Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 ноября 2012 года N 445-пп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ НА 2013 - 2015 ГОДЫ

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании постановления Правительства Белгородской области от 30.12.2013 N 530-пп.
____________________________________________________________________

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Постановление правительства Белгородской области от 09.09.2013 года N 364-пп, НГР: ru31000201300474}

В целях наращивания научно-исследовательского потенциала Белгородской области, стимулирования фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на экономическое и социальное развитие региона, укрепления связей науки с производством, на основании Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", в соответствии с постановлением правительства области от 25 января 2010 года N 27-пп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года" Правительство Белгородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу развития вузовской науки на 2013 - 2015 годы (далее - Программа).

2. Департаменту финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.) при формировании проекта областного бюджета на 2013 - 2015 годы предусматривать денежные средства на реализацию Программы.

3. Рекомендовать учреждениям, организациям, предприятиям области содействовать в обеспечении исполнения мероприятий Программы.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент внутренней и кадровой политики области (Сергачев В.А.).

Информацию о ходе исполнения постановления представлять ежегодно к 15 февраля начиная с 2014 года. Информацию об исполнении постановления представить к 15 февраля 2016 года.

{в редакции постановления правительства Белгородской области от 09.09.2013 года N 364-пп}

Губернатор Белгородской области

Е.Савченко

Утверждена
постановлением
правительства Белгородской области
от 12 ноября 2012 года N 445-пп


{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:

Постановление правительства Белгородской области от 09.09.2013 года N 364-пп, НГР: ru31000201300474}

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ НА 2013 - 2015 ГОДЫ


Наименование Программы

долгосрочная целевая программа развития вузовской науки на 2013 - 2015 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (ред. от 28 июля 2012);

 - распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";

 - постановление правительства Белгородской области от 25 января 2010 года N 27-пп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года"

Государственный заказчик Программы

Правительство Белгородской области

Представитель государственного заказчика (координатор Программы)

департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Руководитель Программы

Сергачев Валерий Александрович, первый заместитель Губернатора Белгородской области - начальник департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области

Разработчики Программы

департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Исполнители Программы

- департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области;

 - учреждения высшего профессионального образования и их филиалы, расположенные на территории Белгородской области

Участники Программы

- учреждения высшего профессионального образования и их филиалы, расположенные на территории Белгородской области;

 - учреждения, организации, предприятия, расположенные на территории области (по согласованию)

Цель Программы

- наращивание научно-исследовательского потенциала Белгородской области, стимулирование фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на экономическое и социальное развитие региона, создание условий для подготовки высококвалифицированных научных кадров, укрепление связей науки с производством

Задачи Программы

- организация взаимодействия научных коллективов вузов и промышленных предприятий области с целью интеграции науки, образования и производства;

 - вовлечение специалистов и ученых как кадровой основы научно-технического потенциала области в решение региональных экономических задач, выработку стратегии социально-экономических преобразований области и экспертизу программ и проектов регионального значения;

 - проведение конкурса региональных грантов, направленных на поддержку научных исследований, связанных с социально-экономическим развитием Белгородской области;

 - организация сотрудничества с Национальным исследовательским центром "Курчатовский институт";

 - создание условий для привлечения молодежи в сферу науки, стимулирование научно-изобретательской деятельности студенчества и молодых специалистов;

 - обеспечение информационной поддержки развития научного потенциала и мероприятий Программы

Сроки реализации Программы

Программа реализуется в 2013 - 2015 годы

Перечень направлений Программы

1. Мероприятия по поддержке научной деятельности студентов, аспирантов и молодых ученых.
 2. Мероприятия по взаимодействию с Национальным
 исследовательским центром "Курчатовский институт".
 - Мероприятия в рамках поддержки исследований, направленных на социально-экономическое развитие Белгородской области.
 - Информационно-методическое сопровождение мероприятий Программы

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем ф инансирования Программы - 95,28 млн. рублей, в том числе:
 - за счет средств областного бюджета 26,77 млн. рублей;

 - за счет внебюджетных средств - 68,51 млн. рублей

Целевые показатели реализации Программы

- рост числа студентов, проводящих научные исследования, к общему их числу;

 - рост числа студентов и аспирантов, молодых ученых и преподавателей вузов, участвующих в. семинарах, конференциях, конгрессах, слетах, прошедших учебные курсы, практику, стажировку на базе научных подразделений университетов, институтов, научно-исследовательских центров, научных лабораторий;

 - увеличение количества временно созданных творческих коллективов для проведения совместных (межвузовских, межотраслевых, межрегиональных) исследований

Показатели социально Экономической эффективности Программы

- рост числа научных исследований и научных разработок, направленных на социально-экономическое развитие Белгородской области, в общем количестве исследований;

 - у величение доли финансирования по социально значимым направлениям научных исследований в общем объеме привлеченных вузами средств;

 - увеличение количества заявок на региональный конкурс грантов по приоритетным направлениям социально-экономического развития Белгородской области;

 - увеличение количества организованных научных лабораторий для осуществления научной или научно-технической деятельности совместно с предприятиями области;

 - рост числа публикаций и освещений в средствах массовой информации событий и мероприятий, связанных с развитием научного потенциала Белгородской области

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


В современной науке при всех различных подходах к истолкованию ее места в системе человеческих ценностей, роли в жизни общества, межотраслевого положения в экономике и стратегического значения в структуре государственных отношений можно выделить три основные стороны. Понятие наука, прежде всего, определяется как форма мышления и деятельности, во вторую очередь как система знаний по тем или иным отраслям (дисциплинам) и, наконец, как социальный институт.

В качестве формы мышления и деятельности наука противостоит любым другим формам познания и имеет теоретическое, мировоззренческое и, в узком смысле, идеологическое значение. В качестве системы знаний наука вооружает человека инструментом преобразования окружающего мира, позволяет осуществлять "прирост" знания, основанного на опыте, экспериментах и изысканиях предшествующих поколений, знания, которое непосредственно применяется в процессе жизнедеятельности. В ипостаси социального института наука стимулирует социальную активность граждан, прежде всего, интеллигенции, а также оказывает непосредственное влияние на уровень культуры, образования, самосознания человека в обществе.

Сегодня происходит реорганизация сферы науки, привлечение дополнительных источников финансирования на ее развитие. По-прежнему остро стоит проблема более эффективного использования результатов научных исследований в экономике, а также эффективного финансирования научных исследований.

В современных условиях государство рассматривает науку и ее научный потенциал как постоянно накапливаемое национальное достояние, определяющее будущее нашей страны, а поддержку развития науки - как приоритетную задачу. Представленная на заседании Государственного совета Российской Федерации 8 февраля 2008 года стратегия социально-экономического развития России до 2020 года по сути является политическим решением о переводе российской экономики с инерционного энергосырьевого на инновационный путь развития. Эта идея нашла свое развитие в одобренной Правительством Российской Федерации Концепции стратегии развития России до 2020 года.

В соответствии со Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, Стратегией социально-экономического развития России до 2020 года основу государственного сектора науки и высшего образования должны составить технически оснащенные на мировом уровне, укомплектованные квалифицированными кадрами, финансово устойчивые научные и научно-образовательные организации.

С целью консолидации усилий по развитию научной деятельности в Российской Федерации и недопущению "распыления средств" определены важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий:

1. Развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;

2. Совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий;

3. Формирование национальной инновационной системы;

4. Повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности;

5. Сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса;

6. Интеграция науки и образования;

7. Развитие международного научно-технического сотрудничества.

Являясь частью феномена науки в целом, вузовская наука имеет свою специфику и свое место. Задача развития вузовской науки также имеет три стороны: стимулировать фундаментальные научные исследования, обеспечить высокое качество исследований прикладного характера, научно-исследовательских разработок и способствовать повышению культурного и образовательного уровня населения.

Большая часть научных разработок вузовской науки приходится на долю кафедральных ученых, т.е. преподавателей высших учебных заведений, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью в соответствии с кафедральными (факультетскими, вузовскими) планами научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ либо в рамках временных научных коллективов по трудовому договору.

Научная политика Белгородской области в сфере вузовской науки является составной частью социально-экономической политики, которая выражает отношение государства на региональном уровне к научной, научно-технической и инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Белгородской области в сфере науки, техники и реализации достижений науки и техники на территории региона.

В 2012 году завершаются мероприятия долгосрочной областной программы "Вузовская наука" на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением правительства Белгородской области от 9 декабря 2008 года N 295-пп. Нижеприведенные количественные показатели развития научного потенциала свидетельствуют о стабильности и положительной динамике показателей в сфере вузовской науки, что служит доказательством эффективности мероприятий, проведенных вузами, в том числе в рамках указанной программы.

Согласно данным о студентах, принимавших участие в научной и исследовательской работе, численность их в семи ведущих высших учебных заведениях на территории Белгородской области (БелГУ, БГТУ, БГСХА, БУКЭП, БГИИК, СТИ МИСИС и БЮИ) с 2008 по 2011 годы вместе с уменьшением студенческого контингента в связи с наступлением "демографической ямы" в среднем уменьшалась ежегодно на 1,5 процента и составила к сентябрю 2012 года 12362 человека.

В то же время процент студентов, принимающих участие в научно-исследовательской работе, к сентябрю 2012 года, по данным вузов, составил более 42 процентов от общего числа студентов, что на 6 процентов больше уровня 2008 года. Указанная динамика стала следствием недостаточно обоснованной единой критериальной системы: под научно-исследовательской работой понимались и исследования в рамках поддержанных грантов, и количество дипломных работ по заявкам предприятий, и участие в научных мероприятиях различного рода. В то же время ясно, что дипломные работы являются частью учебного плана по дисциплинам высшего профессионального образования, следовательно, не относятся к сфере научных работ. Во избежание разночтений и с целью конкретизации показателей представляется важным разработать единую критериальную базу развития научного потенциала Белгородской области в рамках долгосрочной целевой программы развития вузовской науки на 2013 - 2015 годы (далее - Программа).

Общий объем финансирования деятельности вузов с 2008 по 2011 год вырос на 226 млн. 448,1 тыс. рублей и составил 721 млн. 73,7 тыс. рублей.

При этом привлечение средств федерального бюджета выросло в 2,5 раза и составило 419 млн. 934,1 тыс. рублей. Связано это, прежде всего, с изменением статуса Белгородского государственного университета, который стал Национальным исследовательским университетом, что изменило объемы федерального финансирования.

В научно-технической сфере области в настоящее время работает более 4 тысяч человек. Основные научные силы в области сосредоточены в городах Белгород, Старый Оскол и Губкин. Штатный профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений, расположенных на территории Белгородской области, ежегодно колеблется в пределах 5 - 7 процентов и в настоящее время составляет 3207 человек. Из них ученую степень доктора и кандидата наук имеют 2127 человек, или 66,3 процента. За последние пять лет численность докторов наук увеличилась с 200 до 386 человек и в настоящее время составляет 12 процентов от общей численности профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений. Более чем на треть вырос контингент кандидатов наук, который в настоящее время составляет 1741 человек, или 54,3 процента от общей численности преподавателей вузов.

Динамика изменения возрастного кадрового профессорско-преподавательского состава вузов Белгородской области за последние пять лет показывает выравнивание численного состава четырех основных возрастных групп преподавателей. Активная работа руководства области и высших учебных заведений в сфере послевузовского образования позволила обеспечить в последние годы стабильность контингента профессорско-преподавательского состава, увеличив долю преподавателей моложе 40 лет до 41 процента. На сегодняшний день средний возраст докторов наук, работающих в вузах, составляет 54 года, кандидатов наук - 43 года.

Важным звеном этой работы стало проведение мероприятий по привлечению молодежи в аспирантуру и поддержка докторантов, что привело к росту числа молодых ученых в аспирантурах и докторантурах вузов области.

В 6 учреждениях ВПО области ведется подготовка около 1700 аспирантов, соискателей ученой степени кандидата наук и 37 докторантов по 90 специальностям, причем 50 процентов всех обучающихся учатся на бюджетной основе. В области в настоящее время действует 23 диссертационных совета по 50 специальностям в различных сферах деятельности отраслевых наук.

На основе изучения развития научно-исследовательского потенциала области в течение трех последних лет можно констатировать, что количество работающих на базе вузов области проблемных научно-исследовательских лабораторий увеличилось с 43 до 47; научно-исследовательских институтов - с 6 до 7; проектно-конструкторских бюро - с 13 до 14. По-прежнему функционируют 28 инженерных, научных и научно-методических центров, 4 технопарка, 14 экспериментальных производств и 17 других научно-производственных подразделений.

Важнейшим показателем научной активности ученых вузов является количество проводимых мероприятий научной и научно-методической направленности - конференций, семинаров, форумов, выставок. Количественные данные указанных мероприятий свидетельствуют о положительной динамике и существовании научной среды: если в 2008 году научных мероприятий было около 280, то к концу 2011 года их количество выросло до 378 мероприятий.

В 2011 году в результате научно-исследовательской деятельности учеными вузов подано более 50 заявок на объекты промышленной собственности, получено более 70 патентов России, издано 320 монографий (в 2009 - 246, в 2010 - 282) и более 6 тысяч научных статей в более чем 120 сборниках научных трудов и сборниках материалов конференций, проводимых на территории области, а также в других изданиях.

В то же время наблюдается снижение количества научно-исследовательских работ в вузах области на 19 процентов по сравнению с 2009 годом, что связано, в частности, с недостаточным предложением грантовой поддержки на условиях финансирования из областного бюджета, а также на условиях софинансирования с научными и общественными фондами.

По данным вузов, ежегодно увеличивается количество научных направлений, разрабатываемых учеными вузов. К 2012 году их число по сравнению с числом научных направлений, реализуемых в 2008 году, увеличилось на 20 процентов и составило 113 направлений.

Продолжается рост числа проектов и идей, нуждающихся в венчурных инвестициях. В среднем ежегодно таких проектов становится на 13 процентов больше (в 2010 году - 75, в 2011 году - 99, в 2012 году - 113). Можно констатировать факт увеличения количества фундаментальных научных исследований по запросам и заказам предприятий: с 41 в 2008 до 55 в 2011 году.

В результате исполнения мероприятий долгосрочной областной программы "Вузовская наука" на 2008 - 2012 годы были созданы такие действующие на сегодняшний день организационные структуры, как областной совет молодых ученых, областное общество студентов-исследователей.

Ежегодно проводились мероприятия по привлечению студентов к научным исследованиям - вузовские олимпиады, конференции, форумы (всего более 20 мероприятий), ставшие постоянными. В рамках мероприятий по поддержке молодых ученых также ежегодно проводились конференции, Дни науки, форумы и выставки, в частности "Молодые ученые - производству", "Методология научного исследования социокультурной сферы", "Наука и молодежь в начале нового столетия" (всего 17 мероприятий). С целью поддержки исследований студентов, аспирантов и молодых ученых НИУ "БелГУ" проводит конкурс университетских грантов на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий.

Кроме научных мероприятий для студентов, аспирантов и молодых ученых, в течение пяти лет было организовано проведение как единичных, так и повторяющихся научных мероприятий для активизации научно-инновационной деятельности профессорско-преподавательского состава вузов. В частности, были проведены конкурсы на звание лауреата премии БелГУ в области научных исследований, областная научно-практическая конференция "Белгородская область: прошлое, настоящее и будущее", международная научно-практическая конференция по научным проблемам потребительской кооперации, всероссийская научно-практическая конференция "Образование, наука, производство и управление".

В качестве информационного ресурса создан сайт "Вузовская наука", который требует в настоящее время обновления информации и доработки, а также постоянного сопровождения. В его структуру целесообразно включить постоянно действующий электронный мониторинг развития научного потенциала Белгородской области, нормативно-правовой раздел, справочную информацию по различным направлениям развития вузовской науки.

В результате проведения мероприятий в рамках долгосрочной областной программы "Вузовская наука" на 2008 - 2012 годы состоялся конкурс региональных грантов, в результате которого победителями стали 25 научных проектов различной проблематики. Согласно заключенным между департаментом образования, культуры и молодежной политики области и руководителями учреждений высшего профессионального образования договорам в 2011 году руководителям победивших проектов были выплачены денежные средства в размере 1,5 млн. рублей. В результате передачи полномочий в сфере профессионального образования департаменту внутренней и кадровой политики области в 2012 году заключены новые договоры по проектам, рассчитанным на исполнение в течение двух лет или в 2012 году, финансирование составит 1 млн. рублей. В то же время следует констатировать недостаточную эффективность грантовой поддержки и ее недостаточное финансовое обеспечение. Это связано с изначальными рисками неокупаемости затрат и неэффективного расходования денежных средств в научной сфере. Мировая практика показывает, что именно фундаментальные исследования, направленные на решение сугубо научных задач, результаты которых не имеют зачастую быстрого практического применения, не дают прямого эффекта, поскольку не могут быть непосредственно внедрены в производство или социальную сферу, требуют почти исключительно бюджетной поддержки. Важно также поддерживать научные разработки, направленные на социально-экономическое развитие Белгородской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»