ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 марта 2012 года N 140-пп

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 14 МАРТА 2011 ГОДА N 97-ПП

В целях эффективной реализации долгосрочной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Белгородской области в 2011-2015 годах" (далее - Программа), увеличения объемов жилищного строительства правительство области постановляет:

Внести следующие изменения в постановление правительства области от 14 марта 2011 года N 97-пп "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Белгородской области в 2011-2015 годах":

-долгосрочную целевую программу "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Белгородской области в 2011-2015 годах", утвержденную в пункте 2 названного постановления, изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

Губернатор

Белгородской области

Е.Савченко


Приложение
к постановлению
правительства области
от 26 марта 2012 г. N 140-пп

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2011 - 2015 ГОДАХ"

Паспорт Программы


Наименование Программы

долгосрочная целевая программа "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Белгородской области в 2011 - 2015 годах" (далее - Программа)

Наименование, дата и номер правового акта о разработке Программы

распоряжение правительства области от 17 января 2011 года N 13-рп "О разработке долгосрочной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Белгородской области в 2011 - 2015 годах"

Государственный заказчик Программы

правительство Белгородской области

Представитель государственного заказчика (координатор) Программы

департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области

Ф.И.О., должность руководителя Программы

Калашников Николай Васильевич, начальник департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области -заместитель председателя правительства области

Разработчик Программы

департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области

Исполнители Программы

- департамент строительства, транспорта и жили щно-коммунального хозяйства области;

 - департамент образования, культуры и молодежной политики области;

 - департамент здравоохранения и социальной защиты населения области;

 - департамент агропромышленного комплекса области;

 - департамент имущественных и земельных отношений области;

 - департамент экономического развития области

Участники Программы

- администрации муниципальных районов и городских округов;

 - управление автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области;

 - государственное унитарное предприятие "Белгородский областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства";

 - строительный сберегательный потребительский кооператив граждан "Свой дом";

 - открытое акционерное общество "Белгородская ипотечная корпорация";

 - предприятия и организации строительного комплекса Белгородской области;

 - сетевые компании;

 - банковские и иные кредитные учреждения;

 - проектные институты

Цель Программы

комплексное развитие жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем

Задачи Программы

- создание условий для развития массового строительства жилья, в том числе жилья экономического класса;

 - создание условий для развития ипотечного

жилищного  кредитования  и  деятельности  участников  рынка  ипотечного  жилищного  кредитования;

 - повышение  уровня  обеспеченности  населения  жил ьем  путем  увеличения  объемов  жилищного  строительства  и  развития  финансово-кредитных  институтов  рынка  жилья;

 - обеспечение  повышения  доступности  жилья  в  соответствии  с  платежеспособным  спросом  граждан  и  стандартами  обеспечения  жилыми  помещениями

Сроки реализации Программы

2011 - 2015 годы

Объемы и источники финансирования программы

общий  объем  финансирования  Программы  в  2011  -2015  годах  за  счет  всех  источников  финансирования  составит  194898,7  млн.  рублей,  в  том  числе:
 2011 год  -  35615,6  млн.  рублей;

 2012 год  -  38671,4  млн.  рублей;

 2013 год  -  36555,4  млн.  рублей;

 2014 год  -  39155,9  млн.  рублей;

 2015 год  -  44900,4  млн.  рублей
 - за  счет  средств  федерального  бюджета  (прогнозно)  -  12086,8  млн.  рублей,  в  том  числе:
 2011 год  -  1692,7  млн.  рублей;

 2012 год  -  2378,3  млн.  рублей;

 2013 год  -  2695,5  млн.  рублей;

 2014 год  -  2697,0  млн.  рублей;

 2015 год  -  2623,3  млн.  рублей
 - за  счет  средств  областного  бюджета  (прогнозно)
 - 32781,7 млн.  рублей,  в  том  числе:
 2011 год  -  8017,9  млн.  рублей;

 2012 год  -  8886,9  млн.  рублей;

 2013 год  -  5619,7  млн.  рублей;

 2014 год  -  5033,3  млн.  рублей;

 2015 год  -  5223,9  млн.  рублей
 - за  счет  средств  местных  бюджетов  (прогнозно)  -794,8  млн.  рублей,  в  том  числе:
 2011 год  -  100,2  млн.  рублей;

 2012 год  -  156,7  млн.  рублей;

 2013 год  -  156,6  млн.  рублей;

 2014 год  -  179,4  млн.  рублей;

 2015 год  -  201,9  млн.  рублей
 - внебюджетных  источников  (прогнозно)  -  149235,4  млн.  рублей,  в  том  числе:
 2011 год  -  25804,9  млн.  рублей;

 2012 год  -  27249,4  млн.  рублей;

 2013 год  -  28083,5  млн.  рублей;

 2014 год  -  31246,3  млн.  рублей;

 2015 год  -  36851,3  млн.  рублей
 Планируемые  объемы  финансирования  из  средств  бюджетов  всех  уровней  являются  прогнозными.  Объемы  финансирования  мероприятий  Программы  ежегодно  уточняются  при  формировании  проектов  бюджетов  на  очередной  финансовый  год

Целевые показатели реализации Программы

- объем  ввода  жилья  за  период  реализации  Программы  -  6802  тыс.  кв.  метров  общей  площади,  в  том  числе  жилья  экономического  класса  -  3486  тыс.  кв.  метров;

 - ввод  малоэтажного  жилья  (не  более  трех  этажей)
 - 5350 тыс.  кв.  метров;

 - количество  семей  граждан,  относящихся  к  категориям,  установленным  федеральным  и
 региональным законодательством, улучшивших
 жилищные условия: 2011 - 2015 годы - 9,9 тыс.
 семей;

 - в том числе количество молодых семей,
 улучшивших жилищные условия при оказании
 содействия за счет средств федерального бюджета,
 областного и местных бюджетов, - 781 семья

Показатели
 социально-экономической эффективности реализации Программы

реализация Программы должна обеспечить достижение в 2015 году следующих показателей (по сравнению с 2009 годом):
 - обеспеченность населения жильем - 29,8 кв. метра на человека (в 2009 году - 25,0 кв. метров на человека), количество квартир на 1000 жителей региона - 470 (в 2009 году - 424 помещения на 1000 жителей);

 - доля ветхого и аварийного жилья в жилищном фонде - 1,3 процента (в 2009 году - 2,3 процента);

 - коэффициент доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек) - 2,8 года (в 2009 году - 4,3 года);

 - увеличение доли семей, которым будет доступно приобретение жилья, соответствующего стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, до 35 процентов

Контроль за исполнением Программы

контроль и координация деятельности в рамках реализации Программы обеспечивается департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Одним из ключевых направлений развития региона является повышение качества жизни населения. В рамках данного направления улучшение жилищной обеспеченности населения занимает одно из основных мест.

Жилищная политика, проводимая правительством области, направлена на создание условий для обеспечения всех категорий населения доступным, качественным и благоустроенным жильем. С 2004 года реализуется Стратегия развития жилищного строительства на территории Белгородской области до 2010 года, приоритетом которой является строительство индивидуального жилья. Стратегия полностью отвечает целям и задачам приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

За период реализации Стратегии объемы строительства жилья в области значительно возросли: общий ввод жилья увеличился в 1,4 раза, ввод индивидуальных жилых домов - в 2 раза. С 2007 года в области ежегодно вводилось в эксплуатацию более 1 млн. кв. метров жилья.

По объему введенного жилья в расчете на 1000 человек населения Белгородская область на протяжении ряда лет входит в лидирующую десятку регионов Российской Федерации, среди областей Центрального федерального округа занимает второе место после Московской области.

В результате реализации Стратегии развития жилищного строительства на территории Белгородской области до 2010 года была сформирована модель обеспечения жильем различных групп населения, достигнуты существенные результаты по улучшению жилищных условий жителей области, увеличению объемов жилищного строительства, развитию ипотечного жилищного кредитования.

На сложившиеся тенденции на рынке жилья отрицательное влияние оказал мировой финансовый кризис, начавшийся в конце 2008 года. В связи с падением покупательского спроса на жилые квартиры и недостаточностью финансовых средств у застройщиков строительство ряда объектов было приостановлено либо велось замедленными темпами.

В 2009 году, несмотря на некоторый спад, вызванный дефицитом областного бюджета и уменьшением инвестиционной активности, отрасль сохранила лидирующие позиции по объему жилищного строительства. Но произошло это за счет завершения начатого в предыдущие годы строительства.

В сложившихся экономических условиях поддержка строительной отрасли как сектора экономики, способного обеспечить спрос на продукцию предприятий, загрузку производств и занятость в целом ряде смежных отраслей (металлургии, добывающих производствах, машиностроении), стала одним из важнейших антикризисных инструментов.

Сегодня актуальной задачей является формирование нового сегмента рынка жилья - жилья экономического класса, доступного группе населения со средними доходами по ценовым качествам и отвечающего современным требования по качественным характеристикам. Именно на нем нужно сфокусировать поддержку спроса, финансирование ипотечных кредитов с помощью государства, государственный спрос, кредитование строительства, насыщение рынка земельными участками, снижение административных барьеров.

Социальная значимость проблем, связанных со стимулированием развития жилищного строительства, обусловливает необходимость их решения при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого метода.

Реализация долгосрочной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Белгородской области в 2011 - 2015 годах" предусматривает формирование рынка доступного жилья экономического класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.

Область имеет все условия для развития жилищного строительства: благоприятный экономический и социальный климат, высокий ресурсно-сырьевой, технологический и интеллектуальный потенциал, низкий уровень инвестиционных рисков.

Развитию жилищного строительства на территории области способствует:

- реализация областных целевых программ: инженерного обустройства микрорайонов массовой застройки индивидуального жилищного строительства, совершенствования и развития дорожной сети, обеспечения жильем отдельных категорий граждан (молодых семей, детей-сирот и др.), капитальных вложений на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт по местным программам области, предусматривающим строительство объектов социальной инфраструктуры, и др.;

- финансовая поддержка индивидуальных застройщиков через ГУП "Белгородский областной фонд поддержки ИЖС" и ССК "Свой дом";

- высокая миграционная привлекательность области;

- проводимые в сфере образования преобразования, направленные на подготовку специалистов как высшей квалификации, так и среднего звена и рабочих профессий.

Потенциал для развития жилищного строительства представляют:

- предприятия, осуществляющие выпуск строительных материалов (ОАО "Белгородский цемент", ОАО "Оскольский цемент", ОАО "Завод нестандартного оборудования", ОАО "Стройматериалы", ОАО "Белгородасбестоцемент" и другие);

- строительные организации (ОАО "Домостроительная компания", ООО "Управляющая компания "ЖБК-1", ОАО "КМАпроектжилстрой", ООО "Зодиак", ООО "Ремстрой" и другие);

- отраслевые научно-исследовательские и проектные организации (ГУП "Белгородоблпроект", ОАО "Белгородгражданпроект", ООО "Центргипроруда" и другие);

- учебные учреждения, осуществляющие подготовку и повышение квалификации кадров для предприятий стройиндустрии и строительства: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г.Шухова, Белгородский строительный колледж, Белгородский политехнический техникум, учреждения начального профессионального образования, учебно-курсовой комбинат департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области;

- смежные и обслуживающие предприятия по видам экономической деятельности "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды", "Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг", "Транспорт".

Наличие на территории региона минерально-сырьевых ресурсов обуславливает высокую концентрацию предприятий по производству строительных материалов. В области производятся строительные материалы широкой номенклатуры. Продукция местных предприятий является конкурентоспособной, в том числе и за пределами региона.

В рамках реализуемой с 2004 года региональной Стратегии развития жилищного строительства на территории Белгородской области до 2010 года были достигнуты определенные результаты.

Объемы строительства и ввода в эксплуатацию жилых домов ежегодно росли. Прирост общей площади введенного в 2004 году жилья по сравнению с предыдущим годом составил 20,3 процента, в 2005 году - 2,9 процента, в 2006 году - 13 процентов, в 2007 году - 13,3 процента, в 2008 году - 4,5 процента.

Рисунок 1. Ввод жилья на территории Белгородской области в 2004 - 2009 г.г.

Рисунок не приводится.


В 2009 году объем ввода жилья составил 1097,3 тыс. кв. метров, что не уступает прошлогоднему показателю, при этом увеличилась доля малоэтажного усадебного строительства. Индивидуального жилья построено 765,6 тыс. кв. метров, в том числе населением за счет собственных и заемных средств - 758,5 тыс. кв. метров, что на 13,4 процента выше уровня 2008 года.

Приоритетным направлением Стратегии развития жилищного строительства на территории Белгородской области до 2010 года было определено строительство индивидуальных жилых домов. Наращивание темпов жилищного строительства на территории региона за период реализации Стратегии (с 2004 года) стало возможным благодаря государственной поддержке данного сектора экономики, которая осуществлялась по трем направлениям:

- предоставление земельных участков застройщикам;

- инженерное обеспечение микрорайонов массовой индивидуальной застройки и строительство подъездов к ним;

- финансово-кредитная поддержка застройщиков.

Одним из координаторов развития индивидуального жилищного строительства выступила ОАО "Белгородская ипотечная корпорация". К основным функциям корпорации относятся:

- приобретение земли и ее подготовка для передачи застройщикам: выполнение топографических и геодезических работ, межевание, изготовление градостроительной и иной документации;

- предоставление земельных участков населению на льготных условиях;

- финансирование и контроль строительства инженерных сетей в микрорайонах массовой застройки;

- контроль за сроками строительства домов и вводом их в эксплуатацию.

На сегодняшний день под жилищное строительство всего по области выделено более 24 тыс. га земли, в том числе через ОАО "Белгородская ипотечная корпорация" - 14,4 тыс. га для предоставления индивидуальным застройщикам. На землях ОАО "Белгородская ипотечная корпорация" сформировано более 100 микрорайонов для жилищного строительства в Белгороде, десяти сельских и городских поселениях Белгородского района, Алексеевке, Бирюче, Валуйках, Губкине, Старом Осколе, Строителе, Шебекино, Чернянском районе (всего более 30 тыс. земельных участков). Более 400 земельных участков предоставлено корпорацией в долгосрочную аренду корпоративным застройщикам, осуществляющим строительство жилья, а также переданы земли в уставные капиталы дирекций по застройке жилых районов.

За период деятельности корпорации земельные участки предоставлены более 21,6 тыс. индивидуальным застройщикам.

Предоставление земельных участков через ОАО "Белгородская ипотечная корпорация" жителям области, желающим построить собственный дом, ведется на следующих условиях:

- земельные участки площадью 1500 кв. метров передаются по минимальной цене (в 2010 году - 25 тыс. руб.);

- участки к моменту передачи застройщикам полностью готовы: прошли все установленные законодательством процедуры;

- обеспечивается ускоренное строительство инженерных сетей (водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газификация) в течение 3-х лет и строительство дорог - в течение 5 лет;

- предоставляется рассрочка на 5 лет по оплате за инженерные коммуникации, при этом застройщики оплачивают в совокупности не более трети реальных затрат (всего 75 тыс. руб., 40 тыс. - первоначальный взнос, 35 тыс. руб. - рассрочка).

В обязательства застройщика включено строительство в течение 5 лет на приобретенном участке индивидуального жилого дома и его регистрация в собственность застройщика.

При выполнении этого обязательства и по истечении 8 лет, предусмотренных договором купли-продажи, корпорацией долг за участок списывается.

Основные категории граждан, приобретающих участки, - работники предприятий, бюджетных учреждений разных уровней, индивидуальных предприятий и др. В основной массе те, кто не может сразу найти средства на покупку готового жилья.

Предусмотрены льготы тем семьям, в которых в период действия договора рождаются дети. Так, в период действия отсрочки платежа предусматривается предоставление льготы по оплате строительства инженерных сетей, которые должен внести застройщик: при рождении двух детей - в размере 50 процентов, а трех - 100 процентов от остатка суммы, не выплаченной на момент обращения в корпорацию.

Инженерное обустройство микрорайонов индивидуального жилищного строительства сетями водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, водоотведения проводится в соответствии с ежегодно принимаемыми программами опережающими темпами: сначала строятся инженерные сети, затем предоставляются участки под строительство и в последующем строятся дороги.

По программе инженерного обустройства микрорайонов массовой застройки индивидуального жилищного строительства в Белгородской области за 2004 - 2009 годы построено 3,5 тыс. км сетей на общую сумму 4,9 млрд. рублей, том числе в 2009 году - 665,4 км сетей на общую сумму 1491,9 млн. рублей (таблица 1).

Таблица 1. Инженерное обустройство микрорайонов массовой застройки ИЖС в 2004 - 2009 г.г.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»