ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 марта 2009 года N 84-пп

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 27 ФЕВРАЛЯ 2006 ГОДА N 44-ПП

В целях обеспечения исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года N 170-р "О плане мероприятий по реализации в 2008-2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351", постановления правительства Белгородской области от 15 октября 2007 года N 242-пп "О Концепции демографического развития Белгородской области на период до 2025 года", в соответствии с пунктом 10 раздела II протокола заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 23 мая 2007 года N 19, в связи с завершением срока реализации программы улучшения демографической ситуации в области, утвержденной постановлением правительства Белгородской области от 27 февраля 2006 года N 44-пп "О демографической ситуации в области и мерах по ее улучшению", а также в целях дальнейшего укрепления и повышения статуса семьи, ориентации сознания граждан на традиционные семейные ценности правительство области постановляет:

Внести следующие изменения в постановление правительства Белгородской области от 27 февраля 2006 года N 44-пп "О демографической ситуации в области и мерах по ее улучшению":

заголовок к тексту постановления изложить в следующей редакции: "Об областной комплексной целевой программе улучшения демографической ситуации в Белгородской области на 2009-2010 годы";

пункт 2 постановления изложить в следующей редакции:

"2. Утвердить областную комплексную целевую программу улучшения демографической ситуации в Белгородской области и план мероприятий по ее реализации на 2009-2010 годы (прилагаются).

2.1. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов и городских округов в срок до 1 мая 2009 года привести территориальные программы улучшения демографической ситуации в соответствие с утвержденной областной комплексной целевой программой улучшения демографической ситуации в Белгородской области на 2009-2010 годы";

пункты 3,4 постановления исключить;

пункты 5,6,7 считать соответственно пунктами 3,4,5;

дополнить пункт 3 постановления после слов "по соответствующим отраслям" словами ",обеспечить финансирование областной комплексной целевой программы улучшения демографической ситуации в области на 2009-2010 годы в объемах, утверждаемых законом Белгородской области об областном бюджете на соответствующий год";

пункт 5 постановления изложить в следующей редакции:

"5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя губернатора области - руководителя аппарата губернатора области О.Н. Полухина.

Информацию о ходе исполнения постановления представлять ежегодно к 1 апреля до 2011 года".

Губернатор Белгородской области Е. Савченко

Утверждена
постановлением правительства
Белгородской области
от 16 марта 2009 г.
N 84-пп

ОБЛАСТНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Паспорт программы


Наименование программы

областная комплексная целевая программа по улучшению демографической ситуации в Белгородской области (далее - программа)

Основание для разработки программы

протокол заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 23 мая 2007 года N 19 Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской федерации на период до 2025 года" постановление правительства Белгородской области от 15 октября 2007 года N 242-пп "О Концепции демографического развития Белгородской области на период до 2025 года" завершение срока реализации плана мероприятий на 2006 - 2008 годы, утвержденного постановлением правительства Белгородской области от 26 февраля 2006 года N 44-пп "О демографической ситуации в области и мерах по ее улучшению"

Государственный заказчик

правительство Белгородской области

Основной разработчик программы

департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области

Основные исполнители программы

департаменты здравоохранения и социальной защиты населения, образования, культуры и молодежной политики, экономического развития Белгородской области, информационно-аналитическое управление аппарата губернатора Белгородской области, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, ГУ "Белгородское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации", Белгородский территориальный фонд обязательного медицинского страхования, органы местного самоуправления Белгородской области (далее муниципальны е образования) (по согласованию)

Основная цель программы

стабилизация темпов убыли населения и создание условий для дальнейшего улучшения демографической ситуации в Белгородской области

Основные задачи программы

повышение рождаемости снижение смертности населения в трудоспособном возрасте от управляемых причин увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения восстановление социальной ценности семьи и брака развитие форм поддержки семьи, материнства и детства

Важнейшие целевые показатели программы

суммарный коэффициент рождаемости (число рождений на одну женщину) коэффициент смертности населения в трудоспособном возрасте от управляемых причин (на 100 000 населения) коэффициент материнской смертности (на 100 000 родившихся живыми) коэффициент младенческой смертности (на 1000 родившихся живыми) коэффициент брачности (на 1000 населения) коэффициент разводимости (на 1000 населения)

Срок реализации программы

в соответствии с Концепцией демографического развития Белгородской области на период до 2025 года с корректировкой плана мероприятий каждые два года

Основные мероприятия программы

развитие системы анализа и прогнозирования демографических процессов охрана и укрепление здоровья населения, в том числе репродуктивного совершенствование оказания медицинской помощи матерям и новорожденным снижение смертности населения, развитие системы социальной поддержки семей с детьми содействие занятости населения и охрана труда координация миграционных процессов поддержка молодых семей с детьми духовно-нравственное воспитание населения повышение роли семьи, материнства и отцовства

Объем и источники финансирования программы

финансирование программы осуществляется в соответствии с планом мероприятий, утверждаемым каждые два года

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

реализация программы позволит к окончанию 2025 года достичь стабилизации темпов убыли населения и следующих значений важнейших целевых индикаторов: суммарного коэффициента рождаемости (число рождений на одну женщину) - 1,552 коэффициента смертности населения в трудоспособном возрасте от управляемых причин (на 100 000 населения) - 534,3 коэффициента материнской смертности (на 100 000 родившихся живыми)- 6,23 коэффициента младенческой смертности (на 1000 родившихся живыми) - 4,5 коэффициента брачности (на 1000 населения) - 10,5 коэффициента разводимости (на 1000 населения) - 3,8

Контроль за исполнением программы

контроль за реализацией мероприятий программы осуществляется департаментом здравоохранения и социальной защиты населения области

I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


В настоящее время в Белгородской области сформирована комплексная система мер, направленных на стабилизацию демографической ситуации и формирование предпосылок для дальнейшего демографического роста. 6 результате ее реализации по большинству демографических показателей область занимает передовые позиции среди регионов Российской Федерации и Центрального федерального округа.

На 1 января 2008 г. в Белгородской области проживали 1519,1 тыс. человек. Занимая всего 0,16 процента площади России, Белгородская область концентрирует 1,1 процента населения и не снижает своего рейтинга по численности населения. Динамика численности населения Центрального федерального округа и Российской Федерации в целом отличается от аналогичного показателя в Белгородской области.

Динамика численности населения, тыс. чел.


По итогам переписей населения

На 01.01. 2008 г.

2007 к 1959 в %

1959

1970

1979

1989

2002

Российская Федерация, млн.человек

117240

129941

137410

147022

145167

142008

121,1

Центральный федеральный округ

33455

35609

36656

37940

38000

37151

111,0

Белгородская область

1226,7

1265,8

1308,2

13783

1511,6

1519,1

123,8

Анализ численности населения области по итогам Всероссийской переписи населения свидетельствует о ее росте за последние 50 лет на 24 процента. На изменение численности населения области оказывают влияние два фактора:

1) естественный прирост населения;

2) миграционный прирост населения.

Динамика естественного движения населения Белгородской области, на 1000 чел.


Годы

Родившихся

Умерших

Естественный прирост

Все население

Городское

Сельское

Все население

Городское

Сельское

Все население

Городское

Сельское

1954

20,7

18,1

21,1

8,6

6,6

8,9

12,1

11

12,2

1980

14,4

17,8

10,4

12,7

9,2

10,8

1.7

8,6

-0,4

1992

10,5

10,6

10,4

13,7

10,4

19,8

-3,2

0,2

-9,4

1997

8,1

8,2

8,0

14,6

11,4

20,3

-6,5

-3,2

-12,3

2002

8,6

8,9

8,1

16,2

13,2

22.0

-7,6

-4,3

-13,9

2007

10,3

10,4

103

14,8

12,1

20.1

-4,5

-1,7

-9,8

Анализ приведенных данных показывает, что до 1992 года естественный прирост населения имел положительную динамику, далее отмечается естественная убыль, которая стала стабилизироваться только в 2007 году.

Динамика миграционных процессов, чел. (без учета внутриобластной миграции)


Годы

Прибыло населенна

Выбыло населения

Миграционный прирост

1992

31965

12616

19342

1997

28398

11537

16861

2002

24126

8920

15206

2007

20237

7979

12258

Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют о том, что изменение численности населения области имеет положительную динамику в большей степени в результате увеличения миграционного прироста.

Другим определяющим фактором процесса естественного движения населения остается превышение числа умерших над числом родившихся в 1,43 раза. На показатель общей смертности населения, составивший по итогам 2007 года 14,8 на 1000 населения, значительное влияние оказывает смертность лиц в трудоспособном возрасте.

Динамика смертности населения в трудоспособном возрасте (на 100 тыс. чел.)


1990

1995

2002

2007

смертность населения трудоспособного возраста, всего

485,8

624,4

612,0

537,0

в том числе по трем основным причинам:

сердечно-сосудистые заболевания

141,7

208,2

213,6

2012

онкологические заболевания

107,8

104,4

863

95,4

внешние причины

1693

227,8

209,2

143,5

Современная ситуация с рождаемостью в области сложилась под влиянием динамики ее развития в прошлом. Устойчивую тенденцию приобрел рост рождаемости начиная с 1999 года. По итогам 11 месяцев 2008 года коэффициент рождаемости составил 11,0. При проведении анализа рождаемости наилучшим показателем, характеризующим уровень рождаемости в целом и уровень воспроизводства населения, является суммарный коэффициент рождаемости. Он показывает то число детей, которые были бы рождены в среднем одной женщиной на протяжении всей ее жизни при условии сохранения уровня рождаемости во всех возрастах неизменным. Преимущество его использования в анализе демографической ситуации состоит в том, что он характеризует рождаемость одним числом и не зависит от особенностей половозрастного состава населения.

В Белгородской области в настоящее время суммарный коэффициент рождаемости значительно ниже необходимого для простого воспроизводства населения коэффициента, равного 2,2 - 2,3.

Динамика суммарного коэффициента рождаемости


Годы

Всё население

Городское население

Сельское население

1990

1,905

1,740

2,387

1991

1,715

1,548

2,200

1992

1,569

1,408

2,018

1993

1,435

1,297

1,809

1994

1,453

1317

1,809

1995

1,388

1,239

1,775

1996

1,300

1,165

1,657

1997

1,193

1,084

1,492

1998

1,169

1,045

1,512

1999

1,104

0,995

1,407

2000

1,152

1,046

1,45

2001

1,151

1,05

1,437

2002

1,195

1.106

1,459

2003

1,239

1,142

1,531

2004

1,203

1,111

1,482

2005

1,151

1,053

1,444

2006 2007

1,203
 1,299

1,095
 1,178

1,525
 1,650

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»