Исходное состояние - второй уровень (утверждение запрета на принятие бюджетными учреждениями и унитарными предприятиями обязательств, не покрываемых источниками финансирования).
В настоящее время вопросы инвентаризации и оценки бюджетной кредиторской задолженности регулируются приложением N 10 к закону Белгородской области "Об областном бюджете на 2004 год". В области организован ежемесячный учет кредиторской задолженности в разрезе функциональной к экономической классификации. Наибольшее внимание уделяется состоянию кредиторской задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и по оплате льгот, финансируемых из федерального фонда компенсаций (возникновение кредиторской задолженности связано с тем, что средства перечисляемые из федерального фонда компенсаций, не покрывают потребностей).
Просроченная кредиторская задолженность областного бюджета в настоящее время отсутствует, просроченная кредиторская задолженность областных учреждений составляет небольшие объемы, длительность просрочки не превышает трех месяцев.
Мониторинг кредиторской задолженности государственных унитарных предприятий определяется постановлением правительства Белгородской области-28 мая 2004 г. N 50-пп "О повышении эффективности управления областными государственными унитарными предприятиями и учреждениями". В рамках ежеквартального представления отчетности руководителем государственного унитарного предприятия Белгородской области представляется следующая информация о кредиторской задолженности:
общая сумма кредиторской задолженности;
сумма задолженности перед бюджетом, в том числе просроченной;
сумма задолженности перед государственными внебюджетными фондами, в том числе просроченной;
сумма задолженности по оплате труда, в т.ч. просроченной с указанием периода просрочки в месяцах.
Статьей 46 закона Белгородской области от 31 декабря 2003 г. N 109 установлено, что заключение и оплата бюджетными учреждениями договоров, исполнение которых осуществляется за счет средств областного бюджета, производится в пределах утвержденных ассигнований в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической структурами расходов областного бюджета. Принятие бюджетными учреждениями обязательств, вытекающих из договоров, исполнение которых осуществляется за счет средств областного бюджета сверх утвержденных им ассигнований, не подлежат оплате за счет .средств областного бюджета на текущий год. Договор, заключенный бюджетным учреждением или органом исполнительной власти области (или его часть, устанавливающая повышенные обязательства областного бюджета) с нарушением требований настоящей статьи, подлежит признанию недействительным в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для соблюдения исполнения требований данной статьи департаментом финансов и бюджетной политики Белгородской области производится проверка договоров.
В соответствии с действующим законодательством установление запрета на принятие обязательств государственными унитарными предприятиями области не представляется возможным, так как исполнение их обязательств осуществляется за счет средств самих предприятий.