2.1. Программа основывается на опыте реализации долгосрочной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Белгородской области на 2010 - 2012 годы", утвержденной постановлением правительства области от 14 декабря 2009 года N 382-пп.
В ходе реализации предыдущей долгосрочной целевой программы основные усилия были сконцентрированы на достижении результатов по следующим направлениям:
проведение целенаправленной работы по профилактике немедицинского потребления наркотиков и связанных с ними правонарушений;
обеспечение координации деятельности субъектов региональной государственной антинаркотической политики в соответствии с данными мониторинга наркоситуации, социологическими и иными исследованиями;
внедрение новых методов и средств лечения, а также медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией.
Анализ результатов долгосрочной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Белгородской области на 2010 - 2012 годы" позволяет сделать вывод о том, что основные цели и задачи, поставленные при ее утверждении, решены.
В результате совместных действий всех исполнителей и участников программы за 2011 год удалось не допустить обострения наркоситуации на территории Белгородской области, а по некоторым ее показателям достичь определенных положительных результатов.
Согласно данным наркологической службы области за прошедший год в сравнении с 2010 годом темпы роста потребителей наркотиков с вредными последствиями среди взрослого населения практически остались на прежнем уровне. Отмечается дальнейшее снижение количества подростков, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях области с диагнозом "пагубное употребление наркотиков", за 2011 год в сравнении с 2010 годом их число снизилось немногим более чем в 2 раза и составило 75 человек, из них 4 - дети в возрасте до 14 лет.
За 2011 год правоохранительными органами на территории области зарегистрировано 1110 наркопреступлений, что на 36,4 процента меньше, чем за 2010 год. При этом почти в 2 раза снизилось количество выявленных тяжких и особо тяжких преступлений, преступлений, связанных со сбытом наркотиков, на 46 процентов - количество преступлений, связанных с незаконным культивированием запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества. На 6,1 процента снизилось количество преступлений, связанных с содержанием наркопритонов (108 преступлений), что отмечается впервые за последние четыре года.
В отчетный период выявлено 3 преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, совершенных несовершеннолетними, что в 2,6 раза меньше, чем за 2010 год. Кроме того, на 46,7 процента снизилось число подростков, привлеченных к административной ответственности за правонарушения в сфере незаконного оборота.
Отмечается снижение на 24 процента количества лиц, заразившихся ВИЧ-инфекцией при внутривенном потреблении наркотиков, за 2011 год выявлено 19 случаев заражения, что составляет 19,4 процента от общего их числа.
Несмотря на наметившиеся позитивные сдвиги в состоянии распространенности и заболеваемости наркологическими расстройствами, ситуация, сложившаяся в Белгородской области в связи с немедицинским потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их незаконным оборотом, остается сложной.
Снижение темпов роста потребителей наркотиков является отражением только выявленных случаев. О наличии скрытой проблемы, латентных потребителей свидетельствуют результаты социологических исследований, наличие отравлений наркотическими средствами, психотропными веществами или их аналогами, а также рост смертности от передозировки наркотиками.
За 2011 год на территории области зарегистрировано 83 случая отравлений наркотическими средствами, психотропными веществами и их аналогами, что на 24,7 процента выше уровня 2010 года, из них острых отравлений со смертельным исходом - 23 (2010 год - 15).
Наличие значительного числа лиц, зависимых от наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, в Белгородской области также является одним из факторов, ухудшающих криминальную обстановку в сфере преступлений общеуголовной направленности, таких как кражи, грабежи и разбои, совершаемые с целью получения средств для приобретения наркотиков, а также преступления в сфере незаконного оборота наркотиков.
В прошедшем году при этом снизилось количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, с 1514 в 2010 году до 1110 в 2011 году. Уменьшилось на 7,7 процента в сравнении с 2010 годом и количество административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров. До 18 человек уменьшилось число потребителей наркотиков, работающих на техногенно опасных предприятиях и объектах обеспечения жизнедеятельности области.
Необходимо отметить, что все перечисленные проблемы влекут за собой целый ряд экономических потерь: повышенный уровень смертности, сокращение продолжительности жизни, утрата трудоспособности, снижение производительности труда, затраты на лечение заболеваний, связанных с потреблением наркотиков и их аналогов, социальные выплаты государства инвалидам, сиротам, ущерб от пожаров, дорожно-транспортных происшествий, расходы государства на содержание заключенных, на борьбу с преступностью и безнадзорностью.
Таким образом, использование программно-целевого метода является единственным эффективным вариантом решения поставленных задач по сокращению незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, в особенности подростками и молодежью, на территории Белгородской области, поскольку позволит:
определить основные направления и обеспечить более эффективную координацию системы взаимодействия органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований, правоохранительных органов и институтов гражданского общества региона;
систематически наблюдать за ходом реализации Программы (в рамках проведения мониторинга) с целью оценки, контроля и прогнозирования реализации программных мероприятий, а также значений целевых показателей, характеризующих изменение ситуации и достижение заявленной цели;
сконцентрировать финансовые ресурсы исполнителей Программы.
2.2. При разработке Программы учитывались предложения органов исполнительной власти, государственных органов области и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. В Программу включены нереализованные мероприятия предыдущей программы, учтены ресурсные ограничения.
В Программу включены положения принципиального характера, требующие межведомственного подхода на региональном уровне. Предполагается, что мероприятия местного уровня будут включены в соответствующие муниципальные целевые комплексные антинаркотические программы с соответствующим ресурсным обеспечением.
Выполнение мероприятий Программы требует концентрации усилий государственных органов исполнительной власти как на областном, так и на местном уровнях, привлечения к участию в ее реализации общественных организаций и объединений.