Недействующий

ЗАКОН

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 07 марта 2002 года N 24

О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ

Принят областной Думой 28 февраля 2002 года

{УТРАТИЛ СИЛУ:
Закон Белгородской области от 05.07.2007 года N 122, НГР: ru31000200200042}

Настоящий закон направлен на регулирование социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, предупреждение коллективных трудовых споров и достижение общественного согласия.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия


В настоящем законе используются следующие понятия:

социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), администрацией области, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей;

стороны соглашений - работники (их представители - профсоюзы, объединения профсоюзов), работодатели (их объединения, ассоциации), а также администрация Белгородской области (далее администрация области) и органы местного самоуправления в лице их полномочных представителей;

организация - предприятие, учреждение, организация независимо от организационно-правовой формы и вида собственности;

работники - физические лица, вступившие в трудовые отношения с работодателем;

работодатели - организации независимо от форм собственности и подчиненности, представляемые их руководителями (администрацией), либо физические лица, с которыми работники состоят в трудовых отношениях;

представители работников - органы профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения, дополнения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;

представители работодателей - руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений (ассоциаций) работодателей, иные уполномоченные работодателями органы;

представители органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления - руководители этих органов или другие полномочные в соответствии с уставами (положениями) лица, иные уполномоченные этими органами лица;

областное трехстороннее соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений в Белгородской области, социальные нормативы и программы, обязательства по оплате труда, условиям и охране труда, социальные гарантии и льготы на территории Белгородской области, взаимные обязательства, заключаемые администрацией области, органами профессиональных союзов, объединениями работодателей;

отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения - правовые акты, устанавливающие нормы оплаты труда и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенной отрасли (нескольких отраслей), заключаемые отраслевыми профсоюзами, объединениями (ассоциациями) работодателей, действующих в области, соответствующими органами исполнительной власти регулирующими соответствующие отрасли;

городские, районные соглашения - акты, устанавливающие условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями, заключаемые органами местного самоуправления, объединениями профсоюзов, в лице полномочных представителей в районах (городах) области, объединениями работодателей.

Статья 2. Правовая основа социального партнерства


Правовую основу социального партнерства составляют Устав (Основной закон) Белгородской области, настоящий закон, другие законы Белгородской области, а также иные нормативные правовые акты Белгородской области на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации, которые не могут ухудшать положение сторон социального партнерства и их представителей по сравнению с нормами международного права, федеральными законами и настоящим законом.

В правовую основу социального партнерства в Белгородской области входят также Генеральное соглашение, областное трехстороннее соглашение, отраслевые (межотраслевые) тарифные, городские и районные соглашения, коллективные договоры, заключенные в соответствии с законодательством и распространяющие свое действие на организации области.

Статья 3. Принципы социального партнерства


Социальное партнерство строится на следующих основных принципах:

уважения и учета интересов участников переговоров;

заинтересованности договаривающихся сторон в участии в договорных отношениях;

содействия государства укреплению и развитию социального партнерства на демократической основе;

соблюдения социальными партнерами и их представителями норм международного права, законодательства Российской Федерации и Белгородской области;

полномочности социальных партнеров и их представителей;

равноправия сторон и доверия в отношениях;

невмешательства в дела друг друга;

свободы выбора и обсуждения вопросов, входящих в сферу социального партнерства;

добровольности принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования;

регулярности проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства;

реальности обеспечения принятых социальными партнерами обязательств;

обязательности исполнения достигнутых договоренностей;

систематичности контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений;

ответственности сторон, их представителей, должностных и иных лиц за невыполнение по их вине принятых обязательств, соглашений, договоров, решений.

Статья 4. Сфера действия настоящего закона


Действие настоящего закона распространяется на:

всех работодателей, осуществляющих деятельность на территории Белгородской области, независимо от форм собственности, их объединений (ассоциаций);

всех работников организаций на территории Белгородской области;

действующие в Белгородской области территориальные и первичные профсоюзные организации, территориальные объединения профсоюзов;

органы исполнительной власти Белгородской области, органы местного самоуправления.

Глава 2. Система социального партнерства в Белгородской области

Статья 5. Система социального партнерства


Система социального партнерства включает следующие уровни:

областной - устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда на уровне Белгородской области;

отраслевой - устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда на уровне отрасли;

территориальный - устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда на уровне города и района;

организации - устанавливает конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателями.

Статья 6. Задачи системы социального партнерства


Система социального партнерства в Белгородской области создается для выполнения следующих задач:

обеспечения социально ориентированной политики экономических преобразований в Белгородской области;

повышения доходов работников на основе роста заработной платы и увязки ее с производственными показателями (увеличением производства, выручки от реализации товаров, продукции, услуг) путем государственного и договорного регулирования;

обеспечения эффективного механизма регулирования социально-трудовых и связанных с ним экономических отношений;

проведения коллективных переговоров, взаимных консультаций сторон соглашений;

разработки и заключения соглашений, коллективных договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим законом;

предотвращения коллективных трудовых споров и содействия разрешению конфликтов;

совершенствования законодательства в установленном порядке.

Статья 7. Органы социального партнерства


Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора, соглашения, заключения их, а также организации контроля за исполнением коллективного договора и соглашения на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

В области создается трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с законами Белгородской области.

На отраслевом уровне создаются комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов и заключения отраслевых соглашений.

На уровне городов и районов создаются трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на территориях города и района.

На уровне организации создается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Статья 8. Областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений


Областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений:

создается для сотрудничества в выработке и реализации социально-ориентированной политики экономических преобразований в области, регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, ведения коллективных переговоров, подготовки проекта, обсуждения и заключения областного трехстороннего соглашения;

формируется администрацией области, областным объединением профсоюзов, объединениями (ассоциациями) работодателей на принципах соглашения (консенсуса) из равного числа представителей каждой из сторон, не превышающего 5 человек и утверждается постановлением главы администрации области;

руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации и Белгородской области. Положением об областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, утверждаемым главой администрации области по согласованию с областным объединением профсоюзов, объединениями (ассоциациями) работодателей;

оказывает практическое и методическое содействие заключению коллективных договоров, отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашений, городских и районных соглашений;

проводит экспертизу отраслевых (межотраслевых) тарифных, городских, районных соглашений в целях обеспечения координации в регулировании социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений с учетом специфики отраслей, профессий, городов, районов и общеобластных интересов;

принимает решения по вопросам, входящим в ее компетенцию, которые обязательны для рассмотрения органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления, профсоюзами, работодателями, их объединениями (ассоциациями), действующими на территории области;

осуществляет контроль за выполнением областного трехстороннего соглашения;

вносит предложения о привлечении к ответственности лиц, не выполняющих соглашения, коллективные договоры;

содействует разрешению разногласий по поводу заключения и реализации соглашений, коллективных договоров, заключенных в системе социального партнерства по Белгородской области.

Статья 9. Областное трехстороннее соглашение


Областное трехстороннее соглашение:

заключается областным объединением профсоюзов, объединениями (ассоциациями) работодателей и администрацией области;

разрабатывается на основе переговоров между сторонами соглашений;

распространяется на работников, работодателей, органы исполнительной власти, которые уполномочили своих представителей заключить соглашение от их имени.

Условия, содержащиеся в областном трехстороннем соглашении, не могут ухудшать положение работников по сравнению с законодательством Российской Федерации, законодательством Белгородской области. Генеральным соглашением, общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) тарифными соглашениями на соответствующий период.

Условия, содержащиеся в областном трехстороннем соглашении, рекомендуется учитывать при принятии нормативных правовых актов на всех уровнях регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в Белгородской области (отрасль, город, район, организация).

Принятый областной трехсторонней комиссией проект областного трехстороннего соглашения в согласованный сторонами срок выносится на рассмотрение их полномочных органов для принятия решения о подписании проекта соглашения.

Соглашение подлежит подписанию в определенный сторонами срок с момента принятия всеми сторонами соглашения решения о подписании проекта соглашения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»