ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2010 года N 164
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"
{Акт утратил силу: постановлением Правительства Республики Марий Эл от 28.02.2014 года N 84}
{Изменения и дополнения:
постановление Правительства Республики Марий Эл от 25.01.2011 года N 20;
постановление Правительства Республики Марий Эл от 02.03.2011 года N 64;
постановление Правительства Республики Марий Эл от 20.05.2011 года N 161;
постановление Правительства Республики Марий Эл от 21.07.2011 года N 217;
постановление Правительства Республики Марий Эл от 05.12.2011 года N 388;
постановление Правительства Республики Марий Эл от 02.03.2012 года N 62;
постановление Правительства Республики Марий Эл от 28.05.2012 года N 178;
постановление Правительства Республики Марий Эл от 19.09.2012 года N 360;
постановление Правительства Республики Марий Эл от 08.04.2013 года N 95;
постановление Правительства Республики Марий Эл от 31.12.2013 года N 458}
Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Марий Эл на период до 2020 года" (далее - Программа).
2. Финансирование Программы начиная с 2010 года осуществлять в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра экономического развития и торговли Республики Марий Эл Милосердову С.И.
{Пункт 3 в редакции:
постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.07.2011 года N 217;
постановления Правительства Республики Марий Эл от 08.04.2013 года N 95}
Глава Правительства Республики Марий Эл Л. Маркелов
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"
ПАСПОРТ республиканской целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Марий Эл на период до 2020 года"
Наименование Программы | республиканская целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Марий Эл на период до 2020 года" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) |
Руководитель Программы (государственный заказчик) | Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл |
Основной разработчик Программы | Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл |
Основные цели Программы | перевод экономики республики на энергоэффективный путь развития; |
Основные задачи Программы | создание нормативно-правовых, организационных и экономических условий энергосбережения; |
Сроки реализации Программы | - 2010 - 2020 годы |
Перечень основных мероприятий Программы | оснащение зданий, сооружений организаций и жилищного фонда приборами учета потребления энергоресурсов; |
Исполнители основных мероприятий Программы | государственные органы Республики Марий Эл и государственные учреждения Республики Марий Эл (далее - государственные организации Республики Марий Эл) ; |
товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, управляющие организации, иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие многоквартирным домом (далее - управляющие компании) (по согласованию); | |
Объемы и источники финансирования Программы | общий объем финансирования Программы составляет 5 608 360,0 тыс. рублей, в том числе: |
Система организации управления и контроля за исполнением Программы | управление реализацией Программы и контроль за ходом ее исполнения осуществляет Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 апреля 2007 г. N 92 "О порядке разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ Республики Марий Эл"; |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | снижение потребления ТЭР; |
{Паспорт в редакции:
постановления Правительства Республики Марий Эл от 25.01.2011 года N 20;
постановления Правительства Республики Марий Эл от 02.03.2011 года N 64;
постановления Правительства Республики Марий Эл от 02.03.2012 года N 62;
постановления Правительства Республики Марий Эл от 28.05.2012 года N 178;
постановления Правительства Республики Марий Эл от 19.09.2012 года N 360;
постановления Правительства Республики Марий Эл от 08.04.2013 года N 95;
постановления Правительства Республики Марий Эл от 31.12.2013 года N 458}
Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" поставлена задача - снизить к 2020 году энергоемкость валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40 процентов по сравнению с 2007 годом за счет рационального использования энергии и энергетических ресурсов.
Целью энергетической политики Правительства Республики Марий Эл является максимально эффективное использование топливно-энергетических ресурсов для устойчивого роста экономики и качества жизни населения республики.
Энергетическая эффективность выражается в сокращении потребления энергии на выполнение одного и того же объема работ: освещения, обогрева, производства какого-либо товара. Для потребителей энергетическая эффективность означает меньшие затраты на коммунальные услуги, для страны - экономию ресурсов, для экологии - ограничение выбросов в атмосферу парниковых газов, для энергокомпаний - снижение рискованных затрат на дорогое строительство в условиях роста потребления топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР).
Существенные потери тепла и ресурсов происходят при эксплуатации инженерных систем и оборудования. Причинами являются неэффективная загрузка мощностей, когда установленная мощность котельной существенно превышает ее фактическую нагрузку по выработке тепловой энергии, и повышенный износ энергетического оборудования, сложившийся в результате недофинансирования статьи расходов предприятия "капитальный ремонт".
Энергосберегающие меры являются альтернативным инвестиционным решением строительству новых источников энергии и требуют в 2,5 - 8 раз меньше затрат, необходимых для создания аналогичных генерирующих мощностей, вследствие значительного потенциала энергосбережения.
Недостаточными темпами ведется работа по повсеместному внедрению средств учета и контроля всех видов ресурсов, без чего в принципе невозможно их эффективное использование.
Вследствие несовершенства хозяйственных отношений остается неразвитым рынок оказания услуг по оптимизации потребляемых энергоресурсов, отсутствуют четкие правовые механизмы деятельности саморегулируемых организаций в сфере энергоаудита.
Снижение энергоемкости экономики за счет внедрения инновационных технологий остается на крайне низком уровне. И это далеко не полный перечень тех проблем, которые делают неэффективным государственное управление в данной сфере.
Рост ставок тарифов на тепловую и электрическую энергию, цен на газ, опережающий уровень инфляции, приводит к снижению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, повышению расходов бюджетов всех уровней на энергообеспечение жилых домов, организаций социальной сферы, увеличению коммунальных платежей населения. Все эти негативные последствия приводят к необходимости экономии энергоресурсов и актуальности проведения целенаправленной политики энергосбережения.
Вопросы экологии и дефицита топливно-энергетических ресурсов обуславливают необходимость разрабатывать и внедрять технологии использования альтернативных топливных ресурсов и возобновляемых источников энергии.
Развитие получают нетрадиционные источники энергии (биогаз, биомасса). Биомасса - органическая субстанция, формирующаяся в результате деятельности живых или недавно живших организмов, либо хозяйственной деятельности человека. Компонентами биомассы являются отходы лесной переработки, органические отходы растениеводства и животноводства, органические фракции канализационных стоков. Получение биогаза из органических отходов крупного рогатого скота, свиней и птицы позволит обеспечить независимость сельскохозяйственных комплексов и объектов их инфраструктуры от внешних энергетических сетей.
В целях повышения энергетической эффективности ресурсов предусматривается расширение использования альтернативных местных видов топлива.
В энергетической стратегии России на период до 2020 года отмечается, что торфяная отрасль, благодаря низкой трудоемкости и энергоемкости добычи топливного торфа, простоте транспортных схем и коротким расстояниям вывозки, сохраняет конкурентоспособность по сравнению с другими видами ввозимого твердого топлива.
По состоянию на 1 января 2009 г. на территории Республики Марий Эл расположены 457 торфяных месторождений, площадь которых в границах промышленной глубины 55 277,1 гектара, с ресурсами торфа в количестве 197,5 млн. тонн при 40 - процентной влажности.
Для использования торфа в качестве топлива имеются все условия:
значительные запасы торфа, исходного сырья для производства брикета;
действующие торфяные предприятия с производственными мощностями (открытое акционерное общество "Ронгинское торфобрикетное предприятие" - 30,0 тыс. тонн в год и открытое акционерное общество "Параньгинское торфопредприятие" 20,0 тыс. тонн в год);
производство топлива в непосредственной близости от потребителя взамен завозного каменного угля, что снижает транспортные расходы;
развитие собственного производства, которое обеспечивает занятость населения.
Использование местных видов топлива, прежде всего, торфа, древесины позволит существенно снизить тариф на тепловую энергию (по некоторым оценкам в 3 раза), а также потребление в республике природного газа в энергетических целях на 14 процентов. Использование всех имеющихся на территории республики твердых бытовых отходов позволит сэкономить 12 процентов природного газа. Но все эти технологии также требуют серьезных интеллектуальных, технологических, временных и финансовых затрат.
В целях осуществления мероприятий по сокращению ресурсопотребления на территории Республики Марий Эл приняты:
Закон Республики Марий Эл от 23 июня 2004 года N 23-3 "О республиканской целевой программе "Развитие теплоэнергетического комплекса Республики Марий Эл на 2004-2010 годы";
распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 27 февраля 2009 г. N 90-р "О Концепции повышения эффективности энергопотребления в организациях бюджетной сферы Республики Марий Эл на период до 2012 года". В рамках реализации данной Концепции органами исполнительной власти Республики Марий Эл разработаны и утверждены ведомственные целевые программы и планы мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности до 2012 года.
Для выполнения задач по энергосбережению и повышению энергетической эффективности необходимо принятие следующих мер:
установление запретов на использование энергорасточительных технологий;
экономическое стимулирование повышения эффективности использования природного газа;
введение маркировки энергопотребляющих оборудования и машин по уровню (классу) энергетической эффективности при установлении обязательности такой маркировки;
стимулирование использования организациями всех отраслей экономики возобновляемых источников энергии, а также экологических и энергоэффективных технологий;
стимулирование развития энергетического аудита путем разработки и (или) внедрения специальных проектов, реализуемых в рамках поддержки малого бизнеса;
ликвидация к 2012 году государственной поддержки безучетного пользования энергоресурсами путем оснащения приборами учета расхода энергии потребителей розничного рынка, в первую очередь бытовых потребителей;
развитие автоматизированных систем коммерческого учета электрической и тепловой энергии розничного рынка;
внедрение специальных мер повышения энергетической эффективности жилищно-коммунального хозяйства.
В рамках реализации Программы предусматривается осуществить следующие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры:
организационные:
проведение энергетического аудита;
анализ предоставления качества услуг электро-, тепло-, газо- и водоснабжения;
анализ договоров электро-, тепло-, газо- и водоснабжения жилых, многоквартирных домов на предмет выявления положений договоров, препятствующих реализации мер по повышению энергетической эффективности;
оценка аварийности и потерь в тепловых, электрических и водопроводных сетях;
переход на когенерацию электрической и тепловой энергии;
оптимизация режимов работы энергоисточников, количества котельных и их установленной мощности с учетом корректировок схем энергоснабжения, местных условий и видов топлива;
технические и технологические мероприятия:
разработка технико-экономических обоснований на внедрение энергосберегающих технологий в целях привлечения внебюджетного финансирования;