КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2004 года N 3148
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 - 2007 ГОДЫ"
Утратило силу
постановлением Костромской областной Думы N 2987 от 10.06.2008 года (НГР ru44000200800381)
Рассмотрев представленную губернатором Костромской области областную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Костромской области на 2005 - 2007 годы", Костромская областная Дума ПОСТАНОВИЛА:
1. Утвердить областную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Костромской области на 2005 - 2007 годы".
2. Рекомендовать органам местного самоуправления предусматривать в своих бюджетах в 2005 - 2007 годах финансовые средства на реализацию Программы.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить постоянную комиссию по социальной политике и постоянную комиссию законодательству и местному самоуправлению Костромской областной Думы.
4, Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель Костромской
областной Думы В.П. Ижицкий
Наименование Программы | - Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками их незаконному обороту в Костромской области на 2005-2007 годы" |
Основание для разработки Программы | - Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"; |
Государственный заказчик Программы | - Администрация Костромской области |
Координатор Программы | - Межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту |
Основные разработчики Программы | Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти: - управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Костромской области; |
Основные исполнители Программы | Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти: - управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Костромской области; |
Основные цели и задачи Программы | Основной целью Программы является создание условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, поэтапное сокращение распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений, создание положительной информационной и культурной тенденции по формированию у детей, подростков, молодежи и взрослого населения антинаркотического мировоззрения, здорового образа жизни и духовно-нравственной культуры. Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи: - организация наступательного комплексного противодействия криминальному наркобизнесу; |
Перечень основных мероприятий Программы | 1 .Организационные и правовые меры противодействия злоупотреблению наркотиками. 2. Профилактика злоупотребления наркотическими средствами и психоактивными веществами. 3. Выявление, лечение и реабилитация лиц, употребляющих наркотические средства без назначения врача. 4. Пресечение незаконного оборота наркотиков. Контроль за легальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. |
Источники и объемы финансирования Программы | - Областной бюджет, бюджеты муниципальных образований, внебюджетные средства, добровольные пожертвования юридических и физических лиц. Ожидаемые затраты из областного бюджета на реализацию Программы составляют: всего в 2005-2007 годах - 5951,0 тыс. руб. (в 2005 году - 2352,0 тыс. руб., в 2006 году - 1928,0 тыс. руб., в 2007 году - 1671,0 руб.). Объемы финансирования уточняются ежегодно. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - замедление темпов роста распространения наркомании в области; |
Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за исполнением Программы возлагается на областную межведомственную комиссию по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, текущая информация и ежеквартальные доклады о ходе выполнения Программы и об использовании выделенных средств представляются исполнителями Программы в установленные сроки. |
Сроки реализации Программы | 2005-2007 годы |
Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Костромской области на 2005-2007 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" и во исполнение распоряжения главы администрации области от 16 марта 2004 года N 462-р "О рабочей группе по разработке проекта областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Костромской области на 2005-2007 годы".
Необходимость ее подготовки и последующей реализации вызвана тем, что современная наркоситуация в Костромской области продолжает характеризоваться неуклонным ростом незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, что представляет серьезную угрозу здоровью населения области, ее экономике, правопорядку, социальной безопасности.
За период с 01.01.2000 г. по 01.07.2004 г. количество лиц с немедицинским потреблением наркотических средств, зарегистрированных в областном наркологическом диспансере, в абсолютном значении увеличилось в 1,5 раза, а на 100 тыс. населения - более чем в 1,5 раза.
Несмотря на некоторое замедление темпов роста наркомании абсолютное число больных продолжает расти.
По состоянию на 01.07.2004 г. на наркологическом учете состоит 1294 потребителя психоактивных веществ, в том числе 734 человека - с диагнозом наркомания.
Из числа, состоящих на наркоучете, каждый десятый является ВИЧ-инфицированным, у каждого второго - вирусный гепатит.
За 1 полугодие 2004 г. зарегистрировано 224 преступления, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, что на 62,3 % выше аналогичного периода 2003 г. Из общего количества зарегистрированных преступлений более 69 % составляют тяжкие и особо тяжкие, около 36% - совершенны в отношении наркотиков в крупных и особо крупных размерах.
В область наркотики поступают из Ивановской, Нижегородской, Ярославской областей и г. Москвы.
Со строительством федеральных трасс "Москва - Екатеринбург" и "Нижний Новгород - Котлас" область "открылась" для южных и восточных регионов - традиционных поставщиков наркотиков.
По оперативным данным, на нелегальном рынке помимо "традиционных" (опиоиды и каннабиноиды) появляются новые синтетические наркотики.
Меняется и сам механизм реализации наркотиков, адаптируясь к обстоятельствам рынка. За последние годы наркомафия скорректировала свое поведение на областном розничном рынке в двух аспектах. Во-первых, она уходит из мест повышенного контроля со стороны правоохранительных органов и служб безопасности (дискотеки, образовательные учреждения, места организованного отдыха) и переносит основной акцент на места временного скопления молодежи - так называемые уличные, дворовые и парковые "тусовки". Во-вторых, наряду с использованием постоянной "профессиональной" сети розничных распространителей все активнее привлекает к розничной торговле молодых наркоманов - членов неформальных групп.
На объектах легального оборота также имеют место многочисленные нарушения хранения наркотиков.
Все эти факторы дают повод прогнозировать дальнейшее развитие криминальной ситуации в сфере незаконного оборота наркотиков.
В области имеется потенциал для реализации мер целевого воздействия на наркопреступность и контроля за легальным оборотом наркотиков. Проблема постоянно находится в поле зрения органов исполнительной и законодательной власти области.
Утвержденная Законом Костромской области от 26 декабря 2002 г. N 88-ЗКО региональная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Костромской области на 2003-2004 годы", несмотря на экономические трудности и недостаточное финансирование, все же позволила решить ряд наиболее важных проблем.
Практически во всех муниципальных образованиях разработаны программы профилактики злоупотребления наркотическими средствами и противодействия их незаконному обороту. Заложены основы межведомственного взаимодействия в решении проблемы профилактики злоупотребления психотропными веществами среди несовершеннолетних, привлечения к профилактике родителей, общественных организаций, средств массовой информации, расширяются информационное обеспечение, международное и межрегиональное сотрудничество.
Профилактическая работа осуществляется на всех уровнях образования, в образовательных учреждениях всех типов и видов. Активизировалась работа по совершенствованию научно-методического обеспечения антинаркотической деятельности органов управления образованием и образовательных учреждений.
Усиливается контроль за реализацией прав детей на образование. Принимаются меры по выявлению и возвращению в образовательные учреждения детей, не обучающихся в нарушение закона. Повышается роль воспитательной работы в образовательных учреждениях. Продолжается работа по развитию спортивных, досуговых учреждений, вовлечению детей и молодежи в занятия физкультурой, спортом.
Складывается система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих деятельность по профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди детей, подростков, молодежи.
Правоохранительные органы повседневно накапливают опыт борьбы с наркопреступностью в новых социально-экономических условиях. Продолжается сбор и реализация оперативной информации о наркодиллерах, их связях. Регулярно проводятся комплексные оперативно-профилактические операции, направленные на выявление правонарушений в сфере легального оборота наркотиков, перекрытию каналов их утечки, обнаружение и уничтожение незаконных посевов наркокультур.
Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, по-прежнему, существует ряд негативных тенденций в организации противодействия злоупотреблению наркотиками и иными психоактивными веществами, в первую очередь, среди подростков и молодежи.
Принимаемые меры по профилактике злоупотребления психоактивными веществами сопряжены с большими трудностями.
Органы управления образованием и образовательные учреждения испытывают недостаток необходимой информации, финансовых и кадровых ресурсов для организации полноценной профилактической работы.
Как следствие, в ряде образовательных учреждений отсутствует комплексная система антинаркотической работы, доминирует информационно-просветительский подход к решению проблем профилактики с акцентированием внимания на негативные последствия наркомании.
Не на должном уровне находится состояние индивидуальной профилактической работы с обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений, имеющими проблемы, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами.
Особое беспокойство вызывают безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние. Многие семьи сталкиваются с материальными и социальными трудностями, что негативно сказывается на формировании благоприятной среды для воспитания подрастающего поколения.
Существуют проблемы с организацией досуга, отдыха и занятости детей.
Основной формой антинаркотической пропаганды в области является вербальная пропаганда. Но эта работа во многом неэффективна. В агитационных материалах не учтена психология "рыночного" поколения с более индивидуализированным сознанием, чем у старшего поколения, его новая потребительская субкультура, в которой главным является престиж.
Ситуация усугубляется существующими проблемами, связанными с обеспечением систематической базовой подготовки специалистов в области профилактики зависимости от наркотических и иных психоактивных веществ.
К освещению в СМИ проблем наркомании, пропаганде альтернативных видов жизнедеятельности недостаточно привлекаются специалисты, значимые для детей и молодежи лица.
Существуют серьезные проблемы в организации наркологической помощи лицам, злоупотребляющим наркотиками, и больным наркоманией.
Существенны недостатки и в деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов, прежде всего, в силу их разобщенности, оттока профессиональных кадров, нерешенности проблем материально-технического обеспечения.
Недостаточным является ресурсное обеспечение антинаркотической деятельности.
Выходом в сложившейся ситуации могут быть только безотлагательные меры, предусматривающие системный подход и наступательность в проведении организационных и практических мероприятий социального, правового и медицинского характера, при условии их должного материально-технического обеспечения и осознания каждым участником Программы своей ответственности за конечные результаты работы
Практика реализации предыдущей Программы показала, что она является эффективным инструментом комплексного решения проблем на областном уровне.
Решение проблемы борьбы с наркоманией невозможно осуществить в пределах одного финансового года, поскольку предусматривается проведение большого количества долгосрочных мероприятий социального характера.
Вместе с тем, растягивать реализацию Программу на длительный срок не целесообразно вследствие интенсивности развития наркоситуации, а также необходимости совершенствования форм и методов противодействия распространению наркомании, борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
В связи с этим предлагаемая Программа рассчитана на трехгодичный срок с возможной пролонгацией или разработкой новой Программы.
Программа предусматривает осуществление комплекса мероприятий, направленных на обеспечение системного подхода к осуществлению противодействия распространению наркомании, борьбы с незаконным оборотом наркотиков, совершенствование форм и методов профилактики наркомании, активизацию антинаркотической пропаганды, повышения эффективности деятельности наркологической службы. В Программу включены положения принципиального характера, требующие межведомственного подхода на областном уровне.
В Программу включены нереализованные мероприятия предыдущей Программы, учтены ресурсные ограничения.
Программа разработана в соответствии с критериями формирования областных целевых программ.
Основной целью Программы является выполнение на территории Костромской области Федерального закона от 08.01.1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" на основе "Руководящих принципов и основных направлений деятельности в Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических и психотропных веществ и злоупотреблению ими на период до 2008 года", утвержденных Советом Безопасности Российской Федерации 29.07.1999 г.:
- создание условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота;
- поэтапное сокращение распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений;
- создание положительной информационной и культурной тенденции по формированию у детей, подростков, молодежи и взрослого населения антинаркотического мировоззрения, здорового образа жизни и духовно-нравственной культуры в обществе.
Основными задачами Программы являются:
- организация наступательного комплексного противодействия криминальному наркобизнесу;
- полнота выявления и повышение эффективности лечения больных наркоманией;
- стабилизация ситуации, связанной с незаконным оборотом наркотиков;
- создание системы межведомственных постоянно действующих мероприятий по профилактике и предупреждению распространения психоактивных веществ среди населения;
- формирование, закрепление и развитие устойчивых обратных связей и доверия в обществе от всех социальных групп и слоев населения, как объектов управления, - к органам власти, как субъектам управления, создание условий для повышения качества социально-экономического управления и устойчивости развития области.
Приоритетное внимание при этом должно уделяться профилактике наркомании в подростково-молодежной среде и укреплению базы органов и учреждений, задействованных для реализации Программы.
Реализация Программы будет выполняться поэтапно с 2005 по 2007 год с учетом поступления средств.