ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2007 года N 94-пп
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (2007-2012 ГОДЫ)"
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Постановление правительства Белгородской области от 27.12.2011 года N 490-пп, НГР: ru31000201100675}
За последние 5 лет на территории области была проведена работа по созданию автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости и выполнен комплекс земельно-кадастровых и оценочных работ, необходимых для внедрения в области автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра.
По 90 населенным пунктам области на площади 811 кв. км создана плановая основа масштаба 1:2000 в цифровом и бумажном виде, на землях населенных пунктов и частично садоводческих товариществ создана опорная межевая сеть в количестве 12,8 тыс. знаков, поставлено на государственный кадастровый учет 208,7 тыс. земельных участков, проведена государственная кадастровая оценка земель по 8 видам использования земель, что позволило определить более чем по 650 тыс. земельных участков их кадастровую стоимость. В результате принятых мер в 2006 году объем поступления земельного налога в бюджетную систему составил более 1,4 млрд. рублей (что в 1,92 раза больше по сравнению с 2005 годом).
Вместе с тем за истекший период отдельные мероприятия программы были выполнены не в полном объеме.
Так, например, государственный кадастровый учет земельных участков, осуществляемый по заявительному принципу, произведен в размере 30 процентов. Плановая основа по городам и поселкам области изготовлена на 67 процентов, по сельским населенным пунктам - лишь на 10 процентов. Созданная опорная межевая сеть по населенным пунктам области частично утрачена по причине несоблюдения правил при осуществлении строительных работ, реконструкции объектов. На землях сельскохозяйственного назначения опорная межевая сеть для ведения государственного земельного кадастра до настоящего времени не создана. По более чем 100 тысячам земельных участков, находящихся в пользовании граждан, отсутствуют правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы.
В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года N 560 "Об утверждении подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2012 годы)" федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учёта объектов недвижимости (2002 - 2007 годы)", в целях создания единой системы государственного кадастрового учета, обеспечивающей индивидуализацию и идентификацию объектов недвижимости, совершенствования системы налогообложения, а также обеспечения реализации мероприятий Федерального закона от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ в части оформления прав граждан на земельные участки, правительство области постановляет:
{в редакции постановления правительства Белгородской области от 27.12.2011 года N 490-пп}
1. Утвердить программу "Создание системы кадастра недвижимости на территории Белгородской области (2007-2011 годы)" (далее - Программа, прилагается).
2. Департаменту имущественных и земельных отношений Белгородской области (Шамаев В.П.) совместно с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области и органами местного самоуправления муниципальных районов и городского округа принять меры по обеспечению выполнения мероприятий Программы по видам работ в установленные сроки.
{в редакции постановления правительства Белгородской области от 27.12.2011 года N 490-пп}
3. Департаменту финансов и бюджетной политики Белгородской области (Боровик В.Ф.) обеспечить ежегодное финансирование мероприятий Программы в пределах средств в объемах, предусмотренных мероприятиями Программы, по представлению департаментом имущественных и земельных отношений области бюджетных заявок на соответствующий год.
4. Рекомендовать Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области, управлению Федеральной налоговой службы по Белгородской области совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городского округа обеспечить взаимодействие по информационному обмену данными о плательщиках и объектах налогообложения.
{в редакции постановления правительства Белгородской области от 27.12.2011 года N 490-пп}
5. Департаменту имущественных и земельных отношений Белгородской области (Шамаев В.П.) совместно с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области ежегодно представлять отчет об итогах выполнения мероприятий Программы и своевременно вносить его для утверждения правительства Белгородской области.
{в редакции постановления правительства Белгородской области от 27.12.2011 года N 490-пп}
6. Рекомендовать Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области в целях выполнения мероприятий по учету объектов капитального строительства для последующего их налогообложения совместно с Государственным Белгородским областным учреждением технической инвентаризации "Белоблтехинвентаризация" (Захаров Е.Н.) и Белгородским филиалом Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация" (Никишина Г.И.) организовать работу по инвентаризации архивов технической инвентаризации объектов капитального строительства и переводу их в электронный вид с использованием программного продукта в соответствии с требованиями по ведению единого государственного реестра объектов капитального строительства.
{в редакции постановления правительства Белгородской области от 27.12.2011 года N 490-пп}
7. Рекомендовать главам местного самоуправления муниципальных районов и городского округа:
- разработать и утвердить планы мероприятий по реализации Программы на территории муниципальных образований и ежегодно предусматривать средства для их выполнения;
- ежегодно рассматривать на заседаниях коллегий при главах местного самоуправления муниципальных районов и городского округа ход выполнения мероприятий утвержденной Программы, выполняемых за счет средств местных бюджетов.
8. Признать утратившим силу постановление правительства Белгородской области от 4 февраля 2005 года N 27-пп "О ходе реализации областной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Белгородской области на 2002-2007 годы".
9. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя губернатора области - руководителя аппарата губернатора области О.Н. Полухина.
Об исполнении постановления информировать ежегодно к 1 декабря.
Губернатор Белгородской области Е. Савченко
ПРОГРАММА "Создание системы кадастра недвижимости на территории Белгородской области (2007-2012 годы)"
Наименование Программы | "Создание системы кадастра недвижимости на территории Белгородской области (2007 - 2012 годы)" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года N 560 "Об утверждении подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2011 годы)" федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учёта объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)" |
Государственный заказчик Программы | - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области, департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области |
Основной разработчик Программы | управление Роснедвижимости по Белгородской области, департамент имущественных и земельных отношений области |
Основные исполнители Программы | органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа; |
Цели и задачи Программы | создание условий обеспечения государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество; |
Сроки и этапы реализации Программы | 2007 - 2012 годы, в том числе: |
Объёмы и источники финансирования Программы | На 2007 - 2012 годы всего - 312,17 млн. руб., в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально - экономической эффективности | создание системы государственного кадастрового учёта объектов недвижимости на всей территории Белгородской области, включая внедрение автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости; |
Система контроля за реализацией Программы | контроль за ходом выполнения Программы и ее реализацией осуществляет в установленном законодательством порядке государственный заказчик Программы - управление Роснедвижимости по Белгородской области. Государственный заказчик Программы ежеквартально нарастающим итогом представляет отчёт о ходе реализации Программы в правительство Белгородской области. |
Программа "Создание системы кадастра недвижимости на территории Белгородской области (2007 - 2011 годы)" разработана в соответствии с подпрограммой "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2011 годы)" федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учёта объектов недвижимости (2002 - 2007 годы)", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года N 560.
Реализация Программы обеспечит создание кадастра недвижимости Белгородской области как одного из основополагающих элементов инфраструктуры в деле проведения государственной политики, направленной на обеспечение эффективного и рационального использования земель и иной недвижимости.
Программа направлена на создание системы государственного кадастрового учёта объектов недвижимости, обеспечивающей реализацию государственной политики эффективного и рационального использования земельных ресурсов и иной недвижимости, управление ими в интересах укрепления национальной экономики, повышение благосостояния граждан, обеспечение государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, формирование полного и достоверного источника информации об объектах недвижимости, а также на совершенствование государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам, органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В настоящее время системы учёта земли и иной недвижимости разделены, что существенно увеличивает временные затраты правообладателей при учёте недвижимости и регистрации прав на неё, а также при получении информации из систем учёта, поскольку для постановки на государственный кадастровый учёт земельного участка и прочно связанного с ним объекта недвижимости и получения информации об объектах недвижимости необходимо обратиться в каждую из систем. Срок постановки земельного участка на государственный кадастровый учёт, а также предоставления сведений из государственного кадастра составляет до 1 месяца. Сведения об объектах недвижимости содержатся в базах данных систем государственного земельного кадастра, технического учёта объектов градостроительной деятельности, а также водного, лесного и других природно-ресурсных кадастров.
В системах учёта имеют место дублирование функций и наличие погрешностей в сведениях об объектах недвижимости, различий в идентификации объектов и субъектов права, а также сложности проверки взаимного расположения объектов и противоречивости информации, содержащейся в разрозненных информационных системах.
Количество земельных участков, сведения о которых имеются в базе данных Единого государственного реестра земель, составляет 702407. Кроме того, более 100 тыс. земельных участков находятся в использовании граждан без правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов, по которым органам местного самоуправления муниципальных районов и городского округа необходимо принять решения по их закреплению.
В настоящее время 26,2 процента объектов капитального строительства, учтенных в архивах организаций технической инвентаризации, переведены в электронный вид по программным продуктам, имеющимся в организациях технической инвентаризации. Для создания государственного кадастра недвижимости управлению Роснедвижимости по Белгородской области необходимо провести инвентаризацию и введение в государственный кадастр недвижимости сведений о более 670 тыс. объектов капитального строительства.
Отсутствие современной цифровой (картографической) основы при проведении государственного кадастрового учёта земельных участков создаёт проблемы с определением и согласованием границ земельных участков, что является негативным фактором при регистрации права собственности и иных вещных прав на землю.
Существующие недостатки сказываются на инвестиционной политике и объёмах ипотечного кредитования, поскольку не позволяют использовать недвижимое имущество как полноценный ликвидный актив.
Важнейшей проблемой в сфере земельно-имущественных отношений является неурегулированность вопросов, связанных с реформированием системы имущественных налогов. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации с 2006 года введён порядок исчисления земельного налога на основе кадастровой стоимости земельного участка. Однако при отсутствии механизма актуализации кадастровой стоимости земель экономический эффект от введения налога существенно снижен.
Программой предусматривается создание и ведение государственного кадастра недвижимости на федеральном уровне.
Этот вариант исключает возможность ведения двойного учёта объектов недвижимости, обеспечивает более полный контроль за деятельностью органов кадастрового учёта, упрощает процедуры межведомственного информационного обмена и обработки экстерриториальных запросов сведений об объектах кадастрового учёта независимо от места их нахождения.
Положительным в этом варианте является снижение совокупных общегосударственных затрат на дорогостоящие топографо-геодезические, аэрофотосъёмочные и картографические работы, исключение их неоправданного дублирования, а также формирование базы пространственных данных государственного кадастра недвижимости с возможностью удалённого доступа к ней и многоцелевого использования сведений в интересах потребителей.
Интеграция на федеральном уровне актуальной и полной информации государственного кадастра недвижимости даёт возможность оперативной передачи её в соответствующие налоговые службы. При этом у органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также у организаций и граждан появляются дополнительные возможности для проведения комплексного анализа и прогнозирования с целью принятия последовательных решений.
- создание условий обеспечения государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество;
- совершенствование системы налогового администрирования, создание полного и достоверного источника информации, используемого в целях налогообложения;
- совершенствование государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Основными задачами Программы являются:
- создание единой системы государственного кадастрового учета, обеспечивающей индивидуализацию и идентификацию объектов недвижимости;
- информационное наполнение государственного кадастра недвижимости;
- развитие института налоговой оценки объектов недвижимости, проведение кадастровой оценки объектов недвижимости;
- сокращение временных издержек при государственном кадастровом учете объектов недвижимости и предоставлении сведений из государственного кадастра недвижимости;
- создание механизма доступа к информационным ресурсам государственного кадастра недвижимости, развитие сервисных услуг.
Программа рассчитана на 2007 - 2011 годы, ее реализация планируется в 3 этапа.
На первом этапе (2007 год) планируется:
- инвентаризация сведений об объектах недвижимости;
- формирование обновленной цифровой картографической основы с применением современных методов дистанционного зондирования;
- создание и восстановление опорных межевых сетей;
- актуализация результатов государственной кадастровой оценки земель, проведение кадастровой оценки объектов капитального строительства;
- создание мультисервисной телекоммуникационной сети;
- оптимизация структуры и численности управления Роснедвижимости по Белгородской области и ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Белгородской области, повышение квалификации и переподготовка специалистов.
На втором этапе (2008 - 2009 годы) планируется: