Действующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ НА 2010 - 2012 ГОДЫ" (с изменениями на: 19.12.2011)

 3.2.4. Розничная торговля

Благоприятная экономическая конъюнктура, сложившаяся в последние годы, позитивная динамика основных макроэкономических показателей, поступление на рынок отечественных и импортных товаров в объемах, обеспечивающих платежеспособный спрос населения, реализация конкурентной политики в Республике Марий Эл способствуют улучшению уровня жизни населения и ускорению развития оборота розничной торговли.

Развитие розничной торговли находится в непосредственной зависимости от состояния других секторов экономики, уровня денежных доходов и платежеспособности населения.

На сегодняшний день в розничной торговле Республики Марий Эл сохраняются стабильная ситуация с удовлетворением спроса населения на основные продовольственные и непродовольственные товары, высокий уровень товарной насыщенности рынка.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл, по состоянию на 1 января 2010 г. в Республике Марий Эл насчитывалось 4 433 предприятия в сфере торговли, в том числе 1 793 организации малого предпринимательства. Занятость в отрасли торговли по итогам 2009 года составила 19,4 тыс. человек, или 9,3 процента от общей среднесписочной численности работающих в организациях Республики Марий Эл, из них 13,2 тыс. человек, трудящихся в малом бизнесе.

На покупку товаров в 2009 году приходилось 71,3 процента всех денежных доходов среднестатистического жителя Республики Марий Эл.

В развитии розничной торговли наблюдаются следующие положительные тенденции: рост числа предприятий, стабильный рост оборота розничной торговли, снижение доли продажи товаров на рынках, устойчивое насыщение торговой сети основными продовольственными и непродовольственными товарами.

Развитие розничной торговли Республики Марий Эл основывается на повышении уровня обслуживания потребителей, безопасности и качества продовольственных товаров, обеспечении защиты прав потребителей.

На современном этапе розничная торговля входит в число ведущих отраслей экономики, формирующих валовой региональный продукт. Розничный товарооборот за 2009 год составил 39,9 млрд. рублей с ростом к 2008 году в сопоставимых ценах на 0,1 процента.

Несмотря на быстрые темпы роста розничного товарооборота в последние годы, по объемам на душу населения в 2009 году Республика Марий Эл по-прежнему отстает от общероссийского показателя в 1,8 раза (55,8 процента).

Розничная торговля Республики Марий Эл отличается высокой долей частной собственности. Предприятия негосударственного сектора за 2009 год сформировали 97,3 процента розничного товарооборота.

Полностью удовлетворяется растущий спрос на товары и услуги, население стабильно и бесперебойно обеспечивается необходимыми продовольственными и промышленными товарами.

В 2009 году изменилась структура продаж: удельный вес продовольственных товаров составил 51,1 процента в общем объеме оборота розничной торговли, непродовольственных товаров - 48,9 процента. При этом населению за 2009 год реализовано продовольственных товаров на 3,3 процента больше, чем за 2008 год.

В Республике Марий Эл работают операторы розничной сети межрегионального уровня: "Перекресток", "Магнит", "Эльдорадо", "М.Видео", "Детский мир", "Евросеть", "585" и др. Тенденция роста сетевой торговли создает дополнительные возможности расширения рынка, повышает прозрачность торговых операций, увеличивает налоговые поступления, позволяет внедрять современные, передовые технологии, расширяет географию сбыта для производителей. Сетевая торговля способствует развитию конкуренции, стимулирует производителей повышать качество продаваемых товаров. Активное развитие розничной торговли объективно сопровождается появлением крупных торговых сетевых структур. Решаются проблемы соблюдения типизации и рационального размещения торговой сети, развиваются предприятия торговли в формате "удобного магазина", расположенного в радиусе территориальной и пешеходной доступности населения. Крупными продовольственными супермаркетами и универсамами, оснащенными современным оборудованием, являются "Наш" (удельный вес общества с ограниченной ответственностью "Универсал" в общем розничном товарообороте 2009 года 8,2 процента), "Кувшинка" (общество с ограниченной ответственностью ТКП "Жемчуг" - 1,1 процента), "Перекресток" (общество с ограниченной ответственностью "Сладкая жизнь Н.Н." - 0,9 процента), "Радуга" (общество с ограниченной ответственностью "Радуга" - 0,8 процента).

В условиях растущей конкуренции торговые предприятия приближаются к европейскому уровню не только внешне, но и по уровню обслуживания, ассортименту предлагаемых товаров. Ими активно внедряются прогрессивные формы реализации товаров с применением самообслуживания, оборудования для считывания штрих-кода и методы обслуживания: продажа по предварительным заказам, образцам, каталогам, с использованием дисконтных карт, осуществление торговли в кредит, проведение сезонных распродаж, акций, предоставление услуг по доставке товара на дом, установке сложнобытовой техники. Количество покупателей, пользующихся услугами таких предприятий, возрастает, предпочитая свободный выбор товара традиционному "через прилавок".

В отношении мелкорозничной торговли наблюдается постепенное сокращение этого сегмента рынка в пользу стационарной сети при сохранении социально значимых объектов, оказывающих традиционные для этого вида торговли услуги населению, особенно в местах отдыха, парках, скверах. Причины многообразны: во-первых, это уровень обслуживания, который не устраивает жителей; во-вторых, рыночные комплексы под открытым небом попадают под места застройки новых жилых массивов; в-третьих, именно среди внемагазинных форм продажи чаще всего обнаруживаются грубейшие нарушения правил торговли, с которыми очень сложно бороться. Поэтому на ближайшую перспективу планируется сокращение мини-рынков, ларьков, павильонов и киосков. При этом обязательно будут сохраняться павильоны специальной сети: "Мороженое", "Союзпечать", "Цветы", так как они удобны и востребованы населением.

Сформировавшаяся на потребительском рынке Республики Марий Эл конкурентная среда позволяет сделать вывод о том, что на данном рынке отсутствует доминирование отдельных крупных сетевых торговых структур.

Одной из приоритетных задач развития розничной торговли в Республике Марий Эл является задача обеспечения малообеспеченных слоев населения недорогими товарами, в связи с чем для пенсионеров действует система скидок в розничных магазинах.

Появление новых хозяйствующих субъектов повышает уровень конкуренции в розничной торговле Республики Марий Эл, создает конкуренцию крупным предприятиям, стимулируя их рыночную активность, а также позволяет использовать высвобождаемые последними факторы производства (недвижимость, оборудование, рабочую силу), снижать остроту ряда социальных проблем (обеспечение рабочих мест, насыщение розничной торговли).

В настоящее время потребительские товары реализуются как в магазинах предприятий розничной торговли, так и на рынках, при этом активность стихийных форм торговли на рынках постепенно снижается. Это связано с ростом организованной торговой деятельности вследствие объединения и укрепления предприятий и приведения розничных рынков в соответствие с законодательной базой. В 2009 году продажа товаров на розничных рынках составила 2,3 млрд. рублей, или 5,7 процента от общего оборота розничной торговли. Оборот розничной торговли организаций и предпринимателей, осуществляющих деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), за 2009 год составил 94,3 процента.

Факторами, сдерживающими развитие розничной торговли, являются:

несовершенство договорных отношений между поставщиками и торговыми сетями, диспропорции в балансе интересов торговых сетей и организаций-поставщиков;

отсутствие схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях Республики Марий Эл;

(в ред. постановления Правительства Республики Марий Эл от 22.07.2011 N 218)

недостаточность правового и нормативно-методического обеспечения структурной политики в развитии предпринимательства в сфере торговли;

отсутствие равных возможностей по привлечению кредитов и формирование поставщиками цены;

отсутствие поддержки программного размещения объектов торговли с продукцией местных производителей продуктов питания;

неразвитость логистической структуры, которая создает проблему сбыта для производителей сельскохозяйственной продукции.

С целью формирования устойчивой конкурентной среды в сфере розничной торговли, создания условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары, торговые услуги в широком ассортименте, по доступным ценам и в пределах территориальной доступности при гарантированном качестве и безопасности необходимо:

обеспечение в сфере потребительского рынка баланса интересов потребителей, предпринимателей и государства на основе совершенствования правового регулирования, форм и методов координации и контроля, развития механизмов саморегулирования рынка;