1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Углубленный предметный анализ состояния регионального земельного фонда, сформировавшейся структуры правоотношений на землю, организации и принципов функционирования системы государственного управления земельными ресурсами и объектами недвижимости позволяет выявить ряд проблем, требующих неотложного разрешения. Важнейшее значение при этом приобретает создание республиканской целевой программы управления земельными ресурсами и объектами недвижимости как отдельной сферы регулирования экономики региона. В рамках республиканской целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Республике Марий Эл (2003-2012 годы)" подпрограмма "Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений" (далее именуется - подпрограмма) является основой системного подхода к организации эффективного управления земельными участками и объектами недвижимости как единого объекта налогообложения.
Настоящая подпрограмма разработана в целях реализации Федерального закона от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" и постановления Правительства Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 745 "Об утверждении федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)".
Система мероприятий подпрограммы направлена на проведение разграничения государственной собственности на землю и создание автоматизированной системы управления недвижимостью на уровне Республики Марий Эл.
Настоящая подпрограмма предусматривает координацию разноплановых мероприятий нормативно-методического, организационного, производственного, технического, образовательного характера и деятельности органов государственной власти, государственных организаций и служб - Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Республике Марий Эл, комитетов по управлению муниципальным имуществом, органов архитектуры и градостроительства. Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Марий Эл, Государственного учреждения юстиции Республики Марий Эл по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в процессе
разграничения государственной собственности на землю, проводимую специально уполномоченным органом - Министерством государственного имущества Республики Марий Эл.
Особое место занимают задачи, связанные с внедрением специального программного обеспечения по управлению земельными участками и иной недвижимостью, разграничением государственной собственности на землю, проведением инвентаризации земель, межеванием земель, установлением границ особо охраняемых территорий, уточнением планово-картографических материалов и проведением других мероприятий по землеустройству в соответствии с законодательством, что невозможно осуществить без привлечения средств федерального, республиканского и местных бюджетов.
{Раздел 1 в редакции: постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.06.2010 года N 168}
2. Цели и задачи подпрограммы
Целями подпрограммы являются:
проведение разграничения государственной собственности на землю: на собственность Российской Федерации, собственность Республики Марий Эл и собственность муниципальных образований;
организация эффективного управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений на базе современных автоматизированных систем и информационных технологий.
Основными задачами подпрограммы являются:
создание на территории Республики Марий Эл единой системы государственного учета объектов недвижимости на базе земельного кадастра;
создание автоматизированной системы управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений;
формирование предварительных перечней земельных участков, подлежащих отнесению к федеральной собственности, собственности Республики Марий Эл и собственности муниципальных образований;
постановка на государственный кадастровый учет земельных участков всех форм собственности и связанных с ними объектов недвижимого имущества;
разработка и совершенствование нормативной правовой базы в области реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений;
создание автоматизированных банков данных о земельных участках и связанных с ними объектах недвижимого имущества (зданиях и сооружениях, участках лесного фонда Республики Марий Эл, участках недр, обособленных водных объектах) как единого государственного информационного ресурса;
развертывание программно-технических комплексов, современных отечественных информационных технологий и программных средств, средств защиты информации, обеспечивающих автоматизацию процессов формирования, учета, оценки, управления и распоряжения землей и иным недвижимым имуществом;
организация и проведение подготовки и переподготовки кадров, обеспечивающих государственный кадастровый учет земли и иных объектов недвижимости, оценку земель и управление недвижимостью на уровне области и муниципальных образований.
3. Сроки и основные этапы выполнения подпрограммы
Подпрограмма рассчитана на 5 лет и реализуется в три этапа.
На I этапе (2003 - 2004 годы) планируется проведение мероприятий по разграничению государственной собственности на землю в части формирования сведений о земельных участках, на которых расположено недвижимое имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности и приватизированное из нее, а также предоставленное органам государственной власти и местного самоуправления, их территориальным органам, государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям, иным некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти и местного самоуправления.
Будет внедрена автоматизированная система управления недвижимостью, начато развертывание программно-технических комплексов поддержки информационных баз данных о недвижимости и соответствующей информационно-технической инфраструктуры.
На II этапе (2004 - 2005 годы) продолжается проведение мероприятий по разграничению государственной собственности на землю и вводу в автоматизированные базы данных информации о земельных участках, на которых расположено недвижимое имущество. Начнется процесс разграничения государственной собственности на земли сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, водного фонда, участков недр, обороны, особо охраняемых территорий и другие.
Завершается внедрение автоматизированной системы управления недвижимостью и поддерживающих ее программно-технических комплексов, будет проведена подготовка кадров в системе государственного и муниципального управления недвижимостью.
На 3 этапе (2006 -2007 годы) планируется завершить реализацию основных мероприятий подпрограммы в части разграничения государственной собственности на земли всех категорий, формирование перечней земель, находящихся в собственности Российской Федерации, Республики Марий Эл, муниципальных образований; создать информационно-техническую базу управления государственной и муниципальной недвижимостью; укомплектовать систему управления профессиональными кадрами.