Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 декабря 2001 года N 416

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ "ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА" НА 2002-2010 ГОДЫ

{Акт утратил силу: постановлением Правительства Республики Марий Эл от 11.03.2008 года № 58 }

{Акт утратил силу: постановлением Правительства Республики Марий Эл от 11.03.2008 года N 58}

{Действие акта приостановлено на 2006 год - постановление Правительства Республики Марий Эл от 24.04.2006 года N 80}

В целях ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда в Республике Марий Эл, а также реализации прав граждан на жилище Правительство Республики Марий Эл постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую программу "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2002-2010 годы (далее именуется - Программа).

2. Утвердить государственным заказчиком и координатором Программы Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл.

3. Предложить главам муниципальных образований Республики Марий Эл:

до 1 апреля 2002 г. разработать и утвердить в установленном порядке программу переселения граждан соответствующего муниципального образования республики (далее именуется муниципальная программа) из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2002-2010 годы с учетом финансирования из бюджетов Российской Федерации, Республики Марий Эл и муниципальных образований;

предусмотреть в установленном порядке объемы целевого финансирования муниципальных программ в местных бюджетах с учетом согласованных параметров, указанных в Программе;

учитывать при подготовке муниципальных программ, что последние являются составной частью настоящей Программы и функционируют в единой системе.

4. Министерству финансов Республики Марий Эл финансирование расходов по реализации Программы осуществлять в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год.

5. Министерству экономики и промышленности Республики Марий Эл по согласованию с Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл при формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год предусматривать средства на реализацию Программы.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на службу Первого заместителя Главы Правительства Республики Марий Эл Куклина Н.И.

Глава Правительства Республики Марий Эл Л. Маркелов


УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27 декабря 2001 г. N 416

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2002-2010 годы

ПАСПОРТ республиканской программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2002-2010 годы


Наименование Программы

республиканская программа "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2002-2010 годы

Наименование, номер и дата принятия решения о разработке Программы

распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 октября 1999 г. N 1744-р "0 разработке проекта федеральной целевой программы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2001-2005 годах";
федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675

Государственный заказчик Программы

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл

Основные разработчики Программы

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл;
Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл

Цели и задачи Программы

основными целями Программы являются: обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания;
ликвидация до 2010 года включительно существующего в настоящее время аварийного жилищного фонда, признанного таковым в 2000 году;
основные задачи Программы: подготовка условий и разработка механизма переселения граждан из жилищного фонда, непригодного для проживания;

реализация обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда;
оптимизация развития территорий, занятых в настоящее время жилищным фондом, непригодным для проживания

Сроки и этапы реализации Программы

2002-2010 годы: первый этап - 2002-2004 годы второй этап - 2005-2010 годы

Перечень основных мероприятий Программы

формирование законодательной и нормативной базы для предоставления жилья гражданам;
установление очередности сноса жилищного фонда и этапов переселения граждан;
привлечение и аккумулирование бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов для реализации Программы;
поэтапное переселение жильцов и снос жилищного фонда, непригодного для проживания;
оптимизация использования освободившихся земельных участков;
создание рыночных механизмов страхования для минимизации финансовых рисков собственников жилья

Исполнители Программы

органы исполнительной власти Республики Марий Эл;
органы местного самоуправления;
предприятия и организации - собственники жилищного фонда;
инвесторы (по согласованию), определяемые на конкурсной основе

Объемы и источники финансирования Программы

общий объем финансирования -218,5 млн. рублей, из них 50 процентов бюджетных и 50 процентов внебюджетных средств

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы*

переселение до 2010 года из аварийного жилищного фонда около 2000 граждан;
разработка механизмов привлечения внебюджетных ресурсов для решения сложных социальных проблем;
выполнение государственных обязательств по переселению граждан из жилых помещений, непригодных для постоянного проживания

Система организации контроля за исполнением Программы

Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу осуществляет общее руководство реализацией Программы в части формирования нормативной базы на федеральном уровне и расходования средств, выделяемых из федерального бюджета;
Правительство Республики Марий Эл осуществляет контроль за расходованием средств федерального и республиканского бюджетов, выделяемых для реализации Программы, формированием нормативной базы на региональном и местном уровнях и представляет Государственному комитету Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу отчеты о ходе реализации Программы

*Предполагается после завершения второго этапа (2005-2010 годы) реализации настоящей Программы (в части сноса аварийного жилищного фонда) пролонгировать ее действие на последующие периоды, имея в виду ликвидацию ветхого жилищного фонда.

1 .Общие положения Программы


Настоящая Программа разработана на основании федеральной подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.

Выполнение мероприятий настоящей Программы является одной из задач государственной жилищной политики в Республике Марий Эл, направленной на комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающему доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, которые должны быть положены в основу для разработки республиканской целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.

Основная задача Программы - обеспечить выполнение обязательства государства по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилищном фонде, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.

Государство гарантирует гражданам, проживающим в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, право получения в пользование жилых помещений, соответствующих требованиям, предъявляемым к ним в соответствии с действующим законодательством (статьи 28, 29 Жилищного кодекса РСФСР). - *

Ответственность за возникновение проблемы жилья, непригодного для проживания, признается за государством, так как не была обеспечена своевременная должная эксплуатация и реновация жилищного фонда.

Большинство граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах, не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилище удовлетворительного качества.

Ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик городов, сдерживает развитие городской инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность городов. Реализацию реконструктивных мероприятий на таких территориях сдерживают часто как финансовые проблемы, так и нерешенность правовых вопросов, касающихся резервирования земли для объектов инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры, предоставления компенсаций владельцам недвижимости в связи с использованием их участков для общественных нужд.

2. Анализ состояния ветхого и аварийного жилищного фонда в Республике Марий Эл


В Республике Марий Эл в настоящее время проживает в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного проживания, 18,5 тыс. человек, что составляет 2,4 процента населения республики (для сравнения - средний процент по Российской Федерации составляет 1,5 процента).

Общая площадь ветхого и аварийного жилищного фонда составляет 253,8 тыс. кв. метров, или 1,8 процента всего жилищного фонда республики (приложение N 1).

Ветхий и аварийный жилищный фонд, который не подлежит восстановлению и должен быть снесен, составляет 168,1 тыс. кв. метров (66,2 процента от всего ветхого и аварийного жилищного фонда) (приложение N 2).

Для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда потребуется 216 тыс. кв. метров общей площади, что в 1,5 раза превышает объемы годового ввода в действие общей площади жилья, вводимого в настоящее время в республике за счет всех источников финансирования (приложение N 3).

Наибольшую долю ветхого и аварийного жилищного фонда в республике (около 66 процентов) занимает жилье, состоящее на балансе предприятий и организаций, что в значительной мере усугубляет решение проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда из-за нестабильности экономического положения многих промышленных предприятий республики.

Из общего объема ветхого и аварийного жилищного фонда, подлежащего сносу, аварийный жилищный фонд составляет 10,2 процента, или 26 тыс. кв. метров (приложение N 4).

Настоящей Программой предусматривается поэтапное решение проблемы с учетом возможностей бюджетного финансирования различных уровней и привлечения внебюджетных ресурсов.

На период до 2010 года в целом необходимо 218,5 млн. рублей для переселения около 2000 жителей Республики Марий Эл из аварийного жилищного фонда.

В дальнейшем должна решаться задача переселения граждан из ветхих жилых домов, подлежащих сносу, и задача капитального ремонта ветхих жилых домов, которые подлежат восстановлению (приложение N 5).

3. Основные цели и задачи Программы


Основными целями Программы являются; . обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в условиях, непригодных для постоянного проживания;

ликвидация до 2010 года включительно существующего аварийного жилищного фонда, признанного таковым в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 мая 1998 г. N 193 "О мерах по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с эксплуатацией аварийных объектов".

Программа решает следующие основные задачи:

разработка правовых и методологических механизмов переселения граждан их ветхого и аварийного жилищного фонда, а также размеров оказываемой им государственной помощи (принятие республиканских и местных нормативных и методических актов);

формирование обязательств собственников жилищного фонда относительно его состояния и восстановления в случае аварийного разрушения (обязанности надлежащего содержания жилищного фонда и его страхование);

формирование финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения переселяемых граждан благоустроенным жильем;

создание рыночных механизмов страхования жилья для минимизации финансовых рисков собственников жилья;

разработка механизмов предоставления жилья переселяемым гражданам с учетом свободы выбора нового жилого помещения самими гражданами в пределах данного муниципального образования;

учет особенностей и специфики решаемой проблемы муниципальных образований;

привлечение средств федерального и республиканского бюджетов в зависимости от объемов финансирования на местном уровне путем консолидации бюджетных и внебюджетных источников;

учет различных возможностей привлечения внебюджетных ресурсов в муниципальных образованиях - привлечение средств предприятий и организаций собственников ветхого и аварийного жилищного фонда; средств граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилом фонде; использование системы ипотечного жилищного кредитования для приобретения жилья с использованием государственной бюджетной поддержки.

4. Сроки и этапы реализации Программы


Программа предусматривает комплекс мероприятий, реализация которых должна начаться в 2002 году. Мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должны быть реализованы в течение 2002-2010 годов (приложение N 6).

Реализация Программы рассчитана на поэтапное исполнение. На первом этапе (2002-2004 годы) выполнение мероприятий планируется проводить в основном за счет бюджетных средств. В то же время будут создаваться правовые и организационные предпосылки для привлечения внебюджетных ресурсов, которое планируется для выполнения мероприятий второго (2005-2010 годы) и последующих этапов.

На первом этапе (2002-2004 годы) создаются необходимые методические, организационные и правовые условия для реализации следующих основных задач Программы:

а) упорядочение методологических основ оценки и собственно оценка размеров аварийного жилищного фонда, подлежащего ликвидации, а также определение необходимых ресурсов площади жилищного фонда для переселения граждан;

б) формирование законодательной и нормативной базы для предоставления жилья переселяемым гражданам;

в) установление очередности сноса аварийного жилищного фонда (по населенным пунктам, участкам, зданиям) и очередности переселения граждан с учетом социального положения и сроков постановки на учет на улучшение жилищных условий;

г) привлечение, накопление и аккумулирование финансовых ресурсов для реализации Программы;

д) установление и реализация обязательств собственников аварийного жилищного фонда по его восстановлению в случае аварийного разрушения.

На втором этапе Программы (2005-2010 годы) планируется реализация задач по переселению граждан и ликвидации аварийного жилищного фонда:

а) формирование жилищного фонда для переселения граждан из аварийных домов;

б) поэтапное переселение жильцов и снос аварийного жилищного фонда;

в) подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки и их продажа на конкурсной основе.

Программа предусматривает выполнение программных мероприятий по годам для определения последовательного финансирования. Управление реализацией Программы будет осуществляться ежегодным планированием на муниципальном и республиканском уровнях.

5. Система программных мероприятий


В соответствии с поставленными целями и задачами система программных мероприятий по реализации Программы включает в себя работу по трем направлениям:

а) правовое и методологическое обеспечение улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;

б) финансовое обеспечение Программы и практическая деятельность по переселению граждан в благоустроенное жилье;

в) разработка и реализация проектных предложений по использованию территорий и земельных участков, освобождающихся в результате сноса ветхого и аварийного жилищного фонда.

5.1. Правовое и методическое обеспечение реализации Программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»