Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО И СПОРТИВНОГО РЫБОЛОВСТВА НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 -2013 ГОДЫ"

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Оценка состояния потенциала рыболовно-рекреационной деятельности на внутренних водных объектах области

Белгородская область является одним из малообеспеченных водными ресурсами регионов России: водотоками и водоемами занят 1 процент ее территории. Средняя плотность речной сети региона составляет 0,14 км/ км2, 80 процентов общей протяженности речной сети составляют малые реки и ручьи. Кроме того, для области характерно обилие искусственных прудов и водохранилищ. Общая площадь зеркала воды этих водоемов составляет 21752 гектара.

Рыболовство было и остается одним из самых массовых увлечений граждан, связанных с активным отдыхом на природе. По экспертным оценкам, рыболовством занимаются около 10-15 процентов населения области. Основное изъятие водных биоресурсов на водных объектах области производится неорганизованным любительским и спортивным рыболовством, которое при своей массовости стало существенным фактором воздействия на состояние запасов водных биоресурсов и может рассматриваться как метод их эксплуатации. Большинство рыболовов осуществляют рыболовство на тех водоемах, которые имеют более разнообразную ихтиофауну и объем промысловых запасов рыб. В основном это водоемы, на которых осуществляется товарное рыбоводство. Среднестатистическая ежемесячная посещаемость водных объектов области составляет 6-7 человек на 1 гектар площади водного объекта. Вылов одного рыболова составляет от 1,5 до 2,1 килограмма рыбы за один выезд.

Мероприятия по созданию и развитию на территории области территориальных рекреационных комплексов, предназначенных для организации полноценного отдыха граждан, также предполагают модернизацию инфраструктуры и расширение видов услуг в области рыболовства. Такие мероприятия по организации и развитию инфраструктуры и расширение видов сервисных услуг, оказываемых гражданам, не только обеспечат комфортные и безопасные условия для любительского и спортивного рыболовства, но будут способствовать дальнейшему развитию рыболовного туризма. Организация рыболовного туризма, за исключением ограничения, связанного с периодом нереста рыб, возможна практически круглый год на рыбопромысловых участках и водоемах, используемых в целях рекреации. Развитие рыболовного туризма с подключением к нему элементов этнотуризма, агротуризма, образовательного туризма для школ и высших учебных заведений позволит снизить негативное влияние неорганизованного любительского и спортивного рыболовства на состояние запасов водных биоресурсов области, обеспечить участие сельского населения в развитии рыболовного туризма, получение финансовых и других преимуществ от этой деятельности.

В водных объектах области обитает 39 видов рыб. Разнообразие видового состава ихтиофауны зависит от особенностей водного объекта и его места расположения. Так, на самых малых водотоках основную часть ихтиофауны составляют 10 видов рыб, в малых водотоках - 15, в средних водотоках - 19 и в водохранилищах - 20. Естественная рыбопродуктивность водных объектов колеблется от 10 до 50 кг/га. На водоемах области зарегистрировано 96 нерестовых участков и 70 зимовальных ям рыбы, но их состояние сегодня не изучено, Определенное негативное влияние на состояние рыбных запасов области оказывает использование запрещенных орудий и способов вылова.

Основную роль в формировании и поддержании состояния видовых популяций рыб оказывает рыбоводство. За счет зарыбления водоемов товарной рыбой формируются промысловые запасы щуки, судака, карповых и растительноядных видов рыб. По экспертным оценкам, промысловый запас рыбы в водных объектах области составляет более 340 тонн. Рекомендуемые ежегодные возможные объемы изъятия из промысловых запасов различиых видов рыб для любительского и спортивного рыболовства составляют около 101 тонны, в том числе карповые - около 57 тонн, окуневые - более 19 тонн, щуковые - 6 тонн.

Целенаправленные научные исследования водных биоресурсов и влияние неорганизованного любительского и спортивного рыболовства на их промысловые запасы в последние годы не проводились. В результате неэффективного использования водных биологических ресурсов сократились запасы ценных видов рыб, которые находятся на низком уровне, не обеспечивающем их промысловое изъятие. Сложившаяся тенденция в динамике уловов и качественном составе промысловой ихтиофауны внутренних водоемов области заставляет искать новые подходы к регулированию рыболовства, ориентированные не только на максимальную добычу, но и поддержание численности промысловых видов рыб, способствующих устойчивому функционированию экосистемы водных объектов. Назрела необходимость создания оптимальных условий для биологически обоснованного пополнения промысловых запасов рыбы, которые напрямую связаны с проведением специальных научных исследований среды обитания и самой ихтиофауны водоемов области, а также расчета рекомендуемого объема вылова видов рыб в любительских и спортивных целях.

Ранее проведенные соревнования среди рыболовов области и показанные на них результаты являются основой для дальнейшего развития спортивного рыболовства в области. Для развития рыболовного спорта, а также массового привлечения в рыболовный спорт молодежи, необходимы секции и клубы рыболовного спорта, где будет организована подготовка профессиональных спортсменов - рыболовов, судейского и тренерского корпуса в сфере спортивного рыболовства.

Увлечение любительским и спортивным рыболовством неизбежно приводит к росту просвещенности населения в области экологии, к акт шпации природоохранной деятельности и, в конечном счете, к улучшению состояния окружающей среды и рациональному использованию водных биоресурсов. На территории области зарегистрировано 9 региональных и местных общественных рыболовных организаций, но их роль в организации поддержки и развития традиций любительского рыболовства и рыболовного спорта еще недостаточна. С учетом имеющихся проблем в развитии организованного любительского рыболовства и рыболовного спорта очевидна необходимость привлечения внимания общественности и заинтересованных организации, а также научных и образовательных учреждений области, специалистов в сфере рыболовства, рыбоводства и туризма.

Обоснование целесообразности решения проблем программно-целевым методом

Решение существующих проблем в сфере любительского и спортивного рыболовства требует эффективных механизмов и методов. Данные проблемы отличаются многообразием и взаимосвязанностью. До сих пор проблемы в сфере организации любительского и спортивного рыболовства не являлись объектами программ, реализуемых на региональном и муниципальном уровнях. Целесообразность решения проблемы организации и развития любительского и спортивного рыболовства на территории Белгородской области программно-целевым методом определяется следующими факторами:

- масштабность и государственная значимость проблемы;

- ресурсоемкость рыболовно-рекреациошюй деятельности;

- привлечение инвестиций в развитие инфраструктуры в сфере рыболовно-рекреациоиной деятельности;

- наличие актуальных социально-экономических задач, относящихся к компетенции органов государственной власти федерального уровня, решение которых прямо или косвенно связано с эффективным развитием рыболовного туризма, любительского и спортивного рыболовства;

- нахождение основной части промысловых запасов водных биоресурсов в муниципальной и частной собственности;

-определенные федеральным законодательством условия организации любительского и спортивного рыболовства и режим доступа к водным биоресурсам.

Применение программно-целевого метода для решения указанных проблем организации и развития любительского и спортивного рыболовства позволит:

-сформировать государственную систему организации и поддержки любительского и спортивного рыболовства;

-выработать комплекс мероприятий по решению проблем любительского и спортивного рыболовства в масштабах области и муниципальных образований, увязанных по задачам, ресурсам и срокам;

-осуществить целевое и адресное расходование бюджетных и внебюджетных средств с целью решения приоритетных задач в области любительского и спортивного рыболовства;

-повысить качество оказываемых услуг при осуществлении любительского и спортивного рыболовства по отношению к их стоимости;

-объединить усилия государственных, общественных и частных структур в решении задач по организации и развитию любительского и спортивного рыболовства;

-обеспечить научное решение проблем любительского и спортивного рыболовства с учетом местных условий и ситуации.

Мероприятия Программы носят межведомственный характер и представляют собой комплекс мер, обеспечивающих достижение конкретных целей и решение задач в сфере любительского и спортивного рыболовства на территории области. Принципиально важным является то, что мероприятия программы определены исходя из приоритетов долгосрочного рекреационного и туристического развития территорий муниципальных образований области и создания условий для развития государственно-частного партнерства, а также реализации их с учетом ресурсных возможностей на региональном и муниципальном уровнях. Взаимосвязанность различных мероприятий делает решение поставленных задач невозможным без объединения их в рамках целевой программы, принятие которой будет способствовать развитию любительского и спортивного рыболовства и формированию инфраструктуры и конкурентоспособных рекреационно-туристических кластеров на территории области.

Реализация мероприятий по развитию любительского и спортивного рыболовства с применением программно-целевого метода предусматривает создание механизма их координации, а также формирование системы индикаторов и показателей, позволяющих оценивать эффективность реализации этих мероприятий.

С формальной точки зрения отказ от применения программно-целевого метода при решении проблем организации и развития любительского и спортивного рыболовства означал бы отказ от использования в рыболовно-рекреационной деятельности любых целевых программ. В то же время в соответствии с действующим законодательством (федеральные законы от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации") данная Программа является основой государственной политики в области организации и развития любительского и спортивного рыболовства на территории области.

Государственная политика в области организации любительского и спортивного рыболовства на территории области в рамках инерционного сценария будет сводиться преимущественно к совершенствованию нормативно- правовых основ его функционирования.