферы культуры.
При разработке программы учтены материалы заседаний Совета по культуре и искусству и Общественной палаты при губернаторе области, коллегии, экспертных советов, рабочих групп департамента культурного наследия, культуры и туризма области, предложения областных и муниципальных учреждений отрасли "Культура", органов управления культуры муниципальных образований области.
Программа разработана с учетом результативной реализации региональной целевой программы "Культура Костромской области (2003-2005 годы)", утвержденной Законом Костромской области N 87-ЗКО от 26.12.2002. Реализация программы позволила провести комплекс мероприятий по развитию профессионального искусства, поддержке народного творчества и развития культурно - досуговой деятельности, народных промыслов, поддержке молодых дарований и профессионального образования, укреплению материальной базы и техническому оснащению отрасли "Культура" в области. Данная областная целевая программа стала существенным инструментом действенной государственной поддержки развития культуры области, расширила возможности для доступа населения к культурным ценностям и благам, обеспечила необходимые условия сохранности библиотечных и музейных фондов, внедрение информационных технологий в сферу культуры. В рамках программных мероприятий осуществлялось стимулирование труда работников культуры (выплачивались надбавки к должностным окладам сотрудников библиотек до 20% с учетом объема и качества выполняемой работы, областные премии), что позволило укрепить кадровый потенциал. Стабильные статистические показатели работы областных и муниципальных учреждений культуры свидетельствуют о высокой востребованности населением культурных благ (свыше 30 тысяч человек ежедневно посещают учреждения отрасли и участвуют в культурных мероприятиях).
Областная целевая программа "Культура Костромской области (на 2006-2010 годы)" продолжает эти достижения в интересах населения области, решает ряд проблем, затрудняющих развитие культуры на территории области.
Очевидно, что реализация заявленных масштабных целей и задач программы требует комплексного подхода, существенной модернизации материально-технической базы отрасли культуры, системных финансовых вложений, действенной организационной поддержки, применения программных средств и методов.
Актуальность программного подхода к развитию культуры области в значительной степени обусловлена реформированием бюджетной сферы страны, смещением акцентов бюджетного процесса от управления бюджетными ресурсами (затратами) к управлению результатами. Успешная деятельность организаций культуры, творческих коллективов во многом зависит от осуществления политики стратегического развития посредством эффективного распределения и освоения новых ресурсов.
В условиях реформы местного самоуправления программа приобретает особое значение, являясь действенным инструментом государственной поддержки развития культуры в городах и селах области, укрепляя горизонтальные и вертикальные управленческие, организационные, творческие взаимосвязи отрасли в ходе осуществления программы. Разграничение полномочий и ответственности на разных уровнях власти не должно разрушать единства культурного и информационного пространства.
Программный подход позволяет учесть неизбежное расхождение циклов планирования (с финансовым годом не совпадает период концертно-театрального сезона и учебный год в школах дополнительного образования и средних специальных учебных заведениях отрасли), обеспечить участие творческих коллективов и организаций культуры в незапланированных, но значимых для области межрегиональных, российских, международных мероприятиях и проектах.
Цели и задачи программы реализуются через систему программных мероприятий. Данные мероприятия не исчерпывают все многообразие форм культурной жизни области. Комплекс мер по государственной поддержке развития культуры края, предпринимаемых администрацией области, также не ограничен мероприятиями программы. Программа, не заменяя текущего финансирования отрасли "Культура", нацелена на поддержку "точек роста", имеющих долгосрочный социально-культурный эффект.