Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 октября 1996 года N 353

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О НАРОДНЫХ ДРУЖИНАХ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

{Акт утратил силу: постановление Правительства Республики Марий Эл от 13.05.2004 года № 142 }

{Наименование постановления дано в редакции: постановления Правительства Республики Марий Эл от 4.11.2003 года N 339}

{Изменения и дополнения:
постановление Правительства Республики Марий Эл от 30.08.1997 года N 299;
постановление Правительства Республики Марий Эл от 4.11.2003 года N 339}

В целях усиления обеспечения охраны общественного порядка и борьбы с правонарушениями Правительство Республики Марий Эл постановляет:

1. Утвердить типовое положение о народных дружинах по охране общественного порядка.

{п.1 в редакции: постановления Правительства Республики Марий Эл от 4.11.2003 года N 339}

2. Главам администраций районов и городов организовать создание дружин по охране общественного порядка, их надлежащее функционирование, финансирование и взаимодействие с органами внутренних дел.

Глава Правительства Республики Марий Эл В.Зотин


УТВЕРЖДЕНО

постановлением Правительства Республики Марий Эл 21октября 1996 г. N 353

Типовое положение о народных дружинах по охране общественного порядка

{Наименование Положения дано в редакции: постановления Правительства Республики Марий Эл от 4.11.2003 года N 339}

{в тексте слова "дружины по охране общественного порядка" заменены словами "народные дружины по охране общественного порядка": постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4.11.2003 года N 339}

I. Общие положения


1. Настоящее Положение определяет права и деятельность народных дружин по охране общественного порядка на территории Республики Марий Эл.

2. Народные дружины по охране общественного порядка (далее-дружины) создаются на добровольной основе по месту жительства граждан в городах, поселках, сельских населенных пунктах, микрорайонах для обеспечения охраны общественного порядка и профилактики правонарушений.

3. В своей деятельности дружины руководствуются Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Марий Эл, законами Российской Федерации, законами Республики Марий Эл, другими правовыми нормативными актами Российской Федерации, Республики Марий Эл, органов местного самоуправления и настоящим Положением.

4. В дружины принимаются лица, достигшие 18-летнего возраста, проживающие в Республике Марий Эл.

Не могут быть дружинниками лица:

имеющие не погашенную в установленном порядке судимость;

подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления;

подвергнувшиеся административным взысканиям в течение года до момента вступления в дружину.

{п.4 в редакции: постановления Правительства Республики Марий Эл от 30.08.1997 года N 299}

5. Общее руководство дружинами осуществляют органы местного самоуправления.

6. Органы государственной власти и должностные лица оказывают всемерное содействие и помощь дружинам в их деятельности по укреплению общественного порядка и борьбе с правонарушениями.

7. Противодействие законным действиям дружинников, посягательство на их жизнь, здоровье и достоинство в связи с деятельностью по охране общественного порядка влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл.

II. Основные задачи и функции дружин


8. Основными задачами дружин являются: охрана прав и законных интересов граждан, участие в предупреждении и пресечении правонарушений, охрана общественного порядка, собственности, участие в работе по воспитанию граждан в духе уважения законов.

9. Дружины, выполняя возложенные на них задачи и руководствуясь действующим законодательством:

а) во взаимодействии с работниками внутренних дел участвуют в охране общественного порядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, пристанях, в аэропортах, в местах массового отдыха граждан и других общественных местах, а также в поддержании порядка во время проведения различных общественно-политических и массовых мероприятий;

б) оказывают содействие органам внутренних дел, прокуратуры, контрольно-надзорным органам в их деятельности по укреплению общественного порядка и профилактике правонарушений;

в) принимают участие в профилактике хулиганства, пьянства, хищений имущества, нарушений правил торговли и других правонарушений;

г) участвуют в профилактике детской безнадзорности и правонарушений.

III. Порядок создания и организация дружин


10. Дружина учреждается на организационном собрании лиц, желающих вступить в дружину, которое созывается инициативной группой по месту жительства или работы (учебы).

11. Дружины ставятся на учет в городских, сельских, поселковых администрациях. При постановке на учет проверяется соблюдение установленного порядка их создания.

12. Прием в дружину производится на добровольных началах в индивидуальном порядке на основании письменного заявления и при наличии рекомендации с места работы, учебы, жительства гражданина, желающего вступить в дружину.

{п.12 в редакции: постановления Правительства Республики Марий Эл от 30.08.1997 года N 299}

13. Командир дружины вручает дружиннику удостоверение, подписанное главой соответствующей администрации, нагрудный знак и памятку дружинника, в которой излагаются основные обязанности и права дружинника, а также важнейшие законоположения по охране общественного порядка.

14. Дружинник, совершивший проступок, несовместимый с этим званием, или не выполняющий свои обязанности, исключается из дружины, сдает удостоверение и нагрудный знак дружинника.

15. Дружину возглавляет командир дружины и его заместитель, избираемые открытым голосованием на общем собрании дружинников сроком на два года. Для руководства работой дружины может быть избран на тот же срок штаб, возглавляемый начальником штаба -заместителем командира дружины.

IV. Обязанности и права дружинника


16. Дружинник обязан:

а) активно участвовать в охране общественного порядка, в работе по предупреждению правонарушений, оказывать содействие органам внутренних дел, прокуратуры, юстиции, контрольно-надзорным органам в их деятельности по борьбе с правонарушениями;

б) исполнять законодательные и другие правовые акты, овладевать формами и методами профилактики правонарушений, изучать законодательство в необходимых объемах; при выполнении заданий четко и добросовестно выполнять требования командира дружины, а также указания работников милиции при проведении совместных мероприятий по охране общественного порядка;

в) своевременно сообщать органам милиции и в иные соответствующие государственные органы и общественные организации, ставшие ему известными сведения о фактах подготавливаемых или совершенных преступлений, о возникновении стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств, угрожающих безопасности граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также принимать меры к предотвращению их вредных последствий;

г) при исполнении обязанностей по охране общественного порядка носить нарукавную повязку, иметь при себе удостоверение и нагрудный знак дружинника.

д) соблюдать законодательство при исполнении своих обязанностей,

{подпункт \"д\" п.16 в редакции: постановления Правительства Республики Марий Эл от 30.08.1997 года N 299}

17. Дружинник имеет право:

а) требовать от граждан соблюдения установленного общественного порядка и прекращения правонарушений;

{подпункт "б" п.17 утратил силу: постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4.11.2003 года N 339}

в) требовать от нарушителей общественного порядка предъявления паспорта или других документов, удостоверяющих личность;

{подпункт "г" п.17 утратил силу: постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4.11.2003 года N 339}

д) при пресечении правонарушений изымать у нарушителей орудия их совершения с последующей незамедлительной передачей их в милицию;

е) входить в клубы, на стадионы, в кинотеатры и другие общественные места при преследовании скрывающегося правонарушителя, для пресечения возникших там правонарушений, а также с согласия администрации этих мест для выполнения обязанностей по обеспечению общественного порядка;

ж) при исполнении обязанностей по охране общественного порядка пользоваться правом бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте (за исключением такси) по специальным проездным билетам, выдаваемым на время дежурства в порядке, определяемом соответствующей администрацией района (города);

з) в случаях, не терпящих отлагательств, использовать транспортные средства (кроме специальных) для доставления в лечебные учреждения лиц, находящихся в беспомощном состоянии, а также лиц, пострадавших от несчастных случаев или правонарушений и нуждающихся в связи с этим в безотлагательной медицинской помощи;

и) пользоваться бесплатно при исполнении обязанностей по охране общественного порядка телефонами предприятий, учреждений и организаций;

{подпункт "к" п.17 утратил силу: постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4.11.2003 года N 339}

л) доставлять в ближайший орган милиции водителей, управляющих этими транспортными средствами в состоянии опьянения либо без водительских документов.

18. В случае временной нетрудоспособности дружинника, наступившей в связи с выполнением обязанностей по охране общественного порядка, дружиннику выплачивается пособие по временной нетрудоспособности, независимо от стажа работы в размере 100 процентов заработка, а в случае постоянной или длительной потери трудоспособности по той же причине ему назначается пенсия по инвалидности в размере, установленном для рабочих и служащих, потерявших трудоспособность вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.

Членам семей дружинника, погибшего при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, пенсия по случаю потери кормильца назначается в размере, установленном для семей рабочих и служащих, умерших от трудового увечья или профессионального заболевания.

Материальные компенсации в случае гибели дружинника, причинения вреда его здоровью, уничтожения или повреждения его имущества в связи с его деятельностью по обеспечению правопорядка производятся из бюджета соответствующего района, города применительно к работникам правоохранительных органов и в размерах, указанных в статье 20 Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".

V. Формы и методы работы дружин


19. Дружины по охране общественного порядка осуществляют деятельность путем:

а) патрулирования и выставления постов на улицах, площадях, в парках и в других общественных местах проведения рейдов по выявлению правонарушений;

б) проведения индивидуальной воспитательной работы с лицами, допускающими правонарушения, установления шефства дружинников над такими лицами; разъяснения гражданам законодательства, проведения бесед с родителями и другими близкими родственниками несовершеннолетних, допускающих правонарушения;

в) оформления материалов на правонарушителей и направления их в органы внутренних дел, прокуратуры, суды, административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних и в другие государственные органы и общественные организации;

г) использования средств печати, радио и телевидения в целях профилактики правонарушений и воздействия на лиц, совершающих антиобщественные поступки.

VI. Руководство деятельностью дружин


20. Главы администраций районов, городов, поселков и сельсоветов, осуществляя в пределах своей компетенции руководство дружинами, организуют и направляют их деятельность, принимают меры к укреплению дружин и вовлечению в ряды дружинников граждан, обеспечивают соблюдение законности в деятельности дружин, организуют их взаимодействие с государственными и общественными организациями, участвующими в охране правопорядка, заслушивают сообщения и отчеты командиров дружин, решают вопросы материально-технического и финансового обеспечения дружин.

21.Оперативное руководство работой дружинников осуществляет командир дружины, который:

а) проводит работу но сплочению и укреплению дружины, воспитывает у дружинников высокую дисциплинированность, чувство общественного долга, товарищества;

б) организует изучение дружинниками основ законодательства, проведение занятий по физической подготовке дружинников, обучение их формам и методам борьбы с правонарушениями;

в) планирует работу дружин, инструктирует дружинников и контролирует их деятельность, ведет учет результатов работы дружины, готовит для обсуждения на собрании дружинников вопросы организации и деятельности дружины;

г) рассма1риваст составленные дружинниками протоколы о правонарушениях и направляет их в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления;

д) отчитывается не реже одного раза в год о своей работе перед дружинниками и о работе дружины перед соответствующими главами местных администрации;

е) ходатайствует перед главами местных администраций о поощрении наиболее отличившихся дружинников.

VII. Взаимодействие органов внутренних дел и прокуратуры с дружинами

{п.22 утратил силу: постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4.11.2003 года N 339}


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»