Недействующий

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2015 ГОДЫ"

Рисунок не приводится.


Важно отметить, что доля подготавливаемых специалистов по обозначенным 7 направлениям составляет:

- горно-металлургический комплекс - 10 процентов;

- агропромышленный комплекс - 19 процентов;

- строительный комплекс - 23 процента;

- региональная инновационная система - 5 процентов;

- транспортно-логистическая система - 12 процентов;

- туристско-рекреационная система - 3 процента;

- многокомпонентный социальный кластер - 28 процентов.

В целях реализации Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, внедрения в производство инноваций, современных наукоемких технологий, высокотехнологичной продукции в Белгородской области создан кластер непрерывного технического образования, включающий 110 общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов на уровне предпрофильной и профильной подготовки, Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат, учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. В рамках кластера в 2010 году на территории Белгородской области подготовку инженерно-технических кадров вели 8 высших учебных заведений по 82 специальностям и направлениям, что составляет более 45 процентов от реализуемых вузами специальностей. Ведущую роль в подготовке данной категории специалистов по 46 специальностям выполняет Белгородский государственный технологический университет им. В.Г.Шухова. Учитывая, что потребность региона в инженерно-технических кадрах ежегодно растет, формирование кластера непрерывного технического образования будет строиться на следующих позициях:

- обучение инженерно-технических кадров в условиях интеграции реального производства с наукой и непрерывным образованием (поддержка вузовского взаимодействия с реальным бизнесом, выход на российский и глобальный рынки);

- коммерциализация результатов, полученных в ходе научно-исследовательских, научно-конструкторских работ высшей технической школой, в увязке с программами отраслевого и регионального развития;

- разработка образовательных и профессиональных стандартов с участием работодателей.

В целях эффективного использования средств областного бюджета, привлечения ресурсов работодателей к софинансированию учреждений профессионального образования и стабилизации ситуации с дефицитом профессиональных рабочих кадров и специалистов в соответствующих отраслях постановлением правительства Белгородской области от 29 декабря 2008 года N 328-пп "О создании отраслевых производственно-образовательных комплексов Белгородской области" созданы шесть производственно-образовательных комплексов на территории Белгородской области. Производственно-образовательные комплексы функционируют на базе пяти отраслевых департаментов области (образования культуры и молодежной политики; экономического развития; строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства; агропромышленного комплекса; здравоохранения и социальной защиты населения). В состав производственно-образовательных комплексов вошли учреждения начального, среднего, высшего профессионального образования, расположенные на территории Белгородской области, и отраслевые базовые предприятия. Согласно названному постановлению правительства Белгородской области функции учредителя соответствующих учреждений начального и среднего профессионального образования областного подчинения были возложены на отраслевые департаменты Белгородской области.

Создание производственно-образовательных комплексов позволяет департаменту образования, культуры и молодежной политики области производить согласование контрольных цифр приема на очередной учебный год в учреждения начального и среднего профессионального образования с участием отраслевых департаментов, управления по труду и занятости населения Белгородской области; отклонять предложения образовательных учреждений в обучении по невостребованным на рынке труда профессиям и специальностям; изучать уровень удовлетворенности работодателей качеством профессионального образования.

Кроме основной, финансируемой государством, образовательной деятельности по программам профессионального образования, в работе учреждений НПО, СПО и ВПО области значительное место занимает осуществление дополнительных платных образовательных услуг как для населения в целом, так и работодателей.

В общем объеме средств учреждений профессионального образования, полученных от внебюджетной деятельности, дополнительные платные образовательные услуги (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по специальностям и рабочим профессиям) составляют от 38 (учреждения ВПО) до 86 процентов (учреждения НПО и СПО).

Следует отметить, что доля доходов учреждений профессионального образования, расположенных на территории области, от реализации программ повышения квалификации и профессиональной подготовки с 2006 года по 2010 год увеличилась почти в 2 раза. Сегодня в учреждениях высшего профессионального образования реализуются более 300 программ дополнительного профессионального образования. Наиболее активны в этом отношении ФГАОУ ВПО "Белгородский государственный национальный исследовательский университет", ГОУ ВПО "Белгородский государственный технологический университет им. В.Г.Шухова", ФГОУ ВПО "Белгородская государственная сельскохозяйственная академия", Старооскольский технологический институт (филиал) НИУ МИСиС, ГОУ ВПО "Белгородский государственный институт культуры и искусств".

ГОУ ВПО "Белгородский государственный технологический университет им. В.Г.Шухова" в 2009 - 2010 годах реализовал инвестиционный проект с ГК "Роснанотех" по разработке и апробации программ опережающей профессиональной подготовки в области производства бесцементных минеральных наноструктурированных вяжущих негидратационного твердения и композиционных материалов строительного назначения на их основе. Стоимость данного проекта составила более 16 млн. рублей.

В соответствии с лицензией ФГОУ ВПО "Белгородская государственная сельскохозяйственная академия" с 2009 года реализует программы дополнительного профессионального образования "МБА-агробизнес. Инновационный менеджмент". Между академией и университетом Вагенинген (Нидерланды) подписано соглашение о сотрудничестве в подготовке руководителей высшего звена в области агропромышленного производства. Обучение проводится на базе специализированного структурного подразделения "Институт переподготовки и повышения квалификации кадров агробизнеса". Программа обучения предусматривает 360 лекционных часов, из них 96 с участием профессорско-преподавательского состава университетов, входящих в ассоциацию Agrimba (Нидерланды, Германия, Венгрия, Чехия, Польша). По итогам обучения выпускникам выдается единый диплом об окончании магистерского курса, признаваемый во всех европейских странах. Слушатели, допущенные к защите выпускного проекта на английском языке, получат в дополнение международный диплом "Macter of BusiN ess AdmiN istratioN ".

Белгородский государственный национальный исследовательский университет реализует более 180 программ дополнительного профессионального образования для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования, научно-педагогического состава вузов, государственных и муниципальных служащих, медицинских работников всех уровней и других работников отраслей экономики области. Ежегодно по программам дополнительного профессионального обучения здесь проходят обучение 8 тыс. человек. Сумма доходов от реализации программ дополнительного профессионального обучения НИУ "БелГУ" с 2006 года по 2010 год увеличилась в 3 раза и составила около 30 млн. рублей.

Велика доля учреждений начального и среднего профессионального образования, реализующих программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации: в течение 2010 года было обучено 15270 граждан на общую сумму 81 млн. 400 тыс. рублей. Наибольшее количество обученных приходится на профессиональную подготовку - 6541 чел. на общую сумму в 57,4 млн. рублей. Обучение граждан проводится по 95 профессиям и специальностям. Самыми востребованными для граждан являлись профессии строительного профиля (860 обученных), профессия "тракторист-машинист сельскохозяйственного профиля" - 450 человек и особенно профессия "водитель" различных категорий - более 5000 обученных граждан.

В перспективе на 2011 - 2015 г.г. планируется широкая реализация программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов не только для предприятий области, но и других регионов Российской Федерации.

В целом перспективы увеличения доли доходов учреждений профессионального образования, расположенных на территории области, от реализации программ повышения квалификации и профессиональной подготовки по заказам работодателей связаны с:

- открытием учреждениями профессионального образования новых программ повышения квалификации и профессиональной подготовки;

- повышением качества реализации программ повышения квалификации и профессиональной подготовки;

- стабильным развитием отраслей экономики региона.

В основе нарушений профессионального равновесия в сфере труда лежат несоответствие структуры и качества подготовки кадров учреждениями профессионального образования спросу на него со стороны работодателей, неотработанность механизмов взаимодействия рынка труда с рынком образовательных услуг. В этих условиях возрастает актуальность привлечения работодателей к участию в образовательном процессе, подготовке конкурентоспособных специалистов с учетом требований современного рынка труда.

В настоящее время в регионе в рамках частно-государственного сотрудничества используются различные формы взаимодействия учреждений профессионального образования с работодателями: