ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2010 года N 184-пп
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО И СПОРТИВНОГО РЫБОЛОВСТВА НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 -2013 ГОДЫ"
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Постановление правительства Белгородской области от 21.11.2011 года N 411-пп, НГР: ru31000201100573;
Постановление правительства Белгородской области от 15.10.2010 года N 406-пп, НГР: ru31000201200502;
Постановление правительства Белгородской области от 03.06.2013 года N 211-пп, НГР: ru31000201300281}
В соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", в целях развития рыболовно-рекреационной деятельности, организации любительского и спортивного рыболовства, рационального использования водных биологических ресурсов в Белгородской области правительство области постановляет:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Организация и развитие любительского и спортивного рыболовства на территории Белгородской области на 2010 -2013 годы" (далее - Программа, прилагается).
2. Департаменту финансов и бюджетной политики Белгородской области (Боровик В.Ф.) при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год, начиная с 2011 года, предусматривать денежные средства на реализацию мероприятий Программы.
3. Департаментам агропромышленного комплекса (Алейник С.Н.), экономического развития (Абрамов О.В.), образования (Шаповалов И.В.) области, Белгородскому областному фонду поддержки малого и среднего предпринимательства (Шарова 'ГЛ.), управлению охраны и использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов и среды их обитания области (Галыгин В.А.) обеспечить реализацию мероприятий Программы.
{в редакции постановления правительства Белгородской области от 03.06.2013 года N 211-пп}
4. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов и городских округов разработать соответствующие местные Программы и ежегодно предусматривать в местных бюджетах денежные средства на реализацию мероприятий Программы.
5. Заместителю руководителя Администрации Губернатора области-начальнику управления информации и массовых коммуникаций Администрации Губернатора области А.А. Гармашеву обеспечить опубликование настоящего постановления в средствах массовой информации области.
6. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент агропромышленного комплекса области (Панин А.Г.).
Информацию о ходе исполнения постановления представлять ежегодно к 20 февраля, об исполнении - к 20 февраля 2014 года.
{в редакции постановления правительства Белгородской области от 03.06.2013 года N 211-пп}
Губернатор Белгородской области
Е. Савченко
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Постановление правительства Белгородской области от 21.11.2011 года N 411-пп, НГР: ru31000201100573;
Постановление правительства Белгородской области от 15.10.2010 года N 406-пп, НГР: ru31000201200502;
Постановление правительства Белгородской области от 03.06.2013 года N 211-пп, НГР: ru31000201300281}
Наименование программы | Организация и развитие любительского и спортивного рыболовства на территории Белгородской области на 2010 - 2013 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Поручение, данное Губернатором области по итогам заседания правительства Белгородской области 25 декабря 2009 года |
Государственный заказчик Программы | Правительство Белгородской области |
Представитель государственного заказчика (координатор) Программы | Управление охраны и использования объектов животного мира, водных биоресурсов и среды их обитания Белгородской области |
Ф.И.О., должность руководителя Программы | Галыгин Виктор Александрович, начальник управления охраны и использования объектов животного мира, водных биоресурсов и среды их обитания Белгородской области |
Основной разработчик Программы | Управление охраны и использования объектов животного мира, водных биоресурсов и среды их обитания Белгородской области |
Исполнители Программы | Департамент экономического развития области; |
Цели Программы | 1 .Обеспечение конституционных прав граждан на отдых, благоприятную окружающую среду, их потребностей в любительском и спортивном рыболовстве. |
Задачи Программы | 1. Обеспечить комфортные и безопасные условия для ведения организованного рыболовства, развитие инфраструктуры и сферы услуг для любительского и спортивного вылова рыбы. 2.Создать условия для развития рыболовного туризма, ориентированного как на внутренних потребителей, так и на жителей других регионов России. |
Сроки и этапы реализации Программы Объемы и источники финансирования Программы | Программу предполагается осуществить в 2010 - 2013 годах в один этап. Объем финансирования мероприятий Программы в ценах 2010 года -8799,4 тысяч рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета -370,4 тысяч рублей; |
Целевые показатели и показатели социально-экономической эффективности реализации Программы | Для оценки эффективности реализации Программы используются следующие целевые показатели и индикаторы: -увеличение количества водных объектов (частей акватории водных объектов), используемых для организации любительского и спортивного рыболовства, к 2013 году на 71 процент по отношению к 2010 году; |
Оценка состояния потенциала рыболовно-рекреационной деятельности на внутренних водных объектах области
Белгородская область является одним из малообеспеченных водными ресурсами регионов России: водотоками и водоемами занят 1 процент ее территории. Средняя плотность речной сети региона составляет 0,14 км/ км2, 80 процентов общей протяженности речной сети составляют малые реки и ручьи. Кроме того, для области характерно обилие искусственных прудов и водохранилищ. Общая площадь зеркала воды этих водоемов составляет 21752 гектара.
Рыболовство было и остается одним из самых массовых увлечений граждан, связанных с активным отдыхом на природе. По экспертным оценкам, рыболовством занимаются около 10-15 процентов населения области. Основное изъятие водных биоресурсов на водных объектах области производится неорганизованным любительским и спортивным рыболовством, которое при своей массовости стало существенным фактором воздействия на состояние запасов водных биоресурсов и может рассматриваться как метод их эксплуатации. Большинство рыболовов осуществляют рыболовство на тех водоемах, которые имеют более разнообразную ихтиофауну и объем промысловых запасов рыб. В основном это водоемы, на которых осуществляется товарное рыбоводство. Среднестатистическая ежемесячная посещаемость водных объектов области составляет 6-7 человек на 1 гектар площади водного объекта. Вылов одного рыболова составляет от 1,5 до 2,1 килограмма рыбы за один выезд.
Мероприятия по созданию и развитию на территории области территориальных рекреационных комплексов, предназначенных для организации полноценного отдыха граждан, также предполагают модернизацию инфраструктуры и расширение видов услуг в области рыболовства. Такие мероприятия по организации и развитию инфраструктуры и расширение видов сервисных услуг, оказываемых гражданам, не только обеспечат комфортные и безопасные условия для любительского и спортивного рыболовства, но будут способствовать дальнейшему развитию рыболовного туризма. Организация рыболовного туризма, за исключением ограничения, связанного с периодом нереста рыб, возможна практически круглый год на рыбопромысловых участках и водоемах, используемых в целях рекреации. Развитие рыболовного туризма с подключением к нему элементов этнотуризма, агротуризма, образовательного туризма для школ и высших учебных заведений позволит снизить негативное влияние неорганизованного любительского и спортивного рыболовства на состояние запасов водных биоресурсов области, обеспечить участие сельского населения в развитии рыболовного туризма, получение финансовых и других преимуществ от этой деятельности.
В водных объектах области обитает 39 видов рыб. Разнообразие видового состава ихтиофауны зависит от особенностей водного объекта и его места расположения. Так, на самых малых водотоках основную часть ихтиофауны составляют 10 видов рыб, в малых водотоках - 15, в средних водотоках - 19 и в водохранилищах - 20. Естественная рыбопродуктивность водных объектов колеблется от 10 до 50 кг/га. На водоемах области зарегистрировано 96 нерестовых участков и 70 зимовальных ям рыбы, но их состояние сегодня не изучено, Определенное негативное влияние на состояние рыбных запасов области оказывает использование запрещенных орудий и способов вылова.
Основную роль в формировании и поддержании состояния видовых популяций рыб оказывает рыбоводство. За счет зарыбления водоемов товарной рыбой формируются промысловые запасы щуки, судака, карповых и растительноядных видов рыб. По экспертным оценкам, промысловый запас рыбы в водных объектах области составляет более 340 тонн. Рекомендуемые ежегодные возможные объемы изъятия из промысловых запасов различиых видов рыб для любительского и спортивного рыболовства составляют около 101 тонны, в том числе карповые - около 57 тонн, окуневые - более 19 тонн, щуковые - 6 тонн.
Целенаправленные научные исследования водных биоресурсов и влияние неорганизованного любительского и спортивного рыболовства на их промысловые запасы в последние годы не проводились. В результате неэффективного использования водных биологических ресурсов сократились запасы ценных видов рыб, которые находятся на низком уровне, не обеспечивающем их промысловое изъятие. Сложившаяся тенденция в динамике уловов и качественном составе промысловой ихтиофауны внутренних водоемов области заставляет искать новые подходы к регулированию рыболовства, ориентированные не только на максимальную добычу, но и поддержание численности промысловых видов рыб, способствующих устойчивому функционированию экосистемы водных объектов. Назрела необходимость создания оптимальных условий для биологически обоснованного пополнения промысловых запасов рыбы, которые напрямую связаны с проведением специальных научных исследований среды обитания и самой ихтиофауны водоемов области, а также расчета рекомендуемого объема вылова видов рыб в любительских и спортивных целях.
Ранее проведенные соревнования среди рыболовов области и показанные на них результаты являются основой для дальнейшего развития спортивного рыболовства в области. Для развития рыболовного спорта, а также массового привлечения в рыболовный спорт молодежи, необходимы секции и клубы рыболовного спорта, где будет организована подготовка профессиональных спортсменов - рыболовов, судейского и тренерского корпуса в сфере спортивного рыболовства.
Увлечение любительским и спортивным рыболовством неизбежно приводит к росту просвещенности населения в области экологии, к акт шпации природоохранной деятельности и, в конечном счете, к улучшению состояния окружающей среды и рациональному использованию водных биоресурсов. На территории области зарегистрировано 9 региональных и местных общественных рыболовных организаций, но их роль в организации поддержки и развития традиций любительского рыболовства и рыболовного спорта еще недостаточна. С учетом имеющихся проблем в развитии организованного любительского рыболовства и рыболовного спорта очевидна необходимость привлечения внимания общественности и заинтересованных организации, а также научных и образовательных учреждений области, специалистов в сфере рыболовства, рыбоводства и туризма.
Обоснование целесообразности решения проблем программно-целевым методом
Решение существующих проблем в сфере любительского и спортивного рыболовства требует эффективных механизмов и методов. Данные проблемы отличаются многообразием и взаимосвязанностью. До сих пор проблемы в сфере организации любительского и спортивного рыболовства не являлись объектами программ, реализуемых на региональном и муниципальном уровнях. Целесообразность решения проблемы организации и развития любительского и спортивного рыболовства на территории Белгородской области программно-целевым методом определяется следующими факторами:
- масштабность и государственная значимость проблемы;
- ресурсоемкость рыболовно-рекреациошюй деятельности;
- привлечение инвестиций в развитие инфраструктуры в сфере рыболовно-рекреациоиной деятельности;
- наличие актуальных социально-экономических задач, относящихся к компетенции органов государственной власти федерального уровня, решение которых прямо или косвенно связано с эффективным развитием рыболовного туризма, любительского и спортивного рыболовства;
- нахождение основной части промысловых запасов водных биоресурсов в муниципальной и частной собственности;
-определенные федеральным законодательством условия организации любительского и спортивного рыболовства и режим доступа к водным биоресурсам.
Применение программно-целевого метода для решения указанных проблем организации и развития любительского и спортивного рыболовства позволит:
-сформировать государственную систему организации и поддержки любительского и спортивного рыболовства;
-выработать комплекс мероприятий по решению проблем любительского и спортивного рыболовства в масштабах области и муниципальных образований, увязанных по задачам, ресурсам и срокам;
-осуществить целевое и адресное расходование бюджетных и внебюджетных средств с целью решения приоритетных задач в области любительского и спортивного рыболовства;
-повысить качество оказываемых услуг при осуществлении любительского и спортивного рыболовства по отношению к их стоимости;
-объединить усилия государственных, общественных и частных структур в решении задач по организации и развитию любительского и спортивного рыболовства;
-обеспечить научное решение проблем любительского и спортивного рыболовства с учетом местных условий и ситуации.
Мероприятия Программы носят межведомственный характер и представляют собой комплекс мер, обеспечивающих достижение конкретных целей и решение задач в сфере любительского и спортивного рыболовства на территории области. Принципиально важным является то, что мероприятия программы определены исходя из приоритетов долгосрочного рекреационного и туристического развития территорий муниципальных образований области и создания условий для развития государственно-частного партнерства, а также реализации их с учетом ресурсных возможностей на региональном и муниципальном уровнях. Взаимосвязанность различных мероприятий делает решение поставленных задач невозможным без объединения их в рамках целевой программы, принятие которой будет способствовать развитию любительского и спортивного рыболовства и формированию инфраструктуры и конкурентоспособных рекреационно-туристических кластеров на территории области.
Реализация мероприятий по развитию любительского и спортивного рыболовства с применением программно-целевого метода предусматривает создание механизма их координации, а также формирование системы индикаторов и показателей, позволяющих оценивать эффективность реализации этих мероприятий.
С формальной точки зрения отказ от применения программно-целевого метода при решении проблем организации и развития любительского и спортивного рыболовства означал бы отказ от использования в рыболовно-рекреационной деятельности любых целевых программ. В то же время в соответствии с действующим законодательством (федеральные законы от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации") данная Программа является основой государственной политики в области организации и развития любительского и спортивного рыболовства на территории области.
Государственная политика в области организации любительского и спортивного рыболовства на территории области в рамках инерционного сценария будет сводиться преимущественно к совершенствованию нормативно- правовых основ его функционирования.
Результаты прогнозно-аналитических исследований позволяют сделать выводы о неприемлемости принятия инерционного сценария развития рыболовно-рекреационной деятельности (без реализации Программы).
Характеристика и прогноз развития проблемной ситуации в случае отказа от использования программно-целевого метода
Возможными вариантами решения проблем любительского и спортивного рыболовства на территории области является решение планово - нормативным, проектно-целевым методами.
При планово-нормативном методе государство планирует и устанавливает различные нормативы. В настоящее время этот метод частично применим при установлении общего допустимого улова на различные виды водных биоресурсов, распределении квот добычи водных биоресурсов между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для организации любительского и спортивного рыболовства, проведении рыбохозяйственных мероприятий и мероприятий по воспроизводству ценных видов рыб. Но этот метод как единственно возможный не применим в условиях рыночной экономики.
Кроме того, продолжается процесс коммерциализации организации любительского и спортивного рыболовства, находящий свое выражение в увеличении доли водных биоресурсов, находящихся в частной собственности, и нарастании финансирования рыболовно-рекреационной деятельности, а также воспроизводства рыбных запасов из внебюджетных источников. Таким образом, в современных условиях планово -нормативный метод является недостаточным как с точки зрения ресурсного обеспечения, так и с точки зрения системного решения проблем любительского и спортивного рыболовства.
Проектно-целевой метод применим для решения проблем организации и развития любительского и спортивного рыболовства, в том числе в рамках реализации целевой программы. Этот метод предполагает определение актуальных проблем, с выделением решения каждой проблемы в отдельный проект. Данный метод является методом решения важных, но отдельных проблем, и не отвечает масштабности развития любительского и спортивного рыболовства в целом. При этом проектно-целевой метод может быть эффективно использован для решения отдельных проблем в сфере любительского и спортивного рыболовства. Этот метод может быть использован при решении проблем любительского и спортивного рыболовства на одном или нескольких водных объектах, развития инженерной инфраструктуры, зон туристско-рекреационного типа, воспроизводства отдельных видов водных биоресурсов, являющихся объектами рыболовства.
Учитывая масштабность задач, связанных с развитием любительского и спортивного рыболовства, наиболее действенным инструментом для их решения является программно-целевой метод, поскольку он позволяет охватить значительный комплекс проблем с учетом рационального использования водных биоресурсов на основе межведомственной координации деятельности органов исполнительной власти всех уровней, бизнеса и других заинтересованных сторон.