ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 декабря 2009 года N 382-пп

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010-2012 ГОДЫ"

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Постановление правительства Белгородской области от 20.06.2011 года N 228-пп, НГР: ru31000201100291;
Постановление правительства Белгородской области от 25.06.2012 года N 258-пп, НГР: ru31000201200332}

В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 года N 773 "Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти", во исполнение распоряжения губернатора области от 16 марта 2009 года N 106-р "О разработке проекта областной целевой программы-"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2012 годы" и в целях создания условий для приостановления распространения наркомании, сокращения связанной с ней преступности на территории Белгородской области правительство области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Белгородской области на 2010-2012 годы" (далее - Программа).

2. Утвердить руководителем Программы заместителя начальника управления по взаимодействию с правоохранительными, судебными и контрольно-надзорными органами Администрации Губернатора области - начальника отдела по взаимодействию с контрольно-надзорными органами Т.П. Корчиго.

{в редакции постановления правительства Белгородской области от 20.06.2011 года N 228-пп}

3. Возложить на управление по взаимодействию с правоохранительными, судебными и контрольно-надзорными органами Администрации Губернатора области (Щербаков В.В.) исполнение функций представителя государственного заказчика, обеспечение координации деятельности государственных органов области и взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по реализации программных мероприятий.

{в редакции постановления правительства Белгородской области от 20.06.2011 года N 228-пп}

4. Департаментам образования, культуры и молодежной политики (Коврижных Ю.В.), здравоохранения и социальной защиты населения (Белоусов Н.И.) области, управлениям по делам молодежи (Беспаленко П.Н.), физической культуры, спорта и туризма (Сердюков О.Э.), культуре (Курганский СИ.) области совместно с Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Белгородской области (Борисовский В.И.), Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области (Пестерев В.Н.) и другими заинтересованными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти:

- обеспечить выполнение намеченных мероприятий Программы в полном объеме и в установленные сроки;

- представлять ежеквартально в управление по взаимодействию с правоохранительными, судебными и контрольно-надзорными органами Администрации Губернатора области аналитическую информацию и статистические сведения о реализации программных мероприятий и их финансовом обеспечении до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, а также оперативную информацию по текущим вопросам.

{в редакции постановления правительства Белгородской области от 20.06.2011 года N 228-пп}

5. Департаменту финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.) производить финансирование Программы в пределах ассигнований, утвержденных по соответствующим отраслям в областном бюджете на 2010-2012 годы.

6. Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия могут уточняться, а объемы финансирования в 2010-2012 годах подлежат корректировке с учетом утвержденных расходов областного бюджета.

7. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов и городских округов организовать разработку и утвердит" аналогичные муниципальные комплексные целевые программы по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2012 годы с соответствующим целевым финансовым обеспечением.

8. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя руководителя Администрации Губернатора области - секретаря Совета безопасности области С.А. Литвинова.

О ходе исполнения постановления информировать ежегодно к 1 марта, начиная с 2011 года, об исполнении - к 1 марта 2013 года.

{в редакции постановления правительства Белгородской области от 20.06.2011 года N 228-пп}

Губернатор Белгородской области Е. Савченко

Утверждена
постановлением правительства
Белгородской области
от 14 декабря 2009 года
N 382-пп


{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:

Постановление правительства Белгородской области от 20.06.2011 года N 228-пп, НГР: ru31000201100291}

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010-2012 ГОДЫ"

ПАСПОРТ долгосрочной целевой программы ""Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Белгородской области на 2010-2012 годы"


Наименование Программы

- долгосрочная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Белгородской области на 2010-2012 годы" - (далее - Программа)

Государственный заказчик Программы

- правительство Белгородской области

Представитель государственного заказчика (координатор) Программы

- управление по взаимодействию с правоохранительными, судебными и контрольно - надзорными органами Администрации Губернатора области

Ф.И.О., должность руководителя Программы

- Корчиго Тамара Павловна, заместитель начальника управления по взаимодействию с правоохранительными, судебными и контрольно-надзорными органами Администрации Губернатора области - начальник отдела по взаимодействию с контрольно-надзорными органами

Разработчик Программы

- секретариат Совета безопасности Белгородской области

Основные исполнители Программы

- департамент образования, культуры и молодежной политики области;

  - департамент здравоохранения и социальной защиты населения области;

  - управление по взаимодействию с правоохранительными, судебными и контрольно - надзорными органами Администрации Губернатора области ;

 - управление информации и массовых коммуникаций Администрации Губернатора области ;

  - управление по делам молодежи области;

  - управление культуры области;

  - управление физической культуры, спорта и туризма области;

Участники реализации программных мероприятий (по согласованию)

- управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Белгородской области (по согласованию);

  - Управление внутренних дел по Белгородской области (по согласованию);
другие заинтересованные территориальные органы федеральных органов власти, государственные органы и учреждения, а также общественные организации и объединения

Цель Программы

- создание условий для снижения уровня заболеваемости населения области синдромом зависимости от наркотиков

Задачи Программы

- проведение комплекса профилактических мероприятий по сокращению немедицинского употребления наркотиков;

  - формирование системы социального управления процессом профилактики наркомании:
 - совершенствование системы проведения антинаркотической пропаганды и антинаркотического просвещения;

 - совершенствование системы ведения мониторинга наркоситуации и оценки профилактической антинаркотической работы на основе показателей эффективности;

 - практическое внедрение инновационных технологий и методик, процедур проведения антинаркотической профилактической работы;

 - ограничение доступности наркотиков, находящихся в незаконном обороте;

  - расширение и укрепление межрегионального сотрудничества в области профилактики наркомании и противодействия незаконному обороту наркотиков

Срок реализации Программы

- начало: 1 января 2010 года
 - окончание: 31 декабря 2012 года

Основные мероприятия Программы

1. Организационные и управленческие мероприятия
 2. Проведение профилактических мероприятий по сокращению немедицинского потребления наркотиков:
 2.1. Комплексная антинаркотическая пропа ганда и антинаркотическое просвещение
 2.2. Формирование здорового образа жизни
 3. Информационно-пропагандистское и научно-методическое сопровождение профилактики наркомании
 4. Выявление, лечение и медико-психологическая реабилитация лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков
 5. Меры по ограничению доступности наркотиков, находящихся в незаконном обороте
 6. Организация повышения квалификации специалистов, занимающихся вопросами, профилактики наркомании
 7. Организация мониторинга реализации
 Программы

Объемы и источники финансирования Программы

- общий объем целевого финансирования Программы составляет 10 747,2 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:
 - средства федерального бюджета в рамках участия в реализации мероприятий федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2012-2017 годы";

 - средства бюджета области -10 402,2 тыс. рублей, в том числе:
 2010 год - 580,0 тыс. рублей;

 2010 год -8 225,0 тыс. рублей;

 2010 год- 580,0тыс. рублей;

 - средства внебюджетных источников - 345,0 тыс. рублей, в том числе:
 2010 год - 115,0 тыс. рублей;

 2010 год - 85,0 тыс. рублей;

 2010 год - 145,0 тыс. рублей

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

интегральным индикатором реализации Программы является показатель заболеваемости синдромом зависимости от наркотических веществ (число больных с впервые в жизни установленным диагнозом на 100 тыс. человек населения);
Важнейшими целевыми индикаторами
 Программы являются:
  - число лиц, больных наркоманией, находящихся в ремиссии свыше 2-х лет, на 100 больных среднегодового контингента;

  - удельный вес несовершеннолетних, состоят на учете в связи с употреблением наркотиков в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел по муниципальным образованиям области, территориальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также в наркологической службе области, в общей численности несовершеннолетних (в %);

  - удельный вес изъятых из незаконного оборота наиболее опасных видов наркотических средств к общему объему изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих веществ

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

В результате реализации Программы к 2013 году предполагается: - снизить уровень заболеваемости синдромом зависимости от наркотических средств на 10 процентов по сравнению с 2009 годом;

  - увеличить число лиц, больных наркоманией, находящихся в ремиссии свыше 2-х лет, на 100 больных среднегодового контингента до 25 процентов;

  - сократить на 20,0 процентов по сравнению с 2009 годом число несовершеннолетних, состоящих на учете в связи с употреблением наркотиков в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел по муниципальным образованиям области, территориальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также в наркологической службе области, в общей численности указанной категории;

  - повысить долю изымаемых наиболее опасных наркотических средств в общем объеме изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих веществ на 20 процентов

Система координации организации контроля за исполнением Программы

Координацию работы органов и учреждений по реализации мероприятий Программы осуществляет антинаркотическая комиссия в Белгородской области.
 Текущий контроль за исполнением Программы возлагается на секретариат управление по взаимодействию с правоохранительными, судебными и контрольно-надзорными органами Администрации Губернатора области .

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Долгосрочная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Белгородской области на 2010-2012 годы" (далее - Программа) разработана согласно распоряжению губернатора области от 16 марта 2009 года N 106-р "О разработке областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному оброту на 2010-2012 годы" и в соответствии с порядком разработки и реализации долгосрочных целевых программ.

Проблема незаконного оборота и злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами (далее - наркотики характеризуется сохраняющейся в настоящее время остротой распространения наркомании в Белгородской области.

Современное состояние проблемы противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в целом характеризуется незначительным улучшением по отдельным показателям.

Так, если в 2000-2002 годах среднегодовые темпы роста числа больных наркоманией составляли 16 процентов, то в 2007-2008 годах они сократились до 1,4 процента.

Среднегодовые темпы роста показателя распространенности опийной наркомании в период 2006-2008 годов стабилизировались на уровне 1,3 процента. При этом практически не изменилась структура зарегистрированных больных наркоманией: у подавляющего большинства развита опийная зависимость (87,8 процента), второе ранговое место составляют больные с зависимостью от каннабиса (6,4 процента), третье - больные, употребляющие другие виды наркотиков и их сочетания (4,3 процента).

Однако указанное не означает снижение актуальности проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением ими в Белгородской области, что обусловлено рядом причин.

К числу важнейших факторов, определяющих приоритетность проблемы борьбы с наркоманией в Белгородской области, относятся:

слияние значительной части преступных организаций, занимающихся незаконным кустарным производством и распространением наркотиков, в организованные криминальные группы, деятельность которых характеризуется высоким уровнем конспиративности, четкой структурой управления, оперативным реагированием на меры государственного противодействия;

высокая доходность операций, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что способствует сохранению рынка незаконного предложения наркотиков и втягиванию в него наиболее уязвимой части трудоспособного населения;

наличие собственной растительной сырьевой базы для изготовления наркотиков;

расширение спектра наркотиков, зависимость от которых наступает быстрее, чем от традиционно используемых;

формирование новых элементов пропаганды и каналов сбыта наркотиков с использованием сети Интернет.

Наряду с этими факторами эксперты выделили и другую их группу, заставляющую с известной долей осторожности подходить к регистрируемой стабилизации, особенно в среде подростков в возрасте 16-17 лет, среди которых:

снижение количества обращений подростков и молодежи за помощью в областной наркологический диспансер, муниципальные лечебно-профилактические учреждения;

появление высокотоксичных наркотиков, переход больных наркоманией на изготовление наркотиков из зерна мака, извлечение наркотиков из лекарственных сильнодействующих препаратов, реализуемых в аптечной сети, а также их применение в немедицинских целях и неконтролируемых дозах, что становится причиной повышения смертности от потребления этих наркотиков и препаратов, вызывающих сильнейшую психологическую и физическую зависимость, а также крайне негативно влияющих на организм;

обращение к частнопрактикующим врачам-наркологам;

самолечение.

Негативно на ситуацию в сфере распространения и незаконного употребления наркотиков влияет заметное снижение результативности работы на местном уровне по выявлению и уничтожению дикорастущих и незаконных посевов растений, содержащих наркотические вещества. Отсутствие целенаправленной работы по проведению мониторинга произрастания дикорастущих наркотикосодержащих растений, осуществлению кадастрового учета земель, на которых произрастают наркорастения, не позволяет осуществлять должный контроль за масштабами их произрастания на значительных площадях территорий муниципальных образований области.

Другие факторы, способствующие распространению незаконного употребления наркотиков, формируются в социальной сфере.

Не созданы условия для социальной и трудовой реабилитации лиц, больных наркоманией, что минимизирует результативность затрат на их лечение и повышает риск рецидивных проявлений. Тем самым создаются реальные предпосылки для их возвращения к немедицинскому употреблению наркотиков.

Особо необходимо отметить сложившееся в настоящее время значительное различие в муниципальных образованиях степени остроты ситуации, связанной с незаконным оборотом и злоупотреблением наркотиками на их территории. Данные департамента здравоохранения и социальной защиты населения области о количестве больных наркоманией в территориях области свидетельствуют о неравномерности распределения указанных лиц на уровне муниципальных образований. О высокой концентрации проблем немедицинского употребления наркотиков на местном уровне свидетельствуют также данные о количестве больных наркоманией с впервые в жизни установленным диагнозом в различных территориях области, что позволяет сделать вывод о целесообразности смещения основных усилий при проведении профилактических антинаркотических мероприятий на их проведение непосредственно в муниципальных образованиях области с акцентом на развитии информационно-пропагандистской антинаркотической деятельности среди населения Белгородской области на областном уровне.

Ход реализации в Белгородской области предыдущих региональных целевых антинаркотических программ показал, что целевая программа является эффективным инструментом комплексного решения проблем организации противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на областном уровне, но растягивать ее реализацию на длительный срок нецелесообразно вследствие интенсивности развития наркоситуации, а также необходимости совершенствования форм и методов противодействия распространению наркомании, борьбы с незаконным оборотом наркотиков. В связи с этим предлагаемая к рассмотрению Программа предусматривает осуществление комплекса мероприятий, направленных на обеспечение системного подхода к осуществлению противодействия распространению наркомании, дальнейшее развитие межведомственного взаимодействия, борьбы с незаконным оборотом наркотиков, совершенствования форм и методов профилактики наркомании, активизации антинаркотической пропаганды и антинаркотического просвещения, повышения эффективности деятельности наркологической службы области.

При разработке Программы учитывался российский опыт противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, предложения областных управлений и территориальных ведомств.

В системе мероприятий Программы учтены ресурсные ограничения.

В Программу включены положения принципиального характера, требующие межведомственного подхода на областном уровне. Предполагается, что мероприятия местного уровня будут включены в соответствующие муниципальные целевые комплексные антинаркотические программы с соответствующим ресурсным обеспечением.

II. Основная цель и задачи Программы


Целью Программы является создание условий для снижения уровня заболеваемости населения Белгородской области синдромом зависимости от наркотиков.

Для достижения поставленной цели предусмотрена реализация системы мероприятий Программы, которая будет направлена на решение следующих основных задач:

проведение комплекса профилактических мероприятий по сокращению немедицинского употребления наркотиков;

формирование системы социального управления процессом профилактики наркомании;

совершенствование системы проведения антинаркотической пропаганды и антинаркотического просвещения;

совершенствование системы ведения мониторинга наркоситуации и оценки профилактической антнаркотической работы на основе показателей эффективности;

практическое внедрение инновационных технологий и методик, процедур проведения антинаркотической профилактической работы;

широкое внедрение в практику новых концепций и методов лечения и медико-психологической реабилитации больных наркоманией;

ограничение доступности наркотиков, находящихся в незаконном обороте;

совершенствование системы повышения квалификации специалистов в области профилактики наркомании;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»