Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июня 2010 года N 164

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

{Акт утратил силу: постановлением Правительства Республики Марий Эл от 28.02.2014 года N 84}

{Изменения и дополнения:
постановление Правительства Республики Марий Эл от 25.01.2011 года N 20;
постановление Правительства Республики Марий Эл от 02.03.2011 года N 64;
постановление Правительства Республики Марий Эл от 20.05.2011 года N 161;

     постановление Правительства Республики Марий Эл от 21.07.2011 года N 217;
     постановление Правительства Республики Марий Эл от 05.12.2011 года N 388;
     постановление Правительства Республики Марий Эл от 02.03.2012 года N 62;
     постановление Правительства Республики Марий Эл от 28.05.2012 года N 178;
     постановление Правительства Республики Марий Эл от 19.09.2012 года N 360;
постановление Правительства Республики Марий Эл от 08.04.2013 года N 95;
постановление Правительства Республики Марий Эл от 31.12.2013 года N 458}

Правительство Республики Марий Эл постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Марий Эл на период до 2020 года" (далее - Программа).

2. Финансирование Программы начиная с 2010 года осуществлять в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра экономического развития и торговли Республики Марий Эл Милосердову С.И.

{Пункт 3 в редакции:

постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.07.2011 года N 217;

постановления Правительства Республики Марий Эл от 08.04.2013 года N 95}

Глава Правительства Республики Марий Эл Л. Маркелов

     УТВЕРЖДЕНА
     постановлением Правительства Республики Марий Эл
     от 18 июня 2010 г. N 164

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"
ПАСПОРТ республиканской целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Марий Эл на период до 2020 года"


Наименование Программы

республиканская целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Марий Эл на период до 2020 года" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон)

Руководитель Программы (государственный заказчик)

Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл

Основной разработчик Программы

Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл

Основные цели Программы

перевод экономики республики на энергоэффективный путь развития;
максимально эффективное использование топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) и научно-технического потенциала для повышения качества жизни населения республики;

 государственный контроль за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности

Основные задачи Программы

создание нормативно-правовых, организационных и экономических условий энергосбережения;

 внедрение передовых энергосберегающих технологий;

 снижение расходов на потребляемые энергоресурсы;

 установка приборов потребителям ТЭР и их стимулирование к экономии энергоресурсов;

 сокращение потерь при транспо ртировке тепловой и электрической энергии;

 обеспечение энергетической эффективности зданий, сооружений организаций и жилищного фонда;

 организация форм государственной поддержки в области энергосбережения и повышенияэнергетической эффективности;

 привлечение инвестиций в энергосбережение;

 формирование информационной среды для обеспечения мероприятий по энергосбережению

Сроки реализации Программы

- 2010 - 2020 годы

Перечень основных мероприятий Программы

оснащение зданий, сооружений организаций и жилищного фонда приборами учета потребления энергоресурсов;

 проведение энергетических обследований и паспортизация объектов;

 реализация энергосервисных договоров;

 учет используемых энергоресурсов согласно договорам поставки и (или) купли-продажи;

 вовлечение возобновляемых источников энергии в процессы повышения энергетической эффективности и энергосбережения;

 создание образовательных программ, повышение эффективности пропаганды энергосбережения

Исполнители основных мероприятий Программы

государственные органы Республики Марий Эл и государственные учреждения Республики Марий Эл (далее - государственные организации Республики Марий Эл) ;

 федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Поволжский государственный технологический университет" (по согласованию);

 федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Марийский государственный университет" (по согласованию);

 открытое акционерное общество "Марийскгражданпроект - базовый территориальный проектный институт" (по согласованию);

 закрытое акционерное общество "Проектный институт "Агропроект" (по согласованию);

 организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности:
 филиал "Мариэнерго" открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (по согласованию);

 муниципальное унитарное предприятие "Йошкар - Олинская теплоэлектроцентраль N 1" муниципального образования "Город Йошкар-Ола" (по согласованию);

 филиал "Марий Эл и Чувашии" открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 5" (по согласованию);

 общество с ограниченной ответственностью "Марикоммунэнерго" (по согласованию);

 открытое акционерное общество "Энергия" (по согласованию);

 общество с ограниченной  ответственностью "Газпром газораспределение Йошкар-Ола" (по согласованию);

 муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" г. Йошкар-Олы" муниципального образования "Город Йошкар-Ола" (по согласованию);

 федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Марий Эл" (по согласованию);

 органы местного самоуправления в Республике Марий  Эл (по согласованию);

товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, управляющие организации, иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие многоквартирным домом (далее - управляющие компании) (по согласованию);

 субъекты малого и среднего предпринимательства (по согласованию);

 предприятия реального сектора экономики (по согласованию);

 Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл (по согласованию);

Объемы и источники финансирования Программы

общий объем финансирования Программы составляет 5 608 360,0 тыс. рублей, в том числе:
 2010 год - 120 246,9 тыс. рублей
 2011 год - 323 614,5 тыс. рублей
 2012 год - 319 945,5 тыс. рублей
 2013 год - 842 708,9 тыс. рублей
 2014 год - 366 549,2 тыс. рублей
 2015 год - 626 993,8 тыс. рублей
 2016 год - 615 170,3 тыс. рублей
 2017 год - 579 757,4 тыс. рублей
 2018 год - 601 495,1 тыс. рублей
 2019 год - 601 698,0 тыс. рублей
 2020 год - 610 180,4 тыс. рублей;

 в том числе:
 за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл - 297 924,3 тыс. рублей:
 2010 год - 23 694,3 тыс. рублей
 2011 год - 30 415,0 тыс. рублей
 2012 год - 39 218,6 тыс. рублей
 2013 год - 11 027,7 тыс. рублей
 2014 год - 828,0 тыс. рублей
 2015 год - 0 тыс. рублей
 2016 год - 0 тыс. рублей
 2017 год - 61 033,5 тыс. рублей
 2018 год - 49 792,4 тыс. рублей
 2019 год - 44 965,6 тыс. рублей
 2020 год - 36 949,2 тыс. рублей;

 в том числе за счет средств:
 предусмотренны х законом Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год и на плановый период - 216 006,3 тыс. рублей:
 2010 год - 2 207,1 тыс. рублей
 2011 год - 4 949,8 тыс. рублей
 2012 год - 13 638,1 тыс. рублей
 2013 год - 1 642,6 тыс. рублей
 2014 год - 828,0 тыс. рублей
 2015 год - 0 тыс. рублей
 2016 год - 0 тыс. рублей
 2017 год - 61 033,5 тыс. рублей
 2018 год - 49 792,4 тыс. рублей
 2019 год - 44 965,6 тыс. рублей
 2020 год - 36 949,2 тыс. рублей;

 сметных назначений и субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл - 81 918,0 тыс. рублей:
 2010 год - 21 487,2 тыс. рублей
 2011 год - 25 465,2 тыс. рублей
 2012 год - 25 580,5 тыс. рублей
 2013 год - 9 385,1 тыс. рублей
 2014 год - 0 тыс. рублей
 2015 год - 0 тыс. рублей
 2016 год - 0 тыс. рублей
 2017 год - 0 тыс. рублей
 2018 год - 0 тыс. рублей
 2019 год - 0 тыс. рублей
 2020 год - 0 тыс. рублей;

 за счет средств федерального бюджета (при условии выделения средств из федерального бюджета) -
 48 429,7 тыс. рублей:
 2010 год - 0 тыс. рублей
 2011 год - 2 824,2 тыс. рублей
 2012 год - 45 605,5 тыс. рублей
 2013 год - 0 тыс. рублей
 2014 год - 0 тыс. рублей
 2015 год - 0 тыс. рублей
 2016 год - 0 тыс. рублей
 2017 год - 0 тыс. рублей
 2018 год - 0 тыс. рублей
 2019 год - 0 тыс. рублей
 2020 год - 0 тыс. рублей;

 за счет средств внебюджетных источников финансирования (при условии выделения средств из внебюджетных источников) - 5 262 006,0 тыс. рублей:
 2010 год - 96 552,6 тыс. рублей
 2011 год - 290 375,3 тыс. рублей
 2012 год - 235 121,4 тыс. рублей
 2013 год - 831 681,2 тыс. рублей
 2014 год - 365 721,2 тыс. рублей
 2015 год - 626 993,8 тыс. рублей
 2016 год - 615 170,3 тыс. рублей
 2017 год - 518 723,9 тыс. рублей
 2018 год - 551 702,7 тыс. рублей
 2019 год - 556 732,4 тыс. рублей
 2020 год - 573 231,2 тыс. рублей".

Система организации управления и контроля за исполнением Программы

управление реализацией Программы и контроль за ходом ее исполнения осуществляет Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 апреля 2007 г. N 92 "О порядке разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ Республики Марий Эл";

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

снижение потребления ТЭР;

 экономия денежных средств потребителей ТЭР;

 модернизация зданий, сооружений бюджетной сферы и жилищного фонда;

 формирование общественного сознания в пользу энергосбережения

{Паспорт в редакции:

постановления Правительства Республики Марий Эл от 25.01.2011 года N 20;

постановления Правительства Республики Марий Эл от 02.03.2011 года N 64;

постановления Правительства Республики Марий Эл от 02.03.2012 года N 62;

постановления Правительства Республики Марий Эл от 28.05.2012 года N 178;

постановления Правительства Республики Марий Эл от 19.09.2012 года N 360;

постановления Правительства Республики Марий Эл от 08.04.2013 года N 95;

постановления Правительства Республики Марий Эл от 31.12.2013 года N 458}

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" поставлена задача - снизить к 2020 году энергоемкость валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40 процентов по сравнению с 2007 годом за счет рационального использования энергии и энергетических ресурсов.

Целью энергетической политики Правительства Республики Марий Эл является максимально эффективное использование топливно-энергетических ресурсов для устойчивого роста экономики и качества жизни населения республики.

Энергетическая эффективность выражается в сокращении потребления энергии на выполнение одного и того же объема работ: освещения, обогрева, производства какого-либо товара. Для потребителей энергетическая эффективность означает меньшие затраты на коммунальные услуги, для страны - экономию ресурсов, для экологии - ограничение выбросов в атмосферу парниковых газов, для энергокомпаний - снижение рискованных затрат на дорогое строительство в условиях роста потребления топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР).

Существенные потери тепла и ресурсов происходят при эксплуатации инженерных систем и оборудования. Причинами являются неэффективная загрузка мощностей, когда установленная мощность котельной существенно превышает ее фактическую нагрузку по выработке тепловой энергии, и повышенный износ энергетического оборудования, сложившийся в результате недофинансирования статьи расходов предприятия "капитальный ремонт".

Энергосберегающие меры являются альтернативным инвестиционным решением строительству новых источников энергии и требуют в 2,5 - 8 раз меньше затрат, необходимых для создания аналогичных генерирующих мощностей, вследствие значительного потенциала энергосбережения.

Недостаточными темпами ведется работа по повсеместному внедрению средств учета и контроля всех видов ресурсов, без чего в принципе невозможно их эффективное использование.

Вследствие несовершенства хозяйственных отношений остается неразвитым рынок оказания услуг по оптимизации потребляемых энергоресурсов, отсутствуют четкие правовые механизмы деятельности саморегулируемых организаций в сфере энергоаудита.

Снижение энергоемкости экономики за счет внедрения инновационных технологий остается на крайне низком уровне. И это далеко не полный перечень тех проблем, которые делают неэффективным государственное управление в данной сфере.

Рост ставок тарифов на тепловую и электрическую энергию, цен на газ, опережающий уровень инфляции, приводит к снижению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, повышению расходов бюджетов всех уровней на энергообеспечение жилых домов, организаций социальной сферы, увеличению коммунальных платежей населения. Все эти негативные последствия приводят к необходимости экономии энергоресурсов и актуальности проведения целенаправленной политики энергосбережения.

Вопросы экологии и дефицита топливно-энергетических ресурсов обуславливают необходимость разрабатывать и внедрять технологии использования альтернативных топливных ресурсов и возобновляемых источников энергии.

Развитие получают нетрадиционные источники энергии (биогаз, биомасса). Биомасса - органическая субстанция, формирующаяся в результате деятельности живых или недавно живших организмов, либо хозяйственной деятельности человека. Компонентами биомассы являются отходы лесной переработки, органические отходы растениеводства и животноводства, органические фракции канализационных стоков. Получение биогаза из органических отходов крупного рогатого скота, свиней и птицы позволит обеспечить независимость сельскохозяйственных комплексов и объектов их инфраструктуры от внешних энергетических сетей.

В целях повышения энергетической эффективности ресурсов предусматривается расширение использования альтернативных местных видов топлива.

В энергетической стратегии России на период до 2020 года отмечается, что торфяная отрасль, благодаря низкой трудоемкости и энергоемкости добычи топливного торфа, простоте транспортных схем и коротким расстояниям вывозки, сохраняет конкурентоспособность по сравнению с другими видами ввозимого твердого топлива.

По состоянию на 1 января 2009 г. на территории Республики Марий Эл расположены 457 торфяных месторождений, площадь которых в границах промышленной глубины 55 277,1 гектара, с ресурсами торфа в количестве 197,5 млн. тонн при 40 - процентной влажности.

Для использования торфа в качестве топлива имеются все условия:

значительные запасы торфа, исходного сырья для производства брикета;

действующие торфяные предприятия с производственными мощностями (открытое акционерное общество "Ронгинское торфобрикетное предприятие" - 30,0 тыс. тонн в год и открытое акционерное общество "Параньгинское торфопредприятие" 20,0 тыс. тонн в год);

производство топлива в непосредственной близости от потребителя взамен завозного каменного угля, что снижает транспортные расходы;

развитие собственного производства, которое обеспечивает занятость населения.

Использование местных видов топлива, прежде всего, торфа, древесины позволит существенно снизить тариф на тепловую энергию (по некоторым оценкам в 3 раза), а также потребление в республике природного газа в энергетических целях на 14 процентов. Использование всех имеющихся на территории республики твердых бытовых отходов позволит сэкономить 12 процентов природного газа. Но все эти технологии также требуют серьезных интеллектуальных, технологических, временных и финансовых затрат.

В целях осуществления мероприятий по сокращению ресурсопотребления на территории Республики Марий Эл приняты:

Закон Республики Марий Эл от 23 июня 2004 года N 23-3 "О республиканской целевой программе "Развитие теплоэнергетического комплекса Республики Марий Эл на 2004-2010 годы";

постановление Правительства Республики Марий Эл от 13 марта 2009 г. N 62 "Об утверждении республиканской адресной программы "Поэтапный переход на отпуск коммунальных ресурсов потребителям по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов" на 2009 - 2011 годы";

распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 27 февраля 2009 г. N 90-р "О Концепции повышения эффективности энергопотребления в организациях бюджетной сферы Республики Марий Эл на период до 2012 года". В рамках реализации данной Концепции органами исполнительной власти Республики Марий Эл разработаны и утверждены ведомственные целевые программы и планы мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности до 2012 года.

Для выполнения задач по энергосбережению и повышению энергетической эффективности необходимо принятие следующих мер:

установление запретов на использование энергорасточительных технологий;

экономическое стимулирование повышения эффективности использования природного газа;

введение маркировки энергопотребляющих оборудования и машин по уровню (классу) энергетической эффективности при установлении обязательности такой маркировки;

стимулирование использования организациями всех отраслей экономики возобновляемых источников энергии, а также экологических и энергоэффективных технологий;

стимулирование развития энергетического аудита путем разработки и (или) внедрения специальных проектов, реализуемых в рамках поддержки малого бизнеса;

ликвидация к 2012 году государственной поддержки безучетного пользования энергоресурсами путем оснащения приборами учета расхода энергии потребителей розничного рынка, в первую очередь бытовых потребителей;

развитие автоматизированных систем коммерческого учета электрической и тепловой энергии розничного рынка;

внедрение специальных мер повышения энергетической эффективности жилищно-коммунального хозяйства.

Энергосбережение в организациях коммунальной инфраструктуры


В рамках реализации Программы предусматривается осуществить следующие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры:

организационные:

проведение энергетического аудита;

анализ предоставления качества услуг электро-, тепло-, газо- и водоснабжения;

анализ договоров электро-, тепло-, газо- и водоснабжения жилых, многоквартирных домов на предмет выявления положений договоров, препятствующих реализации мер по повышению энергетической эффективности;

оценка аварийности и потерь в тепловых, электрических и водопроводных сетях;

переход на когенерацию электрической и тепловой энергии;

оптимизация режимов работы энергоисточников, количества котельных и их установленной мощности с учетом корректировок схем энергоснабжения, местных условий и видов топлива;

технические и технологические мероприятия:

разработка технико-экономических обоснований на внедрение энергосберегающих технологий в целях привлечения внебюджетного финансирования;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»