ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 07 марта 2012 года N 66
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ОТ 21 НОЯБРЯ 2011 Г. N 374
{Акт утратил силу: постановлением Правительства Республики Марий Эл от 02.08.2012 года № 291 }
Правительство Республики Марий Эл постановляет:
Внести в постановление Правительства Республики Марий Эл от 21 ноября 2011 г. N 374 "О республиканской целевой программе "Содействие занятости населения Республики Марий Эл на 2012 - 2014 годы" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2011, N 12, ст. 662) следующее изменение:
республиканскую целевую программу "Содействие занятости населения Республики Марий Эл на 2012 - 2014 годы", утвержденную указанным выше постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).
Председатель Правительства Республики Марий Эл Л. Маркелов
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Республики Марий Эл от 21 ноября 2011 г. N 374 (в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от 7 марта 2012 г. N 66)
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ПАСПОРТ республиканской целевой программы "Содействие занятости населения Республики Марий Эл на 2012 - 2014 годы"
Наименование Программы | - | республиканская целевая программа "Содействие занятости населения Республики Марий Эл на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | - | Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032- I "О занятости населения в Российской Федерации"; |
Руководитель Программы | - | Департамент государственной службы занятости населения Республики Марий Эл |
Основной разработчик Программы | - | Департамент государственной службы занятости населения Республики Марий Эл |
Основная цель Программы | - | содействие занятости населения, обеспечение социальной поддержки безработных граждан в период поиска работы |
Важнейший целевой показатель | - | недопущение превышения значения уровня регистрируемой безработицы 1,4 процента от численности экономически активного населения к концу 2012 года; |
Основные задачи Программы | - | обеспечение поддержания стабильности на рынке труда, повышение уровня занятости населения, качества, конкурентоспособности и востребованности рабочей силы, информирование граждан о ситуации на рынке труда, о предоставляемых услугах и возможностях трудоустройства населения |
Сроки и этапы реализации Программы | - | 2012 - 2014 годы: |
Перечень основных мероприятий Программы | - | реализация нормативных правовых актов в сфере занятости населения; |
Исполнители основных мероприятий Программы | - | Департамент государственной службы занятости населения Республики Марий Эл, государственные казенные учреждения Республики Марий Эл центры занятости населения, органы исполнительной власти Республики Марий Эл, администрации городских округов и муниципальных районов Республики Марий Эл (по согласованию), работодатели (по согласованию), профсоюзы (по согласованию), Управление Федеральной миграционной службы по Республике Марий Эл (по согласованию) |
Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования мероприятий Программы в 2012 - 2014 годах составляет 651 896,4 тыс. рублей, в том числе: |
Система организации управления и контроля за исполнением Программы | - | общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет Департамент государственной службы занятости населения Республики Марий Эл в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 апреля 2007 г. N 92 "О порядке разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ Республики Марий Эл" |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - | реализация Программы в 2012 - 2014 годах позволит: |
Настоящая Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Республики Марий Эл от 2 сентября 2011 г. N 279 "Об итогах социально-экономического развития, исполнении консолидированного бюджета Республики Марий Эл за первое полугодие 2011 г.".
Мероприятия Программы увязаны с основными направлениями Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 28 апреля 2009 г. N 102 "О мероприятиях по реализации Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл".
Настоящая Программа предполагает комплексный подход к решению проблем рынка труда с учетом специфики состояния и перспектив развития трудовой сферы в период наметившегося экономического роста и включает комплекс мероприятий на 2012 - 2014 годы по осуществлению полномочий в области содействия занятости населения, взаимоувязанных по срокам, исполнителям и источникам финансирования.
Антикризисные действия органов исполнительной власти, реализация Программы содействия занятости населения Республики Марий Эл на 2009 - 2011 годы, а также программ дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Марий Эл, в 2009 - 2011 годах оказали положительное влияние как на социально-экономическое положение, так и на ситуацию на рынке труда в Республике Марий Эл.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл, в 2011 году наблюдался рост основных показателей социально-экономического развития и достигнуты следующие положительные результаты: отгружено промышленной продукции на сумму 80,8 млрд. рублей, индекс промышленного производства вырос на 7,8 процента; общий объем продукции сельского хозяйства составил 24,6 млрд. рублей, индекс физического объема увеличился на 25,3 процента; общий объем работ и услуг по виду деятельности "строительство" составил 11,5 млрд. рублей, индекс физического объема увеличился на 11,0 процента; введено в действие 314,7 тыс. кв. м жилых домов, что на 3,7 процента выше соответствующего периода прошлого года; оборот розничной торговли составил 50,3 млрд. рублей и увеличился в сопоставимых ценах на 6,0 процента; среднедушевые денежные доходы населения по предварительному отчету возросли на 9,2 процента и составили 11 139,8 рубля.
По данным федерального статистического наблюдения о неполной занятости и движении работников организаций Республики Марий Эл, в декабре 2011 г. численность работников списочного состава, работавших неполное рабочее время по соглашению между работником и работодателем, составила 850 человек, численность работников, находящихся в простое по вине работодателя, составила 110 человек.
В 2011 году принято на работу 20648 человек, или 102,4 процента к уровню 2010 года.
По данным оперативного мониторинга, в рамках 53 инвестиционных проектов, реализация которых запланирована на территории Республики Марий Эл в 2011 - 2015 годах, по состоянию на 1 января 2012 г. создано 584 новых рабочих места на следующих предприятиях: общество с ограниченной ответственностью "Птицефабрика "Акашевская" - 445 рабочих мест, общество с ограниченной ответственностью "Транстехсервис" - 63 рабочих места, закрытое акционерное общество племзавод "Шойбулакский" - 37 рабочих мест, общество с ограниченной ответственностью "Русский пеллет" - 19 рабочих мест, общество с ограниченной ответственностью "Теклас" - 10 рабочих мест и закрытое акционерное общество "Марийское" - 10 рабочих мест.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл, численность занятого населения в 2011 году составила 337,1 тыс. человек.
Уровень занятости населения за указанный период составил 61,6 процента.
Общая численность безработных по методологии Международной организации труда (далее - методология МОТ) в республике в 2011 году по отношению к 2010 году уменьшилась на 2,4 тыс. человек и составила 37,3 тыс. человек. Уровень общей безработицы снизился с 10,5 до 9,96 процента численности экономически активного населения.
В январе - декабре 2011 г. численность граждан, обратившихся в службу занятости в поиске подходящей работы, составила 21 639 человек, что на 3 655 человек меньше аналогичного периода 2010 года. Из числа обратившихся 17 373 человека, или 80,3 процента, - незанятые граждане, из которых 14 128 человек признаны безработными.
Содействие в трудоустройстве оказано 11 613 гражданам, что составило 53,7 процента от количества обратившихся граждан.
Благодаря принимаемым мерам ситуация на регистрируемом рынке труда в Республике Марий Эл имеет положительную динамику, по состоянию на 1 января 2012 г.:
численность зарегистрированных безработных уменьшилась на 588 человек и составила 5 292 человека;
уровень регистрируемой безработицы снизился на 0,21 процентных пункта и составил 1,4 процента;
количество вакансий, заявленных работодателями, увеличилось на 42,2 процента и составило 3 498 единиц;
коэффициент напряженности снизился с 2,5 до 1,6 незанятого гражданина, претендующего на одно вакантное место.
Необходимо отметить, что положительные тенденции пока носят неустойчивый характер. Имеют место трудности как на открытом, так и на регистрируемом рынке труда.
Уровень безработицы по методологии МОТ в семь раз превышает показатель регистрируемой безработицы, его значение дифференцировано территориально, и угроза перерастания скрытой безработицы в открытую форму остается актуальной.
Официальный уровень безработицы находится в прямой зависимости от состояния открытого рынка труда, соответствия спроса и предложения рабочей силы. В районах, где наблюдается высокий уровень общей безработицы, продолжает оставаться высоким уровень регистрируемой безработицы: в Юринском муниципальном районе - 5,17 процента, Килемарском муниципальном районе - 2,17 процента, Моркинском муниципальном районе - 2,15 процента, Новоторъяльском муниципальном районе - 1,84 процента.
Процесс трудоустройства граждан затрудняется низким качеством характеристик рабочих мест. Значительное количество вакантных рабочих мест имеет неблагоприятные условия труда в результате изношенности основных производственных фондов или низкий уровень заработной платы.
В 2011 году в органы службы занятости населения заявлено 26,9 тыс. вакантных рабочих мест, из них по рабочим профессиям - 20,7 тыс. мест (77,0 процента), с уровнем заработной платы выше прожиточного минимума лишь 48,5 процента.
Существующее несоответствие спроса и предложения на рабочую силу не позволяет своевременно заполнять имеющиеся вакансии.
Наблюдается низкая конкурентоспособность на рынке труда республики отдельных категорий граждан (молодежь без практического опыта работы, инвалиды, женщины, имеющие малолетних детей и детей-инвалидов), обусловленная ужесточением требований работодателей к принимаемым на работу гражданам.
Целесообразность разработки настоящей Программы вызвана необходимостью дальнейшей реализации мер по стабилизации ситуации на республиканском рынке труда в условиях восстановительного роста экономики.
Прогнозируемый экономический рост, в том числе увеличение объемов выпуска продукции основных видов экономической деятельности, потребует от рынка труда оперативного реагирования в части удовлетворения растущего спроса на рабочую силу, в первую очередь - на квалифицированные кадры рабочих и специалистов. Потребуется реализация комплекса мер по повышению конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, эффективному трудоустройству молодых специалистов, преодолению структурной безработицы, развитию территориальной мобильности рабочей силы. Сохранится необходимость в межотраслевом перераспределении трудовых ресурсов, высвобождающихся в ходе процессов оптимизации численности работников отдельных организаций.
В связи с применением некоторыми работодателями практики введения режимов неполной занятости работников с целью сохранения кадрового потенциала часть работников будет испытывать необходимость в поиске вариантов эффективной вторичной занятости.
Таким образом, потребность в оказании услуг в области содействия занятости населения в республике будет расти, чему будет способствовать не только безвозмездность оказания услуг, но и наличие и развитие обширной базы сведений о вакантных рабочих местах, широкий спектр оказываемых услуг, развитие системы предоставления услуг в электронном виде, возможность получения гарантированной социальной поддержки в период вынужденной безработицы.
Программа предусматривает дальнейшее развитие социального партнерства на рынке труда, так как функционирование и регулирование рынка труда республики является сферой интересов не только органов службы занятости населения, но и органов местного самоуправления в Республике Марий Эл, учебных заведений, объединений организаций профсоюзов, работодателей.
Использование программно-целевого метода при решении поставленных задач будет способствовать созданию условий для осуществления государственной политики содействия занятости населения на территории республики, обеспечению гарантий государства по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы.
Программа обеспечит преемственность реализуемых мер на основе системного подхода к решению существующих проблем рынка труда.
Реализация мероприятий по содействию занятости населения в 2012 - 2014 годах будет способствовать дальнейшему снижению численности зарегистрированных безработных граждан.
Основные проблемы отрасли экономики Республики Марий Эл, затрагиваемые республиканской целевой программой "Содействие занятости населения Республики Марий Эл на 2012 - 2014 годы", отражены в таблице N 1 приложения N 1 к Программе.
Показатели, характеризующие масштабы безработицы в Республике Марий Эл, приведены в таблице N 2 приложения N 1 к Программе.
Прогноз рынка труда на 2012 год приведен в таблице N 3 приложения N 1 к Программе.
Основная цель Программы - содействие занятости населения, обеспечение социальной поддержки безработных граждан в период поиска работы.
Основными задачами Программы являются:
обеспечение поддержания стабильности на рынке труда, повышение уровня занятости населения, качества, конкурентоспособности и востребованности рабочей силы, информирование граждан о ситуации на рынке труда, о предоставляемых услугах и возможностях трудоустройства населения.
Cрок реализации настоящей Программы с 2012 по 2014 год в три этапа: первый этап - 2012 год, второй этап - 2013 год, третий этап - 2014 год.
(процентов) | ||||||
Целевой показатель | Факт | Прогноз | ||||
2009 год | 2010 год | 2011год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | |
Уровень регистрируемой безработицы | 1,8 | 1,61 | 1,4 | 1,4 | 1,35 | 1,32 |
Мероприятия Программы призваны обеспечить достижение показателей в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" по оказанию государственных услуг в области содействия занятости населения и социальной защиты от безработицы.
Основными мероприятиями Программы являются:
реализация нормативных правовых актов в сфере занятости населения;