Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 октября 2002 года N 417

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЗДАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА И ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002-2007 ГОДЫ"

{УТРАТИЛ СИЛУ:
Постановление губернатора Белгородской области от 30.01.2008 года N 11, НГР: ru31000200800030}

В целях создания государственного земельного кадастра как одной из основных инфраструктур государства в области проведения государственной политики, направленной на обеспечение эффективного и рационального использования земли и иной недвижимости, сохранения общественной стабильности и укрепления экономики области постановляю:

1. Утвердить областную целевую программу "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Белгородской области на 2002-2007 годы" (далее - Программа, прилагается).

2. Департаменту финансов и бюджетной политики правительства администрации области (Боровик В.Ф.) при разработке проектов бюджета на 2003-2007 годы предусматривать выделение денежных средств на реализацию Программы с учетом экономической ситуации, сложившейся в области, и в порядке, установленном для областных целевых программ по землям областной собственности.

3. Рекомендовать главам местного самоуправления городов и районов области в соответствии с намеченными мероприятиями Программы предусматривать в местных бюджетах на 2003-2007 годы по согласованию с комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Белгородской области (Колесников В.Н.) средства на реализацию программы в части муниципальных земель.

4. Считать утратившим силу постановление главы администрации области от 31 января 1996 г. N 71 "Об утверждении программы внедрения автоматизированной системы земельного кадастра в Белгородской области в 1996-2000 годах и объемов проектно-изыскательских работ по землеустройству, земельному кадастру и мониторингу земель, выполняемых в области в 1996 году".

5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы администрации области - руководителя аппарата главы администрации области Полухина О.Н.

Об исполнении постановления информировать ежегодно к 31 декабря, срок представления итоговой информации 1 февраля 2008 года.

Глава администрации области Е. Савченко

Утвержден
постановлением главы
администрации области
от 25.10.2002 года N 417

ПАСПОРТ Областной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Белгородской области на 2002 - 2007 годы"


Наименование Программы

- Областная целевая программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Белгородской области на 2002 - 2007 годы"

Основание для разработки Программы

- поручение главы администрации Белгородской области от 3 августа 2001 года

Генеральный заказчик Программы

- Администрация Белгородской области

Государственный заказчик - координатор Программы

- комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Белгородской области

Основные разработчики Программы

- Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Белгородской области, комитет по управлению государственным имуществом Белгородской области, управление архитектуры и градостроительства администрации области

Цель и задачи Программы

- создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, обеспечивающей эффективное использование земли и иной недвижимости, вовлечение их в оборот и стимулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан;
- реализация комплекса землеустроительных и проектных работ, позволяющих повысить эффективность использования земельных ресурсов, создать условия для увеличения социального, инвестиционного, производственного потенциала земли и превращение его в самостоятельный фактор экономического роста;

Основными задачами Программы являются

- разработка эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами на основе землеустроительных и проектных работ;

- создание автоматизированных баз данных по государственному кадастровому учету земельных участков всех форм собственности и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, подлежащих учету в Государственном регистре баз и банков данных;

- создание автоматизированной системы, обеспечивающей управление недвижимостью, реформирование и регулирование земельных и имущественных отношений;

- разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность Белгородской области и собственность муниципальных образований;

- развертывание программно-технических комплексов, поддерживающих информационные базы данных по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, и прочно связанными с ними объектами недвижимости;

- контроль за использованием государственных земель и обеспечение поступлений дополнительных доходов от управления и распоряжения земельными ресурсами в бюджеты всех уровней;

- подготовка и переподготовка кадров для обеспечения государственного кадастрового учета земель и иных объектов недвижимости, кадастровой оценки земель и управления землей и иной недвижимостью на уровне Белгородской области и муниципальных образований

Объемы и источники финансирования

Всего на 2002-2007 годы - 185,02 млн. руб.
 в т.ч. средства
 Федерального бюджета - 47,73 млн. руб.
 Областного, местного бюджета, а также прочие источники - 137,28 млн. руб.

Сроки в этапы реализации Программы

2002 - 2007 годы, в том числе:
 I этап - 2002 - 2003 годы;

 II этап - 2004 - 2005 годы;

 III этап - 2006 - 2007 годы

Управление реализаций и контроль за исполнением Программы

- организация управле ния и контроль за исполнением Программы возлагается на комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Белгородской области и комитет по управлению государственным имуществом Белгородской области.
 Информация о ходе выполнения Программы и об использовании средств бюджетов различных уровней представляется исполнителями в установленном порядке

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ

1.1. Введение


Федеральная целевая программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2007 годы)" (далее именуется Программа) разработана во исполнение распоряжения Правительства РФ от 15 марта 2001 года N 369-р и нацелена на решение стратегических задач в области структурной перестройки экономики в части земельно-имущественных отношений, намеченных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 3 апреля 2001 г., в поручении Президента Российской Федерации от 17 марта 2001 г. N Пр-496ГС, а также в программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2001 года N 910-р.

Программа утверждена постановлением Правительства РФ от 25 октября 2001 года N 745 "Об утверждении федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2007 годы)".

Областная целевая программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Белгородской области на 2002 - 2007 годы" (далее именуется - Программа) разработана во исполнение поручения главы администрации Белгородской области от 3 августа 2001 года.

Главной целью данной Программы является реализация комплекса взаимоувязанных правовых, организационных, финансовых, землеустроительных и проектных мероприятий, позволяющих к 2007 году повысить эффективность управления земельными ресурсами в Белгородской области.

Реализация Программы будет содействовать созданию государственного земельного кадастра, направленного на обеспечение эффективного и рационального использования земли и иной недвижимости как важнейших составляющих национального богатства Российской Федерации и Белгородской области в интересах сохранения общественной стабильности и укрепления национальной экономики. При реализации Программы будут учитываться опыт и достижения прошлого, современные реалии, проблемы и тенденции социально-экономического развития Российской Федерации и Белгородской области.

В соответствии с законодательными актами, принятыми на федеральном и областном уровнях, постановлениями главы администрации области за последние годы были разработаны и осуществлены конкретные мероприятия по реформированию земельных отношений. Однако принятых мер оказалось недостаточно для обеспечения более эффективного использования земель различного целевого назначения. Существующие механизмы распоряжения, владения и пользования землей, действующая законодательная база не в полной мере позволяют осуществлять перераспределение земель, передачу их эффективно использующим хозяйствующим субъектам, расширять рынок земли. Размеры и механизм начисления земельных платежей недостаточно совершены, доля их поступлений в бюджеты всех уровней мала и составляет 4,5%.

Реформирование земельных отношений в ряде районов, городов и области в целом из-за не выделения в достаточных объемах финансовых ресурсов для его проведения, отставания нормативно-правовой базы проведено не комплексно и в неполных объемах, в результате чего достигнуты не все запланированные результаты в использовании земель и управлении земельными ресурсами области.

Выходом из такого положения является разработка и реализация основных направлений и системы стратегических и тактических мероприятий по дальнейшему повышению эффективности управления земельными ресурсами в Белгородской области.

1.2. Некоторые итоги земельных преобразований в Белгородской области в 1991 - 2001 годах


В соответствии с федеральными и областными законодательными актами на территории области за 1991-2001 годы были разработаны и осуществлены конкретные мероприятия по земельным преобразованиям, в результате которых произошли принципиальные, глубинные изменения в формах собственности на землю.

В области ликвидирована монополия государственной собственности на землю, осуществлены практические меры по перераспределению земельных угодий, созданы условия для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, наделения землей граждан, предприятий, организаций, учреждений, объединений и товариществ с закреплением их прав на землю в порядке, установленном федеральным законодательством. Сельским и городским жителям бесплатно переданы в собственность 1710,6 тыс. га. продуктивных земель под коллективные сады, огороды, строительство жилья, для расширения личных подсобных хозяйств и организации крестьянских (фермерских) хозяйств.

Проведена реорганизация 458 колхозов и совхозов, осуществлена приватизация ранее используемых ими земель на праве бессрочного пользования на общей площади 1719,0 тыс. га. На базе реорганизованных хозяйств, на территории области созданы и действуют 418 акционерных общества, сельхозкооперативы и другие новые сельскохозяйственные формирования. В итоге, 297,6 тыс. рабочих, служащих и пенсионеров, бывших совхозов, колхозов и специалистов социальной сферы, проживающих в сельской местности, стали собственниками земельных долей. В области организованы и действуют 1928 крестьянских (фермерских) хозяйств, в распоряжение которых передано 130,3 тыс. га. земель. Создан фонд перераспределения земель. В целом по области по состоянию на 1 января 2002 года фонд перераспределения земель, находящийся в ведении сельских, поселковых, районных и городских администраций, составляет 129,4 тыс. га. В собственность граждан передано 1824,4 тыс. га. или 67,2% всех земельных угодий области. Юридическими лицами приватизировано и находится в их собственности 108,2 тыс. га. земель.

Органам местного самоуправления передано в ведение 451,8 тыс. га. земель.

В целом по области в основном решена проблема обеспечения граждан земельными участками: 553,4 тыс. граждан имеют земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства. На указанные цели за годы земельной реформы населению области дополнительно предоставлено 63,3 тыс. га. земель.

Для своевременной и более полной реализации конституционных прав граждан и юридических лиц на землю в установленном порядке изготовлено, зарегистрировано и выдано свыше 744 тыс. правоудостоверяющих документов на земельные участки и земельные доли. В целом по области перерегистрированы все сельскохозяйственные предприятия, 96% промышленных предприятий, других организаций и учреждений, 75% коллективов садоводческих и гаражных кооперативов.

На территории области введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога и арендной платы, размер нормативной цены земли и другие платежи за земельные угодья введены в области и применяются в зависимости от местоположения, вида земельных угодий и вида разрешенного использования. Поступления всех видов земельных платежей по области в бюджеты всех уровней составили: в 1995 году - 34,050 млн. рублей, в 1996 году - 51,61 млн. рублей, в 1997 году - 82,09 млн. рублей, в 1998 году - 106,0 млн. рублей, в 1999 году - 161,7 млн. рублей, в 2000 году - 191,954 млн. рублей, в 2001 году - 243,6 млн. рублей.

На территории области формируются и внедряются элементы земельного рынка, аукционная форма предоставления земель за плату юридическим и физическим лицам. Для их проведения органами местного самоуправления утверждены соответствующие службы. Количество сделок с землей постоянно возрастает, и в настоящее время достигло в целом по области 16 тыс. га. в год.

Создается автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости.

В областном центре и ряде других городов и райцентров области развернуты работы по инвентаризации земель. В 14 городах и поселках эта работа выполнена на площади 76,6 тыс. га. В 137 хозяйствах проведена оценка земель, в 874 сельских населенных пунктах и в 219 сельхозпредприятиях разработаны кадастровые карты. Почвенное агрохимическое обследование проведено за предыдущие годы в 479 коллективных и крестьянских (фермерских) хозяйствах на общей площади 1,9 млн. га., аэрофотогеодезические работы для целей создания планов сельхозпредприятий и населенных пунктов выполнены на площади 1 млн. 232 тысячи гектаров. При осуществлении разработанного в области комплекса мероприятий по земельной реформе, внедрении автоматизированной системы ведения земельного кадастра, повышении плодородия почв и защите их от эрозии за 1991 - 2001 годы освоено 32,964 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета -12,5 млн. рублей.

Проведенные реорганизация и реформирование неэффективно работающих акционерных обществ, колхозов, совхозов и других сельхозпредприятий, с осуществлением на их территориях комплекса мёр по внедрению современной почвозащитной системы, влагосберегающих технологий и агротехнических приемов, позволили во многих хозяйствах не допустить значительного ухудшения плодородия земель и в условиях недостаточного влагообеспечения последних лет получать неплохие урожаи сельскохозяйственных культур.

Вместе с тем, несмотря на ряд положительных результатов, процессы реформирования земельных отношений в целом ряде районов и городов области из-за недостаточного финансирования мероприятий происходили непоследовательно, не комплексно и крайне медленно. В результате не решены задачи, определенные Законом РСФСР "О земельной реформе" и Программой проведения земельной реформы на территории Белгородской области, утвержденной решением седьмой сессии Белгородского областного Совета народных депутатов от 29 августа 1991 года.

Намеченные ранее многие объемы земельно-кадастровых работ по мониторингу и инвентаризации земель, подлежащие выполнению за счет федерального и областного бюджетов, бюджетов муниципальных образований, из-за не выделения необходимых финансовых ресурсов выполняются с отставанием и не в полном объеме. В итоге за последние годы в области были практически свернуты работы по инвентаризации земель, внутрихозяйственному землеустройству, почвенно-эрозионному обследованию, аэрофотосъемочные работы по обновлению планово-картографического материала. Тем самым тормозилось создание достоверного банка данных о земле и ведение земельного кадастра.

Возможность на практике внедрять эффективные экономические механизмы в сфере управления недвижимостью ограничена отсутствием систематизированных и достоверных сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, современных автоматизированных систем и информационных технологий их учета и оценки.

Решение этих проблем даст возможность реализовать конституционные нормы и гарантии права собственности на землю и иную недвижимость, активизировать вовлечение земли и иной недвижимости в гражданский оборот, создать основу для сохранения природных свойств и качеств земель в процессе их использования, сформировать базу экономически обоснованного налогообложения в части недвижимого имущества, а также совершенствовать систему управления недвижимостью.

1.3. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Одной из важнейших стратегических целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития субъектов Российской Федерации является эффективное использование земли и иной недвижимости всех форм собственности для удовлетворения потребностей общества и граждан. Однако достижению указанной цели мешает ряд нерешенных проблем в области реформирования земельных и имущественных отношений.

Возможность на практике внедрять эффективные экономические механизмы в сфере управления недвижимостью ограничена отсутствием систематизированных и достоверных сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, современных автоматизированных систем и информационных технологий их учета и оценки с применением телекоммуникаций. Необходимо укрепление органов контроля и охраны земель на всех уровнях государственного управления.

Решение этих проблем даст возможность реализовать конституционные нормы и гарантии права собственности на землю и иную недвижимость, активизировать вовлечение земли в гражданский оборот, создать основу для сохранения природных свойств и качеств земель в процессе их использования, сформировать базу экономически обоснованного налогообложения в части недвижимого имущества, создать единую систему планирования и контроля земельных платежей, а также совершенствовать систему управления недвижимостью, находящейся в государственной собственности.

Необходимость решения указанных проблем программно-целевыми методами обусловлена их комплексностью и взаимосвязанностью, что требует скоординированного выполнения разнородных мероприятий правового, организационного, производственного, технического и технологического характера.

Масштабность и ресурсоемкость решаемых в рамках Программы задач, особенно связанных с осуществлением разграничения государственной собственности на землю, инвентаризацией земель и их кадастровой оценкой, требуют четкой межведомственной координации и управления, согласованного по времени и объемам привлечения средств федерального бюджета, областного бюджета и бюджетов муниципальных образований.

Для формирования баз данных государственного земельного кадастра, включая создание информационных массивов сведений о землях сельскохозяйственного назначения, землях лесного, водного фонда, землях поселений, необходимо самое деятельное участие соответствующих служб и ведомств: департамента агропромышленного комплекса, комитета природных ресурсов по Белгородской области, управления архитектуры и градостроительства администрации области.

Пользователями системы государственного земельного кадастра должны стать органы государственной власти и местного самоуправления Белгородской области, органы Минюста по регистрации прав на имущество, налоговая инспекция, органы правопорядка, организации и граждане, пользователями информационной подсистемы управления недвижимостью - Главное финансовое управление и экономическое управление администрации области.

Предполагается также осуществить доступ муниципальных органов власти, органов регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними, налоговых служб, органов (организаций) по землеустройству и формированию земельных участков, бюро технической инвентаризации к отдельным базам данных создаваемой автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра, и обеспечить возможность ознакомления широкой общественности с информацией открытого пользования. Доступ к массивам кадастровых данных осуществляется на основе абонентской телекоммуникационной сети Росземкадастра и программно-технических средств межведомственного информационного обмена.

1.4. Цели и задачи областной целевой Программы


Целью программы является создание в Белгородской области автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, вовлечения их в гражданский оборот и стимулирования инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в целях удовлетворения потребностей общества и граждан.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»