Недействующий

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2015 ГОДЫ"

1.2. Повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда


Реализация планов дальнейшего реформирования экономики, решение социальных задач общества во многом зависят от притока квалифицированных человеческих ресурсов в производство и сферу услуг. Формирование у молодежи мотивации к труду, потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии в соответствии с индивидуальными особенностями и интересами личности необходимо начинать со школьной скамьи. Прежде всего, с хорошо отлаженной работы по профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений.

Грамотно организованная профориентационная работа предопределяет не только приход выпускников общеобразовательных школ в профессиональные училища и лицеи, но и, самое главное, мотивацию ими выбора профессии, действительно необходимой на региональном рынке труда.

В настоящее время во всех учреждениях общего образования области созданы кабинеты профессиональной ориентации, где на протяжении учебного года учащиеся и их родители получают индивидуальные консультации по вопросам самоопределения школьников, ведутся элективные курсы профориентационной направленности, которые позволяют учащимся познакомиться с многообразием профессий, составить представление об их отличительных особенностях и основных характеристиках. Наиболее востребованными среди школьников на протяжении ряда лет остаются курсы "Основы выбора профессии", "Смысл и ценности профессиональной карьеры", "Человек и профессия", "Твоя профессиональная карьера".

В учебных планах общеобразовательных учреждений предусматривается предпрофильная подготовка учащихся 9 классов в количестве трех часов. С этой целью два часа в неделю отведено на предметно-ориентированные курсы, один час в неделю - на курс профориентационной направленности, в рамках которого осуществляется психолого-педагогическая диагностика, проводятся мероприятия профориентационного характера с привлечением ресурсов учреждений профессионального образования. В течение года школьники получают базовую информацию о содержании программ курсов по выбору, требованиях к представителям различных профессий, содержании программ того или иного учебного заведения, об условиях поступления и обучения. В эту работу в текущем учебном году вовлечены 91,8 процента девятиклассников области, что по сравнению с 2007 - 2008 учебным годом на 45,8 процента больше.

Вместе с тем велика доля старшеклассников, которые, избрав профиль в школе, в дальнейшем поступают в учреждение профессионального образования другой направленности. Причины тому - и неосознанность выбора обучающихся (определение профиля в зависимости от возможностей школы, в которой обучался ранее, предпочтение предметам, которые "легче даются"), и отсутствие полного взаимодействия между школами области и учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования региона.

Учреждения профессионального образования Белгородской области также ведут комплексную работу по профессиональной ориентации молодежи, которая осуществляется в соответствии с планами работы, положениями, программами профориентационной работы, утвержденными приказами образовательных учреждений. Для осуществления организации работы по данному направлению в учебных заведениях созданы специальные центры, комиссии, советы. В большинстве учреждений координируют профориентационную работу заместители директоров. Активное участие в профориентационной работе принимают студенческие советы учебных заведений. Ответственные лица по профориентации устанавливают контакты с учебными заведениями, готовят информационный материал, организуют проведение мероприятий согласно планам. В большинстве учреждений области оборудованы уголки и кабинеты профориентации. Институт государственного и муниципального управления НИУ "БелГУ" является региональным представительством Центра тестирования и развития "Гуманитарные технологии" по оказанию услуг в области профориентационного и образовательного консалтинга.

Анализ существующего опыта профориентационной работы в учебных заведений НПО и СПО позволяет выделить следующие этапы: информационный (Дни открытых дверей, экскурсии по учебному заведению, участие в ярмарках вакансий); диагностический (выявление мотивов и степени осознанности абитуриентами выбора специальности с помощью анкетирования, мониторингов, тестов); консультативный (проведение индивидуальных бесед при выборе специальности).

Профориентационная работа неразрывно связана с организацией профессиональной подготовки старшеклассников - приоритетным направлением работы общеобразовательных учреждений Белгородской области.

В настоящее время профессиональная подготовка ведется по 37 специальностям в соответствии с перечнем профессий, утвержденным Министерством образования Российской Федерации. В регионе на базе 109 ресурсных центров обучаются 96,6 процента учащихся 10 - 11 классов, 40 процентов из них осваивают две специальности. Сеть ресурсных центров представлена 92 общеобразовательными учреждениями, 9 межшкольными учебными комбинатами, 7 учреждениями начального и среднего профессионального образования, 1 учреждением дополнительного образования детей (рис. 1.2.1 - не приводится).