ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 мая 2010 года N 184-пп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО И СПОРТИВНОГО РЫБОЛОВСТВА НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 -2013 ГОДЫ"

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Постановление правительства Белгородской области от 21.11.2011 года N 411-пп, НГР: ru31000201100573;
Постановление правительства Белгородской области от 15.10.2010 года N 406-пп, НГР: ru31000201200502;
Постановление правительства Белгородской области от 03.06.2013 года N 211-пп, НГР: ru31000201300281}

В соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", в целях развития рыболовно-рекреационной деятельности, организации любительского и спортивного рыболовства, рационального использования водных биологических ресурсов в Белгородской области правительство области постановляет:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Организация и развитие любительского и спортивного рыболовства на территории Белгородской области на 2010 -2013 годы" (далее - Программа, прилагается).

2. Департаменту финансов и бюджетной политики Белгородской области (Боровик В.Ф.) при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год, начиная с 2011 года, предусматривать денежные средства на реализацию мероприятий Программы.

3. Департаментам агропромышленного комплекса (Алейник С.Н.), экономического развития (Абрамов О.В.), образования (Шаповалов И.В.) области, Белгородскому областному фонду поддержки малого и среднего предпринимательства (Шарова 'ГЛ.), управлению охраны и использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов и среды их обитания области (Галыгин В.А.) обеспечить реализацию мероприятий Программы.

{в редакции постановления правительства Белгородской области от 03.06.2013 года N 211-пп}

4. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов и городских округов разработать соответствующие местные Программы и ежегодно предусматривать в местных бюджетах денежные средства на реализацию мероприятий Программы.

5. Заместителю руководителя Администрации Губернатора области-начальнику управления информации и массовых коммуникаций Администрации Губернатора области А.А. Гармашеву обеспечить опубликование настоящего постановления в средствах массовой информации области.

6. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент агропромышленного комплекса области (Панин А.Г.).

Информацию о ходе исполнения постановления представлять ежегодно к 20 февраля, об исполнении - к 20 февраля 2014 года.

{в редакции постановления правительства Белгородской области от 03.06.2013 года N 211-пп}

Губернатор Белгородской области

Е. Савченко

Утверждена
постановлением правительства
Белгородской области
от 31 мая 2010 года
N 184-пп


{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:

Постановление правительства Белгородской области от 21.11.2011 года N 411-пп, НГР: ru31000201100573;

Постановление правительства Белгородской области от 15.10.2010 года N 406-пп, НГР: ru31000201200502;

Постановление правительства Белгородской области от 03.06.2013 года N 211-пп, НГР: ru31000201300281}

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО И СПОРТИВНОГО РЫБОЛОВСТВА НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2013 ГОДЫ"

ПАСПОРТ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО И СПОРТИВНОГО РЫБОЛОВСТВА НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2013 ГОДЫ"


Наименование программы

Организация и развитие любительского и спортивного рыболовства на территории Белгородской области на 2010 - 2013 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Поручение, данное Губернатором области по итогам заседания правительства Белгородской области 25 декабря 2009 года

Государственный заказчик Программы

Правительство Белгородской области

Представитель государственного заказчика (координатор) Программы

Управление охраны и использования объектов животного мира, водных биоресурсов и среды их обитания Белгородской области

Ф.И.О., должность руководителя Программы

Галыгин Виктор Александрович, начальник управления охраны и использования объектов животного мира, водных биоресурсов и среды их обитания Белгородской области

Основной разработчик Программы

Управление охраны и использования объектов животного мира, водных биоресурсов и среды их обитания Белгородской области

Исполнители Программы

Департамент экономического развития области;
Белгородский областной фонд поддержки малого предпринимательства(БОФПМП);
Управление архитектуры и градостроительства области;
Белгородский отдел Московско-Окского территориального управления Росрыболовства;
Департамен т образования, культуры и молодежной политики области;
Администрации муниципальных районов и городских округов

Цели Программы

1 .Обеспечение конституционных прав граждан на отдых, благоприятную окружающую среду, их потребностей в любительском и спортивном рыболовстве.
 2. Создание на региональном уровне условий для развития рыболовио-рекреационной деятельности на водных объектах области.
 3. Оздоровление населения области.
 4. Развитие рыболовного спорта и рыболовного туризма.
 5. Сохранение и воспроизводство животного мира на территории Белгородской области, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов, увеличение численности ценных видов рыб.
 6. Повышение уровня экологической культуры населения области.
 7. Пропаганда любительской и спортивной рыбалки как средства воспитания здорового образа жизни населения.

Задачи Программы

1. Обеспечить комфортные и безопасные условия для ведения организованного рыболовства, развитие инфраструктуры и сферы услуг для любительского и спортивного вылова рыбы. 2.Создать условия для развития рыболовного туризма, ориентированного как на внутренних потребителей, так и на жителей других регионов России.
 3. Обеспечить сохранение качества среды обитания, научно обоснованное, рациональное использование водных биоресурсов как основного средства любительского и спортивного рыболовства.
 4. Обеспечить эффективную охрану водных биоресурсов, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения видов рыб, других видов водных биоресурсов.
 5. Организовать взаимодействие органов исполнительной власти области и рыболовных общественных организаций в развитии любительского и спортивного рыболовства.
 6. Создать эффективные условии, препятствующие браконьерству.
 7. Организовать пропаганду и развитие массовости рыболовного спорта, привлечение к рыболовному спорту молодежи и подростков.
 8. Организовать повышение знаний населения в области охраны окружающей среды, природных ресурсов;
привлечение граждан к активному участию в природоохранной деятельности, рациональному использованию водных биоресурсов.
 9. Обеспечить сохранение исторического опыта, традиций и культуры русского рыболовства.

Сроки и этапы реализации Программы Объемы и источники финансирования Программы

Программу предполагается осуществить в 2010 - 2013 годах в один этап. Объем финансирования мероприятий Программы в ценах 2010 года -8799,4 тысяч рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета -370,4 тысяч рублей;
областного бюджета - 6329,0 тысяч рублей, внебюджетных источников-2726,0 тысяч рублей.

Целевые показатели и показатели социально-экономической эффективности реализации Программы

Для оценки эффективности реализации Программы используются следующие целевые показатели и индикаторы: -увеличение количества водных объектов (частей акватории водных объектов), используемых для организации любительского и спортивного рыболовства, к 2013 году на 71 процент по отношению к 2010 году;
- увеличение количества оборудованных мест в зонах рыболовства на водных объектах (частях акватории водных объектов) в 2013 году в 2,9 раза по отношению к 2010 году;
увеличение объема зарыбления рыбопосадочным материалом (тони) в 2013 году в 4,3 раза по отношению к 2010 году.
 Основным интегральным индикатором эффективности реализации Программы является средний вылов одного рыболова за один выезд, который к 2013 году должен возрасти на 52,4 процента, или 3,2 кг.

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Оценка состояния потенциала рыболовно-рекреационной деятельности на внутренних водных объектах области

Белгородская область является одним из малообеспеченных водными ресурсами регионов России: водотоками и водоемами занят 1 процент ее территории. Средняя плотность речной сети региона составляет 0,14 км/ км2, 80 процентов общей протяженности речной сети составляют малые реки и ручьи. Кроме того, для области характерно обилие искусственных прудов и водохранилищ. Общая площадь зеркала воды этих водоемов составляет 21752 гектара.

Рыболовство было и остается одним из самых массовых увлечений граждан, связанных с активным отдыхом на природе. По экспертным оценкам, рыболовством занимаются около 10-15 процентов населения области. Основное изъятие водных биоресурсов на водных объектах области производится неорганизованным любительским и спортивным рыболовством, которое при своей массовости стало существенным фактором воздействия на состояние запасов водных биоресурсов и может рассматриваться как метод их эксплуатации. Большинство рыболовов осуществляют рыболовство на тех водоемах, которые имеют более разнообразную ихтиофауну и объем промысловых запасов рыб. В основном это водоемы, на которых осуществляется товарное рыбоводство. Среднестатистическая ежемесячная посещаемость водных объектов области составляет 6-7 человек на 1 гектар площади водного объекта. Вылов одного рыболова составляет от 1,5 до 2,1 килограмма рыбы за один выезд.

Мероприятия по созданию и развитию на территории области территориальных рекреационных комплексов, предназначенных для организации полноценного отдыха граждан, также предполагают модернизацию инфраструктуры и расширение видов услуг в области рыболовства. Такие мероприятия по организации и развитию инфраструктуры и расширение видов сервисных услуг, оказываемых гражданам, не только обеспечат комфортные и безопасные условия для любительского и спортивного рыболовства, но будут способствовать дальнейшему развитию рыболовного туризма. Организация рыболовного туризма, за исключением ограничения, связанного с периодом нереста рыб, возможна практически круглый год на рыбопромысловых участках и водоемах, используемых в целях рекреации. Развитие рыболовного туризма с подключением к нему элементов этнотуризма, агротуризма, образовательного туризма для школ и высших учебных заведений позволит снизить негативное влияние неорганизованного любительского и спортивного рыболовства на состояние запасов водных биоресурсов области, обеспечить участие сельского населения в развитии рыболовного туризма, получение финансовых и других преимуществ от этой деятельности.

В водных объектах области обитает 39 видов рыб. Разнообразие видового состава ихтиофауны зависит от особенностей водного объекта и его места расположения. Так, на самых малых водотоках основную часть ихтиофауны составляют 10 видов рыб, в малых водотоках - 15, в средних водотоках - 19 и в водохранилищах - 20. Естественная рыбопродуктивность водных объектов колеблется от 10 до 50 кг/га. На водоемах области зарегистрировано 96 нерестовых участков и 70 зимовальных ям рыбы, но их состояние сегодня не изучено, Определенное негативное влияние на состояние рыбных запасов области оказывает использование запрещенных орудий и способов вылова.

Основную роль в формировании и поддержании состояния видовых популяций рыб оказывает рыбоводство. За счет зарыбления водоемов товарной рыбой формируются промысловые запасы щуки, судака, карповых и растительноядных видов рыб. По экспертным оценкам, промысловый запас рыбы в водных объектах области составляет более 340 тонн. Рекомендуемые ежегодные возможные объемы изъятия из промысловых запасов различиых видов рыб для любительского и спортивного рыболовства составляют около 101 тонны, в том числе карповые - около 57 тонн, окуневые - более 19 тонн, щуковые - 6 тонн.

Целенаправленные научные исследования водных биоресурсов и влияние неорганизованного любительского и спортивного рыболовства на их промысловые запасы в последние годы не проводились. В результате неэффективного использования водных биологических ресурсов сократились запасы ценных видов рыб, которые находятся на низком уровне, не обеспечивающем их промысловое изъятие. Сложившаяся тенденция в динамике уловов и качественном составе промысловой ихтиофауны внутренних водоемов области заставляет искать новые подходы к регулированию рыболовства, ориентированные не только на максимальную добычу, но и поддержание численности промысловых видов рыб, способствующих устойчивому функционированию экосистемы водных объектов. Назрела необходимость создания оптимальных условий для биологически обоснованного пополнения промысловых запасов рыбы, которые напрямую связаны с проведением специальных научных исследований среды обитания и самой ихтиофауны водоемов области, а также расчета рекомендуемого объема вылова видов рыб в любительских и спортивных целях.

Ранее проведенные соревнования среди рыболовов области и показанные на них результаты являются основой для дальнейшего развития спортивного рыболовства в области. Для развития рыболовного спорта, а также массового привлечения в рыболовный спорт молодежи, необходимы секции и клубы рыболовного спорта, где будет организована подготовка профессиональных спортсменов - рыболовов, судейского и тренерского корпуса в сфере спортивного рыболовства.

Увлечение любительским и спортивным рыболовством неизбежно приводит к росту просвещенности населения в области экологии, к акт шпации природоохранной деятельности и, в конечном счете, к улучшению состояния окружающей среды и рациональному использованию водных биоресурсов. На территории области зарегистрировано 9 региональных и местных общественных рыболовных организаций, но их роль в организации поддержки и развития традиций любительского рыболовства и рыболовного спорта еще недостаточна. С учетом имеющихся проблем в развитии организованного любительского рыболовства и рыболовного спорта очевидна необходимость привлечения внимания общественности и заинтересованных организации, а также научных и образовательных учреждений области, специалистов в сфере рыболовства, рыбоводства и туризма.

Обоснование целесообразности решения проблем программно-целевым методом

Решение существующих проблем в сфере любительского и спортивного рыболовства требует эффективных механизмов и методов. Данные проблемы отличаются многообразием и взаимосвязанностью. До сих пор проблемы в сфере организации любительского и спортивного рыболовства не являлись объектами программ, реализуемых на региональном и муниципальном уровнях. Целесообразность решения проблемы организации и развития любительского и спортивного рыболовства на территории Белгородской области программно-целевым методом определяется следующими факторами:

- масштабность и государственная значимость проблемы;

- ресурсоемкость рыболовно-рекреациошюй деятельности;

- привлечение инвестиций в развитие инфраструктуры в сфере рыболовно-рекреациоиной деятельности;

- наличие актуальных социально-экономических задач, относящихся к компетенции органов государственной власти федерального уровня, решение которых прямо или косвенно связано с эффективным развитием рыболовного туризма, любительского и спортивного рыболовства;

- нахождение основной части промысловых запасов водных биоресурсов в муниципальной и частной собственности;

-определенные федеральным законодательством условия организации любительского и спортивного рыболовства и режим доступа к водным биоресурсам.

Применение программно-целевого метода для решения указанных проблем организации и развития любительского и спортивного рыболовства позволит:

-сформировать государственную систему организации и поддержки любительского и спортивного рыболовства;

-выработать комплекс мероприятий по решению проблем любительского и спортивного рыболовства в масштабах области и муниципальных образований, увязанных по задачам, ресурсам и срокам;

-осуществить целевое и адресное расходование бюджетных и внебюджетных средств с целью решения приоритетных задач в области любительского и спортивного рыболовства;

-повысить качество оказываемых услуг при осуществлении любительского и спортивного рыболовства по отношению к их стоимости;

-объединить усилия государственных, общественных и частных структур в решении задач по организации и развитию любительского и спортивного рыболовства;

-обеспечить научное решение проблем любительского и спортивного рыболовства с учетом местных условий и ситуации.

Мероприятия Программы носят межведомственный характер и представляют собой комплекс мер, обеспечивающих достижение конкретных целей и решение задач в сфере любительского и спортивного рыболовства на территории области. Принципиально важным является то, что мероприятия программы определены исходя из приоритетов долгосрочного рекреационного и туристического развития территорий муниципальных образований области и создания условий для развития государственно-частного партнерства, а также реализации их с учетом ресурсных возможностей на региональном и муниципальном уровнях. Взаимосвязанность различных мероприятий делает решение поставленных задач невозможным без объединения их в рамках целевой программы, принятие которой будет способствовать развитию любительского и спортивного рыболовства и формированию инфраструктуры и конкурентоспособных рекреационно-туристических кластеров на территории области.

Реализация мероприятий по развитию любительского и спортивного рыболовства с применением программно-целевого метода предусматривает создание механизма их координации, а также формирование системы индикаторов и показателей, позволяющих оценивать эффективность реализации этих мероприятий.

С формальной точки зрения отказ от применения программно-целевого метода при решении проблем организации и развития любительского и спортивного рыболовства означал бы отказ от использования в рыболовно-рекреационной деятельности любых целевых программ. В то же время в соответствии с действующим законодательством (федеральные законы от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации") данная Программа является основой государственной политики в области организации и развития любительского и спортивного рыболовства на территории области.

Государственная политика в области организации любительского и спортивного рыболовства на территории области в рамках инерционного сценария будет сводиться преимущественно к совершенствованию нормативно- правовых основ его функционирования.

Результаты прогнозно-аналитических исследований позволяют сделать выводы о неприемлемости принятия инерционного сценария развития рыболовно-рекреационной деятельности (без реализации Программы).

Характеристика и прогноз развития проблемной ситуации в случае отказа от использования программно-целевого метода

Возможными вариантами решения проблем любительского и спортивного рыболовства на территории области является решение планово - нормативным, проектно-целевым методами.

При планово-нормативном методе государство планирует и устанавливает различные нормативы. В настоящее время этот метод частично применим при установлении общего допустимого улова на различные виды водных биоресурсов, распределении квот добычи водных биоресурсов между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для организации любительского и спортивного рыболовства, проведении рыбохозяйственных мероприятий и мероприятий по воспроизводству ценных видов рыб. Но этот метод как единственно возможный не применим в условиях рыночной экономики.

Кроме того, продолжается процесс коммерциализации организации любительского и спортивного рыболовства, находящий свое выражение в увеличении доли водных биоресурсов, находящихся в частной собственности, и нарастании финансирования рыболовно-рекреационной деятельности, а также воспроизводства рыбных запасов из внебюджетных источников. Таким образом, в современных условиях планово -нормативный метод является недостаточным как с точки зрения ресурсного обеспечения, так и с точки зрения системного решения проблем любительского и спортивного рыболовства.

Проектно-целевой метод применим для решения проблем организации и развития любительского и спортивного рыболовства, в том числе в рамках реализации целевой программы. Этот метод предполагает определение актуальных проблем, с выделением решения каждой проблемы в отдельный проект. Данный метод является методом решения важных, но отдельных проблем, и не отвечает масштабности развития любительского и спортивного рыболовства в целом. При этом проектно-целевой метод может быть эффективно использован для решения отдельных проблем в сфере любительского и спортивного рыболовства. Этот метод может быть использован при решении проблем любительского и спортивного рыболовства на одном или нескольких водных объектах, развития инженерной инфраструктуры, зон туристско-рекреационного типа, воспроизводства отдельных видов водных биоресурсов, являющихся объектами рыболовства.

Учитывая масштабность задач, связанных с развитием любительского и спортивного рыболовства, наиболее действенным инструментом для их решения является программно-целевой метод, поскольку он позволяет охватить значительный комплекс проблем с учетом рационального использования водных биоресурсов на основе межведомственной координации деятельности органов исполнительной власти всех уровней, бизнеса и других заинтересованных сторон.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»