Исходное состояние - первый уровень (оценка причин возникновения временных кассовых разрывов, возникавших при исполнении бюджета за последние три отчетные года, и финансовых последствий их возникновения)
Основной причиной возникновения кассовых разрывов при исполнении как областного бюджета, так и местных бюджетов является неравномерность расходов, связанная с подготовкой предприятий к зиме и выплатой отпускных пособий работникам бюджетных учреждений в летнее время. Причины возникновения разрывов, как правило, повторяются каждый год и достаточно легко поддаются прогнозированию, за исключением ситуаций чрезвычайного характера.
Вопросы финансирования кассовых разрывов при исполнении местных бюджетов регламентируются статьей 39 закона области от 31.12.2003 г. N 109 "Об областном бюджете на 2004 год". Местным бюджетам средства выделяются в виде беспроцентной ссуды на основании заявления главы местного самоуправления о выдаче ссуды на покрытие кассового разрыва на имя губернатора Белгородской области. Просьба рассматривается департаментом финансов и бюджетной политики Белгородской области, который формирует заключение о целесообразности предоставления ссуды, окончательное решение о предоставлении ссуды принимает губернатор.
Существующая на областном уровне система оперативного финансового планирования и казначейская система исполнения бюджета, основанная на принципе единства кассы, направлены на минимизацию вероятности возникновения кассовых разрывов. Основным способом финансирования возникающих кассовых разрывов являются бюджетные ссуды из федерального бюджета. Заимствования на покрытие кассовых разрывов на кредитном рынке не практикуются.
Бюджетные ссуды из федерального бюджета привлекались областью в 2001-2004 гг. В 2005 году привлечение бюджетных кредитов из федерального бюджета на покрытие временных кассовых разрывов не планируется. Представленные данные свидетельствуют об улучшении качества финансового планирования в области и недопущении возникновения кассовых разрывов.