Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ИНВЕСТИЦИИ И ИННОВАЦИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2014-2020 ГОДЫ"

Раздел 1. Характеристика текущего состояния социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры


Важным фактором успешного социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также – автономный округ), повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономики является наличие эффективно функционирующей системы государственного стратегического управления.

Нарастающая глобализация мировой экономики и сохраняющаяся высокая зависимость экономического развития автономного округа от конъюнктуры на мировых рынках энергоресурсов повышают требования к точности и своевременности среднесрочных и долгосрочных прогнозов, ставят задачу создания систем "предупреждения", предполагающих возможность своевременной разработки и реализации мер, обеспечивающих сохранение заданной траектории социально-экономического развития.

Стратегический подход к управлению социально-экономическим развитием автономного округа в целом, а также в отдельных секторах экономики, повышает значимость разработки долгосрочного прогноза социально-экономического развития, являющегося основой для планирования деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа и определения основных параметров долгосрочных бюджетных проектировок с учетом демографических и социально-экономических тенденций развития.

Важным шагом на пути формирования системы государственного стратегического управления является регламентация процессов государственного управления.

В систему стратегического управления автономного округа входят действующие целеполагающие документы:

1. Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства автономного округа от 22 марта 2013 года N 101-рп (далее также – Стратегия 2030), которая закрепляет систему мер государственного управления, опирается на долгосрочные приоритеты и направлена на развитие человеческого капитала и повышение качества жизни населения автономного округа в результате осуществления позитивных структурных изменений в экономике.

2. На основании схемы территориального планирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 24 декабря 2007 года N 349-п, муниципальными образованиями автономного округа разрабатываются схемы территориального планирования и генеральные планы муниципальных образований автономного округа.

3. Государственные программы автономного округа.

В основе системы стратегического управления лежит оценка фактического состояния социально-экономического положения автономного округа.

Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в автономном округе в 2012 году, характеризовалась сохранением позитивных тенденций в социальной сфере и отраслях реального сектора экономики.

По предварительной оценке объем валового регионального продукта увеличился на 0,68%. По итогам года прирост инвестиций в сопоставимых ценах - 5,2%. Увеличены объемы производства сельского хозяйства на 6,2 %, строительства жилья на 34,9%. Увеличился оборот розничной торговли на 8,8%.

В 2012 году объем промышленного производства составил 2,8 трлн. рублей, индекс промышленного производства - 98% к уровню 2011 года. Снижение индекса промышленного производства связано со снижением индекса в "добыче полезных ископаемых", которая в структуре промышленного производства занимает более 90%. При этом в 2012 году на территории автономного округа добыто нефти 259,9 млн. тонн, что на 1,2% ниже уровня 2011 года, что связанно с объективными изменениями в структуре извлекаемых запасов месторождений, с недостатком ресурсных мощностей из-за постепенного истощения старых месторождений, замедления темпа ввода в эксплуатацию новых месторождений. Тем не менее, темпы снижения объемов добычи нефти замедлились с 7 млн. тонн в 2009 году до 3 млн. тонн в 2012 году. В среднесрочном периоде ежегодный тренд на снижение сохранится в объеме всего 1,0%.

Реальный сектор экономики по итогам 2012 года достиг результатов: в лесопромышленном комплексе увеличилось производство новых видов продукции: древесных плит на 14,7%; плит МДФ на 58%, малоэтажных деревянных домов на 13,2%, дверных блоков на 41,6%, в агропромышленном комплексе с 2010 года наблюдается прирост продукции по всем направлениям.

Повышается роль в экономике автономного округа малого предпринимательства, за 2012 год:

на 2% увеличилось количество субъектов малого и среднего предпринимательства, 64% созданных малых предприятий организованы молодыми людьми;

на 8,1% увеличился оборот субъектов малого и среднего предпринимательства, составив 369,1 млрд. рублей;

на 1% увеличилось количество работающих, малым бизнесом создано 5857 новых рабочих мест.

По итогам года достигнут высокий уровень жилищного строительства. Впервые с 1989 года введено более 1 миллиона кв. м жилья.

Положительным результатам способствовала инвестиционная политика, проводимая в автономном округе. В 2012 году в автономный округ инвестировано 669,9 млрд. рублей.

Рынок труда продемонстрировал положительные тенденции:

снижение уровня регистрируемой безработицы до 0,6% от экономически активного населения (в Российской Федерации - 1,4%) – это самый низкий уровень за всю историю автономного округа;

создание временных и постоянных рабочих мест 28,5 тыс. единиц, в том числе 5,9 тыс. субъектами малого бизнеса.

По итогам 2012 года международное агентство Standard&Poor's в марте 2013 года подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг эмитента автономного округа "ВВВ" и рейтинг по национальной шкале на уровне "ruAAA". Прогноз изменения рейтингов - "Стабильный".

По анализу ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации, проведенному Министерством регионального развития Российской Федерации, по итогам января-декабря 2012 года автономный округ по сводному индексу социально-экономического развития занял 2 место среди субъектов Российской Федерации (2011 год - 3 место в рейтинге субъектов Российской Федерации).

По итогам 2012 года автономный округ сохранил свои лидирующие позиции среди субъектов Российской Федерации:

I МЕСТО:

по добыче нефти;

по производству электроэнергии.