ЗАКОН
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
от 05 апреля 2013 года N 190
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ЛИЦ ИЗ ИХ ЧИСЛА В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Принят Белгородской областной Думой 28 марта 2013 года
Статья 1
Внести в закон Белгородской области от 25 января 2007 года N 93 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области" (Сборник нормативных правовых актов Белгородской области, 2007, N 106; 2008, N 14 (132)) следующие изменения:
1) статью 1 после слов "жилых помещений" дополнить словами ", а также в части закрепления и сохранения ранее занимаемых жилых помещений нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей";
2) статью 2 изложить в следующей редакции:
"Статья 2. Обеспечение гарантий на имущество и права на предоставление жилого помещения
1. В Белгородской области обеспечиваются гарантии прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Белгородской области, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"), путём предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путём закрепления и сохранения ранее занимаемых жилых помещений нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
2. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.";
3) статью 3 изложить в следующей редакции:
"Статья 3. Формирование списка лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями
1. Список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим законом, формируется органом исполнительной власти Белгородской области, уполномоченным Правительством Белгородской области (далее - уполномоченный орган).
2. В список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - Список), включаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, достигшие возраста 14 лет.
3. Основанием для рассмотрения вопроса о включении лица, указанного в части 2 настоящей статьи, в Список является заявление самого лица, достигшего возраста 14 лет, либо заявление его законного представителя, сообщение органа опеки и попечительства, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о лице, подлежащем включению в Список. Заявление (сообщение) подаётся (направляется) в уполномоченный орган.
В указанном заявлении (сообщении) должны содержаться фамилия, имя, отчество лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения, сведения о месте его рождения, прежнем месте жительства, гражданстве, а также о наличии права на ранее занимаемое жилое помещение (права нанимателя по договору социального найма или члена его семьи либо права собственника жилого помещения). Отсутствие указанных сведений также отражается в заявлении (сообщении).
К заявлению (сообщению) прилагаются документы (их надлежащим образом заверенные копии), перечень которых устанавливается Правительством Белгородской области.
Лица, указанные в абзаце первом настоящей части, вправе не предоставлять документы (их надлежащим образом заверенные копии), находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. В таком случае уполномоченный орган самостоятельно запрашивает документы (их копии или содержащиеся в них сведения).
4. Уполномоченный орган в течение 30 дней со дня поступления заявления (сообщения) осуществляет проверку достоверности изложенных в нём сведений, а также рассматривает вопрос о возможности проживания лица в ранее занимаемом им жилом помещении.
В этих целях уполномоченный орган при отсутствии соответствующих документов запрашивает сведения:
1) в федеральном органе исполнительной власти, реализующем государственную политику в сфере миграции, иных уполномоченных органах - о регистрации по месту жительства, месту пребывания, а также о проверке обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации;
2) в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по организации единой системы государственного кадастрового учёта недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним - о наличии прав на жилое помещение и сделок с ним;
3) в уполномоченных органах по прежнему месту жительства в другом субъекте Российской Федерации - о предоставлении жилого помещения по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" либо о включении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в соответствующий список в другом субъекте Российской Федерации.
5. По результатам проверки заявления (сообщения) уполномоченный орган принимает одно из следующих решений:
1) о включении лица в Список - при установлении оснований для предоставления жилого помещения в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим законом;
2) об отказе во включении лица в Список - при установлении имевшего место ранее факта предоставления жилого помещения в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" либо при отсутствии оснований для предоставления жилого помещения в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
О принятом решении не позднее чем через 10 рабочих дней со дня его принятия уведомляются лица, указанные в абзаце первом части 3 настоящей статьи.
6. В целях подтверждения наличия оснований для предоставления жилого помещения в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" уполномоченный орган ежегодно проводит проверку сохранения данных оснований в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
7. Исключение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа из Списка осуществляется в следующих случаях:
1) предоставление жилого помещения в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим законом;
2) утрата оснований для предоставления жилого помещения в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим законом;
3) в случае переезда из Белгородской области на новое место жительство в другой субъект Российской Федерации и включения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в соответствующий список в другом субъекте Российской Федерации.
О принятом решении не позднее чем через 10 рабочих дней со дня его принятия уведомляются лица, указанные в абзаце первом части 3 настоящей статьи.
8. При осуществлении указанных в настоящей статье действий по формированию Списка органами местного самоуправления в связи с наделением их полномочиями в соответствии с настоящим законом, уполномоченным органом формируется сводный список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, на основании данных, предоставляемых ежеквартально органами местного самоуправления.";
4) дополнить статьями 3.1 - 3.5 следующего содержания:
"Статья 3.1. Установление факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях
1. При наличии ранее занимаемых жилых помещений, в которых дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, закреплённых в соответствии со статьёй 3.2 настоящего закона (далее - закреплённое жилое помещение), уполномоченный орган рассматривает вопрос о возможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в этом жилом помещении.
В этих целях уполномоченный орган:
1) проводит обследование жилого помещения на предмет его пригодности для постоянного проживания и соответствия установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
2) запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, реализующем государственную политику в сфере миграции, иных уполномоченных органах сведения о лицах, зарегистрированных в этом жилом помещении по месту жительства;
3) устанавливает факт проживания на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишённых родительских прав в отношении этих детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжёлой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно.
2. Основанием для установления факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в закреплённом жилом помещении является одно из следующих обстоятельств:
1) принятие решения уполномоченным органом о признании закреплённого жилого помещения несоответствующим установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
2) признание закреплённого жилого помещения непригодным для проживания в порядке, предусмотренном жилищным законодательством;
3) общая площадь закреплённого жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учётной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдёт в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа;
4) проживание на любом законном основании в закреплённом жилом помещении лиц, страдающих тяжёлой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
5) проживание на любом законном основании в закреплённом жилом помещении лиц, лишённых родительских прав в отношении детей, за которыми закреплено жилое помещение (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации).
3. При наличии оснований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, уполномоченный орган оформляет акт о невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в закреплённом жилом помещении. При отсутствии указанных оснований уполномоченный орган оформляет акт о возможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в закреплённом жилом помещении.
Копия соответствующего акта не позднее чем через 10 рабочих дней со дня его оформления направляется лицам, указанным в абзаце первом части 3 настоящей статьи.
Статья 3.2. Закрепление и обеспечение сохранности ранее занимаемых жилых помещений
1. При выявлении ребёнка-сироты или ребёнка, оставшегося без попечения родителей, орган опеки и попечительства в течение месяца со дня его выявления устанавливает факт наличия регистрации по прежнему месту жительства и проводит обследование жилищно-бытовых условий с составлением соответствующего акта.
2. В случае выявления у ребёнка-сироты или ребёнка, оставшегося без попечения родителей, прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма или члена семьи нанимателя по договору социального найма либо прав собственника жилого помещения, расположенного в Белгородской области, органы опеки и попечительства принимают решение о закреплении права ребёнка на это жилое помещение.
Если жилое помещение расположено за пределами Белгородской области, органы опеки и попечительства с целью закрепления жилого помещения направляют соответствующую информацию в органы опеки и попечительства по месту нахождения жилого помещения.
3. В целях предотвращения совершения незаконных сделок с закреплённым жилым помещением органы опеки и попечительства направляют копию решения о закреплении права на жилое помещение в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по организации единой системы государственного кадастрового учёта недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статья 3.3. Контроль за использованием закреплённых жилых помещений
1. В случае, если ребёнок-сирота или ребёнок, оставшийся без попечения родителей, не пользуется закреплённым жилым помещением (в связи с помещением в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживанием в жилом помещении опекуна или попечителя, устройством в приёмную семью, и в иных подобных случаях) законный представитель ребёнка, в рамках полномочий, установленных действующим законодательством, и органы опеки и попечительства обязаны обеспечить эффективное использование жилых помещений.
2. Для достижения целей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, осуществляют следующие действия:
1) передают в пользование принадлежащее ребёнку жилое помещение по договору найма или поднайма;
2) требуют (в том числе и в судебном порядке) от других участников долевой собственности выплаты соответствующей компенсации за владение и пользование частью общего имущества, приходящейся на долю ребёнка;
3) совершают иные сделки, направленные на извлечение дохода от использования принадлежащего ребёнку жилого помещения.
Органы опеки и попечительства дают опекунам и попечителям обязательные для исполнения указания в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных в целях его наиболее эффективного использования при неосуществлении действий, предусмотренных настоящей статьёй.
3. Внесение платы за коммунальные услуги и содержание жилых помещений осуществляется законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счёт доходов от использования этого имущества, а также за счёт средств областного бюджета, предоставляемых законным представителям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном Правительством Белгородской области.
Статья 3.4. Контроль за сохранностью закреплённых жилых помещений
1. Сохранность и надлежащее содержание закреплённого жилого помещения обеспечивают органы опеки и попечительства по месту его закрепления, а также законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках полномочий, установленных действующим законодательством.
2. В целях осуществления контроля за сохранностью закреплённого жилья органы опеки и попечительства в порядке, установленном Правительством Белгородской области, проводят плановые и внеплановые проверки обеспечения сохранности жилья.
Плановые проверки проводятся не реже одного раза в полгода.
При поступлении от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о ненадлежащем использовании или содержании закреплённого жилого помещения, проводятся внеплановые проверки.
По результатам проверки в течение 3 рабочих дней составляется акт о техническом, санитарном и гигиеническом состоянии закреплённого жилого помещения, утверждаемый руководителем органа опеки и попечительства.
3. Ремонт жилых помещений осуществляется законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счёт доходов от использования этого имущества, а также уполномоченным органом за счёт средств областного бюджета в порядке, установленном Правительством Белгородской области.
Статья 3.5. Предоставление жилого помещения