Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ НА 2003-2007 ГОДЫ"

1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ ПРОГРАММЫ


Сложившееся в области положение с пожарами обусловлено комплексом проблем правового, материально-технического и социального характера, накапливавшихся десятилетиями и не получивших своего решения.

Статьей 36 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьями 25,26 закона Белгородской области от 17 ноября 1998 года N 46 "О пожарной безопасности в Белгородской области" ряд обязанностей по обеспечению пожарной безопасности возлагается на органы местного самоуправления городов и районов области. Однако в работе органов местного самоуправления имеются серьезные недостатки по выполнению мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", законом Белгородской области от 17 ноября 1998 года N 46 "О пожарной безопасности в Белгородской области".

Так, из 1420 водонапорных башен, расположенных в сельской местности, только 1009 (или 71,1 процента) приспособлены для целей пожаротушения, из 571 пожарного водоема неисправно 126 (22,1 процента), большинство естественных и искусственных водоемов не имеют пирсов-площадок с твердым покрытием для установки пожарной автотехники с целью забора воды в любое время года. Из 65 предприятий и организаций, на которых в обязательном порядке должна создаваться пожарная охрана, на 1 января 2003 года такие подразделения имеют 46 объектов (70,8 процента).

Согласно ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ст. 5 закона Белгородской области от 17 ноября 1998 года N 46 "О пожарной безопасности в Белгородской области" минимальная численность подразделений Государственной противопожарной службы устанавливается из расчета одна единица личного состава на каждые 650 человек населения. Нехватка личного состава составляет 73,6 процента (требуется 1700 единиц). На сегодняшний день в области за счет средств федерального бюджета содержится 447 единиц личного состава (37,6 процента от общего количества личного состава), за счет областного бюджета -582 единицы (49 процентов), за счет местных районных бюджетов - 28 (2,3 процента) единиц и за счет объектов - 129 единиц (10,8 процента).

Укомплектованность подразделений Государственной противопожарной службы по областному бюджету основными видами пожарной техники составляет 79,6 процента, а специальными - 8,5 процента (по федеральному бюджету соответственно 34,8 процента и 48,1 процента). При этом 89,4 процента имеющейся пожарной техники выработало свой ресурс и подлежит списанию. Оснащенность пожарными автомобилями основного назначения с учетом подлежащих списанию составляет по областному бюджету 16 процентов и федеральному бюджету - 11,2 процента, что значительно ниже среднего показателя по России (средний показатель по России - 46 процентов). По данным строевой записки гарнизона пожарной охраны области ежедневно в результате сильного износа и выработки технического ресурса 10-15 процентов автомобилей основного назначения находятся в ремонте.

При наличии в городах и районах области зданий повышенной этажности гарнизон пожарной охраны имеет всего 3 единицы автоматических подъемных механизмов из 14 положенных по штату, что составляет 21,4 процента. Обеспеченность пожарными рукавами 35,2 процента (требуется 63 375 метров), средствами индивидуальной зашиты органов дыхания - 1,7 процента (требуется 535 аппаратов), форменным обмундированием - 22,1 процента (требуется 880 комплектов).

Отмеченное положение дел не способствует повышению эффективности работы подразделений пожарной охраны и является одной из причин снижения показателей оперативного реагирования и тушения пожаров на территории области.

В сложившейся ситуации непринятие действенных мер по реализации организационных и практических мероприятий, направленных на приведение объектов и населенных пунктов в пожаробезопасное состояние, обновление материально-технической базы пожарных частей, может привести к тяжким последствиям.

В деле организации борьбы с пожарами необходимы целенаправленные, скоординированные действия органов местного самоуправления городов и районов области, предприятий, организаций и граждан, управления и подразделений Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Белгородской области.

Областная целевая программа "Обеспечение пожарной безопасности и защита населения на 2003-2007 годы" разработана на основании требований ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ст. 13 закона Белгородской области от 17 ноября 1998 года N 46 "О пожарной безопасности в Белгородской области".

Основными задачами Программы являются: совершенствование нормативно-правовой базы, методического и научного обеспечения в области пожарной безопасности; усиление связи государственных органов власти по вопросам обеспечения пожарной безопасности с населением, органами местного самоуправления городов и районов области; совершенствование организации профилактики и тушения пожаров; уменьшение количества пожаров, гибели, травматизма людей и размера материальных потерь от пожаров; кадровое и материально-техническое укрепление противопожарной службы; обеспечение социальной защиты пожарных; создание добровольной пожарной охраны и развитие пожарного добровольчества.