Недействующий

ЗАКОН

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 17 ноября 1998 года N 46

О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят областной Думой в целом 22 октября 1998 г.

{УТРАТИЛ СИЛУ:
Закон Белгородской области от 22.09.2003 года N 93, НГР: ru31000200300162}

Настоящий закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и Уставом Белгородской области определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Белгородской области, регулирует отношения по вопросам обеспечения пожарной безопасности между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - предприятия), а также между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами с учетом специфических условий области.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия


В настоящем законе применяются следующие понятия:

объект - недвижимое и движимое имущество, в отношении которого устанавливаются требования пожарной безопасности;

пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;

требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, Белгородской области, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;

нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или надлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержание помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров;

меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

пожароугрожаемое состояние - состояние объекта, при котором вследствие невыполнения установленных требований пожарной безопасности создаются условия и реальная возможность возникновения пожара и (или) угроза безопасному пребыванию людей;

пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств, в том числе противопожарных формирований, предназначенных для организации предупреждения пожаров и их тушения, проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;

первоочередные аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров - боевые действия пожарной охраны по спасению людей, имущества, оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим при пожарах;

пожарно-техническая продукция - специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров;

гарнизон пожарной охраны - совокупность дислоцированных на определенной территории органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических научно-исследовательских учреждений и пожарно-технических учебных заведений, иных предназначенных для тушения пожаров противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Статья 2. Правовая основа обеспечения пожарной безопасности в Белгородской области


Правовой основой обеспечения пожарной безопасности в Белгородской области являются Конституция Российской Федерации, федеральные законодательные и иные нормативные правовые акты. Устав Белгородской области, настоящий закон, законодательные и иные нормативные правовые акты органов государственной власти Белгородской области, нормативные акты Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Нормативные правовые акты по вопросам пожарной безопасности, принимаемые органами государственной власти области и органами местного самоуправления, не могут противоречить настоящему закону.

Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности в области


Система обеспечения пожарной безопасности в области - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно - технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы пожарной безопасности в области являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Белгородской области.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности в области:

нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;

производство пожарно-технической продукции;

выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;

лицензирование деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности (далее - лицензирование) и контроль за пожарной безопасностью продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации (далее - сертификация);

противопожарное страхование, установление налоговых льгот и осуществление иных мер социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ (далее - тушение пожаров);

установление особого противопожарного режима;

учет пожаров и их последствий.

Глава 2. Пожарная охрана

Статья 4. Виды и основные задачи пожарной охраны в области


Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

Государственная противопожарная служба;

ведомственная пожарная охрана;

добровольная пожарная охрана;

объединения пожарной охраны.

Подразделения ведомственной и добровольной пожарной охраны создаются на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от их организационно-правовых форм и регистрируются областным органом управления Государственной противопожарной службы.

Основные задачи пожарной охраны:

организация предупреждения пожаров;

тушение пожаров.

К действиям по предупреждению, ликвидации социально - политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

Статья 5. Государственная противопожарная служба области


Государственная противопожарная служба области является основным видом пожарной охраны и входит в состав управления внутренних дел области в качестве единой самостоятельной оперативной службы.

Основные положения деятельности государственной противопожарной службы области:

организация и осуществление государственного пожарного надзора на территории области;

организация и осуществление в установленном порядке охраны населенных пунктов, предприятий и организаций от пожаров, других работ и услуг в области пожарной безопасности;

обеспечение и осуществление тушения пожаров;

осуществление финансового и материально-технического обеспечения деятельности подразделений Государственной противопожарной службы и их органов управления;

координация деятельности других видов пожарной охраны;

осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для пожарной охраны.

В систему Государственной противопожарной службы на территории области входят:

областной орган управления Государственной противопожарной службы;

территориальные подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления.

Областной орган управления Государственной противопожарной службы является самостоятельным оперативным структурным подразделением управления внутренних дел области и руководит деятельностью дислоцированных на территории области подразделений Государственной противопожарной службы.

Подразделениями Государственной противопожарной службы являются:

территориальные подразделения, созданные в целях организации предупреждения пожаров и их тушения в населенных пунктах;

объектовые подразделения, созданные в целях организации предупреждения пожаров и их тушения на предприятиях.

Предприятия могут заключать с Государственной противопожарной службой договоры о создании объектовых подразделений пожарной охраны. Создание объектовых подразделений пожарной охраны для отдельных категорий предприятий осуществляется в обязательном порядке. Перечень таких предприятий утверждается правительством администрации области.

Порядок организации, реорганизации, ликвидации и содержания органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы области определяется действующим законодательством.

Органы местного самоуправления области по согласованию с Государственной противопожарной службой создают и содержат за счет местных бюджетов дополнительную численность подразделений по охране городов и районов области, которая определяется из расчета не менее одного сотрудника Государственной противопожарной службы на 650 человек населения города, района.

Статья 6. Государственный пожарный надзор области


Государственный пожарный надзор - специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органа управления и подразделений Государственной противопожарной службы области в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Руководитель органа управления Государственной противопожарной службы области по должности одновременно является главным государственным инспектором области по пожарному надзору.

Должностные лица органа управления и подразделений Государственной противопожарной службы области при осуществлении государственного пожарного надзора имеют право:

организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с органами исполнительной власти области обязательные для исполнения нормативные документы по пожарной безопасности;

осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности органами местного самоуправления, предприятиями, а также должностными лицами и гражданами;

вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления области предложения о выполнении мер пожарной безопасности;

входить беспрепятственно (по предъявлению служебного удостоверения) на территорию и во все помещения предприятий для проведения обследований и проверок территорий, зданий, сооружений, помещений и других объектов, включая строящиеся, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений, а также в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей;

участвовать с правом решающего голоса в работе комиссии по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительных (реконструированных) объектов;

рассматривать и согласовывать в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение предприятий, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований;

проводить на предприятиях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, выборочные проверки в части соответствия разрабатываемой ими проектной и проектно-сметной документации требованиям пожарной безопасности;

давать руководителям предприятий и организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»