Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июля 1999 года N 320

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

{Акт утратил силу: постановление Правительства Республики Марий Эл от 05.05.2006 года № 88 }

Правительство Республики Марий Эл постановляет:

Утвердить прилагаемое Типовое положение об общеобразовательном учреждении Республики Марий Эл.

Глава Правительства Республики Марий Эл В. Кислицын


УТВЕРЖДЕНО

постановлением Правительства Республики Марий Эл от 25 июля 1999 г. N 320

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ


1. Настоящее положение является типовым для следующих видов общеобразовательных учреждений Республики Марий Эл:

начальных школ, учебно-воспитательных комплексов начального образования, основных школ, учебно-воспитательных комплексов основного образования, средних общеобразовательных школ, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, лицеев, гимназий, образовательных центров и учебно-воспитательных комплексов среднего (полного) общего образования.

На основе настоящего Типового положения государственное, муниципальное общеобразовательное учреждение разрабатывает свой устав.

Для негосударственных общеобразовательных учреждений Типовое положение выполняет функцию примерного.

2. Государственное, муниципальное общеобразовательное учреждение (в дальнейшем - общеобразовательное учреждение) реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и может дополнительно реализовать общеобразовательную программу дошкольного образования.

Общеобразовательное учреждение является основным звеном системы непрерывного образования и предоставляет всем гражданам Российской Федерации возможность реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования, в том числе и национального, в пределах государственных образовательных стандартов с федеральным и национально-региональным компонентами.

Общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл реализует концепции и программы развития непрерывного образования Российской Федерации и Республики Марий Эл, включая межрегиональные, международные с учетом национальных, региональных, социально-экономических, экологических, языковых и других особенностей.

3. Деятельность общеобразовательного учреждения Республики Марий Эл строится на принципах демократии и гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей и национальных культур, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования.

4. В своей деятельности общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами Республики Марий Эл, указами и распоряжениями Президента Республики Марий Эл, постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Марий Эл, решениями соответствующих органов управления образованием, настоящим Типовым положением.

5. Основные цели общеобразовательного учреждения -формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных федеральных и республиканских национально-региональных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, народу, семье.

6. В общеобразовательном учреждении Республики Марий Эл создаются благоприятные условия для обучения и воспитания, развития граждан в соответствии с их склонностями, способностями, интересами, состоянием здоровья, языковой подготовки во всех типах, видах, формах обучения, определенных Законом Российской Федерации "Об образовании" и Законом Республики Марий Эл "Об образовании".

7. В государственном, муниципальном общеобразовательном учреждении поддерживается создание и деятельность организационных структур детской, подростковой, молодежной организаций и объединений, не преследующих политических целей, действующих в рамках законодательства Российской Федерации и Республики Марий Эл. Создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

В государственном, муниципальном общеобразовательном учреждении образование носит светский характер.

8. Общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл несет в установленном законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл порядке ответственность за невыполнение функций, определенных его уставом; реализацию не в полном объеме образовательных программ; качество реализуемых образовательных программ; соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим и этнопсихологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся, жизнь и здоровье учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса.

9. В целях обеспечения доступности и вариативности общего образования, создания образовательной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятные условия для обучения, воспитания и развития граждан в соответствии с их склонностями, способностями, интересами и состоянием здоровья, могут создаваться различные виды общеобразовательных учреждений, в том числе и национальные, деятельность которых регулируется соответствующими типовыми положениями.

Общеобразовательные учреждения различных видов, в том числе и национальные, создаются в зависимости от конкретных задач, требований к содержанию образования, особенностей образовательного процесса, режима деятельности и условий бюджетного финансирования.

10. С учетом потребностей и возможностей личности общеобразовательные программы осваиваются в следующих формах: в очной, очно-заочной (вечерней), заочной, а также в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования в общеобразовательном учреждении.

Условия и порядок освоения общеобразовательных программ в форме семейного образования, самообразования, экстерната или в сочетании различных форм устанавливаются учредителем и (или) уставом общеобразовательного учреждения и осуществляются на условиях договора между общеобразовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся.

11. Государственные образовательные стандарты с республиканским и национально-региональным компонентом образования являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

12. Общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл, в том числе национальное, создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл.

13. Статус учредителя (учредителей) определяет организационно-правовую форму общеобразовательного учреждения.

Учредителями государственного общеобразовательного учреждения могут быть федеральные, республиканские органы исполнительной власти, в том числе государственные органы управления образованием: федеральные (центральные), республиканские, ведомственные.

Учредителями муниципального общеобразовательного учреждения, в том числе национального, являются органы местного самоуправления.

Допускается совместное учредительство общеобразовательных учреждений, основанное на объединении имущества, находящегося в федеральной, республиканской, муниципальной и частной собственности, а также в собственности общественных объединений (организаций), иностранных государств, юридических и физических лиц.

Учредительными документами общеобразовательного учреждения являются решение о его создании или договор учредителей, а также устав учреждения, соответствующий основным характеристикам образовательного процесса, определенным в Законе Республики Марий Эл "Об образовании".

14. Передача государственных общеобразовательных учреждений в введение органов местного самоуправления допускается только с согласия последних.

15. Отношения между учредителем (учредителями) и общеобразовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл.

16. Права юридического лица у общеобразовательного учреждения в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности, направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента его регистрации.

Общеобразовательное учреждение как юридическое лицо имеет устав, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием на государственных языках республики.

17. Право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл, возникают у общеобразовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения) в установленном порядке.

18. Общеобразовательное учреждение проходит государственную аккредитацию и аттестацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании" и Законом Республики Марий Эл "Об образовании".

19. Общеобразовательное учреждение может быть реорганизовано, перепрофилировано, ликвидировано по решению учредителя, если это не влечет нарушения обязательств общеобразовательного учреждения или если учредитель принимает на себя эти обязательства.

20. Ликвидация общеобразовательного учреждения может осуществляться :

по решению его учредителя (учредителей) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;

по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям.

21. Ликвидация сельского общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.

22. Общеобразовательное учреждение может иметь филиалы, другие структурные подразделения, которые проходят регистрацию по фактическому адресу, лицензирование, государственную аккредитацию и аттестацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании" и Законом Республики Марий Эл "Об образовании".

Создаваемые общеобразовательным учреждением филиалы, отделения, структурные подразделения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях.

23. Общеобразовательные учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.

24. Медицинское обслуживание обеспечивается штатным или специально закрепленным органами здравоохранения за общеобразовательным учреждением медицинским персоналом, который наряду с администрацией и педагогическим персоналом несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся.

Организация питания в общеобразовательном учреждении возлагается органами местного самоуправления на общеобразовательное учреждение и организации общественного питания. В общеобразовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся.

25. Количество классов в общеобразовательном учреждении зависит от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, с учетом санитарных норм.

Наполняемость классов и групп продленного дня общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 обучающихся.

В соответствии с Законом Республики Марий Эл "Об образовании" право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий их функционирования.

При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, что определяется уставом общеобразовательного учреждения.

26. При проведении занятий по иностранному языку в V - XI классах и трудовому обучению в V - XI классах, физической культуре в Х - XI классах, по информатике и вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление класса на две группы: в городских общеобразовательных учреждениях при наполняемости 25 человек, в сельских - не менее 20 человек, по русскому языку в национальных школах, классах с числом учащихся свыше 25 человек на 2 группы, по марийскому государственному (луговому и горному) на 2 - 3 группы в зависимости от уровня владения языком.

При наличии необходимых средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью, а также 1-11 классов при изучении иностранного языка.

27. Количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения (включая малокомплектное), расположенного в сельской местности, определяются исходя из потребности населения.

28. Общеобразовательное учреждение вправе открывать по желанию и запросам родителей (законных представителей) группы продленного дня.

С учетом интересов родителей (законных представителей) по согласованию с учредителем в общеобразовательном учреждении могут открываться классы компенсирующего обучения, а также специальные (коррекционные) классы для обучающихся с отклонениями в развитии.

Перевод (направление) обучающихся в специальные (коррекционные) классы и классы компенсирующего обучения осуществляется органами управления образованием только с согласия их родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий, в составе которых имеются специалисты, владеющие языком обучаемых.

29. Общеобразовательное учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования:

I ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 3-4 года);

II ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 5 лет);

III ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 2-3 года).

Для некоторых категорий обучающихся нормативные сроки освоения общеобразовательных программ основного общего образования могут быть изменены на основе специальных государственных образовательных стандартов.

30. Общеобразовательные учреждения в зависимости от реализуемых программ основного общего образования подразделяются на общеобразовательные учреждения начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.

31. Общеобразовательное учреждение начального общего образования (I ступень) обеспечивает развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.

32. Общеобразовательное учреждение основного общего образования (II ступень) обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.

Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.

33. Основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация по его завершении являются обязательными. Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им пятнадцатилетнего возраста, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. Получение основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме ограничивается восемнадцатилетним возрастом обучающегося.

Для категорий обучающихся, указанных в пунктах 10 - 12 статьи 50 Закона Российской Федерации "Об образовании", пунктах 11-13 статьи 50 Закона Республики Марий Эл "Об образовании", предельный возраст получения основного общего образования может быть увеличен.

34. Среднее (полное) общее образование (III ступень) является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам федерального и национально-регионального компонентов образования вводятся предметы по выбору самих обучающихся, направленные на реализацию интересов, способностей и возможностей личности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»