1. Настоящее положение является типовым для следующих видов общеобразовательных учреждений Республики Марий Эл:
начальных школ, учебно-воспитательных комплексов начального образования, основных школ, учебно-воспитательных комплексов основного образования, средних общеобразовательных школ, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, лицеев, гимназий, образовательных центров и учебно-воспитательных комплексов среднего (полного) общего образования.
На основе настоящего Типового положения государственное, муниципальное общеобразовательное учреждение разрабатывает свой устав.
Для негосударственных общеобразовательных учреждений Типовое положение выполняет функцию примерного.
2. Государственное, муниципальное общеобразовательное учреждение (в дальнейшем - общеобразовательное учреждение) реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и может дополнительно реализовать общеобразовательную программу дошкольного образования.
Общеобразовательное учреждение является основным звеном системы непрерывного образования и предоставляет всем гражданам Российской Федерации возможность реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования, в том числе и национального, в пределах государственных образовательных стандартов с федеральным и национально-региональным компонентами.
Общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл реализует концепции и программы развития непрерывного образования Российской Федерации и Республики Марий Эл, включая межрегиональные, международные с учетом национальных, региональных, социально-экономических, экологических, языковых и других особенностей.
3. Деятельность общеобразовательного учреждения Республики Марий Эл строится на принципах демократии и гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей и национальных культур, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования.
4. В своей деятельности общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами Республики Марий Эл, указами и распоряжениями Президента Республики Марий Эл, постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Марий Эл, решениями соответствующих органов управления образованием, настоящим Типовым положением.
5. Основные цели общеобразовательного учреждения -формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных федеральных и республиканских национально-региональных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, народу, семье.
6. В общеобразовательном учреждении Республики Марий Эл создаются благоприятные условия для обучения и воспитания, развития граждан в соответствии с их склонностями, способностями, интересами, состоянием здоровья, языковой подготовки во всех типах, видах, формах обучения, определенных Законом Российской Федерации "Об образовании" и Законом Республики Марий Эл "Об образовании".
7. В государственном, муниципальном общеобразовательном учреждении поддерживается создание и деятельность организационных структур детской, подростковой, молодежной организаций и объединений, не преследующих политических целей, действующих в рамках законодательства Российской Федерации и Республики Марий Эл. Создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.
В государственном, муниципальном общеобразовательном учреждении образование носит светский характер.
8. Общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл несет в установленном законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл порядке ответственность за невыполнение функций, определенных его уставом; реализацию не в полном объеме образовательных программ; качество реализуемых образовательных программ; соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим и этнопсихологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся, жизнь и здоровье учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса.
9. В целях обеспечения доступности и вариативности общего образования, создания образовательной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятные условия для обучения, воспитания и развития граждан в соответствии с их склонностями, способностями, интересами и состоянием здоровья, могут создаваться различные виды общеобразовательных учреждений, в том числе и национальные, деятельность которых регулируется соответствующими типовыми положениями.
Общеобразовательные учреждения различных видов, в том числе и национальные, создаются в зависимости от конкретных задач, требований к содержанию образования, особенностей образовательного процесса, режима деятельности и условий бюджетного финансирования.
10. С учетом потребностей и возможностей личности общеобразовательные программы осваиваются в следующих формах: в очной, очно-заочной (вечерней), заочной, а также в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
Допускается сочетание различных форм получения образования в общеобразовательном учреждении.
Условия и порядок освоения общеобразовательных программ в форме семейного образования, самообразования, экстерната или в сочетании различных форм устанавливаются учредителем и (или) уставом общеобразовательного учреждения и осуществляются на условиях договора между общеобразовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся.
11. Государственные образовательные стандарты с республиканским и национально-региональным компонентом образования являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
12. Общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл, в том числе национальное, создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл.
13. Статус учредителя (учредителей) определяет организационно-правовую форму общеобразовательного учреждения.
Учредителями государственного общеобразовательного учреждения могут быть федеральные, республиканские органы исполнительной власти, в том числе государственные органы управления образованием: федеральные (центральные), республиканские, ведомственные.
Учредителями муниципального общеобразовательного учреждения, в том числе национального, являются органы местного самоуправления.
Допускается совместное учредительство общеобразовательных учреждений, основанное на объединении имущества, находящегося в федеральной, республиканской, муниципальной и частной собственности, а также в собственности общественных объединений (организаций), иностранных государств, юридических и физических лиц.
Учредительными документами общеобразовательного учреждения являются решение о его создании или договор учредителей, а также устав учреждения, соответствующий основным характеристикам образовательного процесса, определенным в Законе Республики Марий Эл "Об образовании".
14. Передача государственных общеобразовательных учреждений в введение органов местного самоуправления допускается только с согласия последних.
15. Отношения между учредителем (учредителями) и общеобразовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл.