Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 октября 2013 года N 394-п

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА 2014-2020 ГОДЫ"

[Документ признан утратившим силу
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 года N 415-п]

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, во исполнение постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2013 года N 247-п "О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", учитывая распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 июня 2013 года N 321-рп "О перечне государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Управление государственными финансами в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014- 2020 годы".

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.

     Губернатор
     Ханты-Мансийского
     автономного округа - Югры
     Н.В.Комарова

 Приложение
     к постановлению Правительства
     Ханты-Мансийского
     автономного округа - Югры
     от 3 октября 2013 года N 394-п

Паспорт государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - государственная программа)

Наименование государственной
программы

Управление государственными финансами в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014-2020 годы

Дата утверждения государственной программы
(наименование и номер соответствующего
нормативного акта)

постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от "___"_______
2013 года N ___-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Управление государственными финансами в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре
на 2014-2020 годы"

Ответственный исполнитель
государственной программы

Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – Депфин Югры)

Соисполнители государственной программы

нет

Цель государственной программы

обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления государственными финансами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – автономный округ)

Задачи государственной программы

1. Долгосрочное бюджетное планирование.
2. Нормативное правовое регулирование в сфере бюджетного процесса и его совершенствование.
3. Обеспечение своевременного контроля в финансово-бюджетной сфере.
4. Эффективное управление государственным долгом автономного округа.
5. Формирование единого информационного пространства в сфере управления общественными финансами

Подпрограммы и (или) отдельные мероприятия

Подпрограмма I "Организация бюджетного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
Подпрограмма II "Управление государственным долгом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
Подпрограмма III "Создание и развитие регионального сегмента гос ударственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".

Целевые показатели государственной программы (показатели непосредственных результатов)

1. Наличие долгосрочной бюджетной стратегии.
2. Снижение процента отклонения фактического объема налоговых и неналоговых доходов бюджета автономного округа (без учета доходов от налога на прибыль организаций, доходов от размещения временно свободных средств бюджета автономного округа, штрафов, санкций, возмещения ущерба) за отчетный год от первоначально утвержденного плана с 9% до 5,5%.
3. Увеличение доли главных администраторов бюджетных средств автономного округа, имеющих оценку качества финансового менеджмента выше средней, с 52% до 60%.
4. Увеличение доли бюджетных ассигнований, предусмотренных за счёт средств бюджета автономного округа в рамках государственных программ автономного округа, в общих расходах бюджета автономного округа, с 94% до 98%.
5. Процент исполнения бюджетных мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, не ниже 100%.
6. Отсутствие нарушений получателями бюджетных кредитов сроков их возврата и платы за пользование бюджетными кредитами.
7. Отсутствие нарушений сроков исполнения гарантом государственных гарантий автономного округа.
8. Соответствие объема финансового обеспечения, отраженного в плане государственных закупок, утвержденному объему бюджетных ассигнований для осуществления закупок на очередной финансовый год и плановый период.
9. Достижение доли расходов бюджета автономного округа на обслуживание государственного долга в объеме расходов бюджета автономного округа, за исключением средств, предоставляемых из бюджета Российской Федерации, до 3,2%.
10. Достижение отношения годовой суммы платежей на погашение и обслуживание государственного долга автономного округа к доходам бюджета автономного округа до 7,3%.
11. Достижение отношения государственного долга автономного округа к доходам бюджета автономного округа, без учета безвозмездных поступлений, до 36,5%.
12. Увеличение доли юридически значимых электронных документов в общем объеме документооборота в финансово-хозяйственной деятельности организаций сектора государственного управления автономного округа с 50% до 70%.
13. Сохранение доли главных распорядителей средств бюджета автономного округа и муниципальных образований автономного округа, представивших отчетность в сроки, установленные Депфином Югры, на уровне 100%.
14. Увеличение доли муниципальных образований автономного округа, у которых муниципальные учреждения обеспечены возможностью доступа к региональному сегменту государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в автономном округе, с 0% до 100%.
15. Сохранение доли размещенной в сети Интернет информации в общем объеме обязательной к размещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и автономного округа на уровне 100%.
16. Сохранение обеспеченности программно-техническими средствами специалистов Депфина Югры в объеме, достаточном для исполнения должностных обязанностей, на уровне не ниже 100%

Сроки реализации
государственной программы

2014-2020

Финансовое обеспечение государственной программы

общий объем финансирования государственной программы за счет средств бюджета автономного округа составляет - 44 251 543,6 тыс. рублей, в том числе:
2014 - 1 963 963,3 тыс. рублей;

2015 - 3 358 227,2 тыс. рублей;

2016 - 5 476 836,2 тыс. рублей;

2017 - 8 141 398,1 тыс. рублей;

2018 - 8 651 890,7 тыс. рублей;

2019 - 8 754 373,5 тыс. рублей;

2020 - 7 904 854,6 тыс. рублей

Ожидаемые
результаты реализации
государственной программы (показатели конечных результатов)

1. Достижение исполнения первоначальных плановых назначений по налоговым и неналоговым доходам (без учета налога на прибыль организаций, доходов от размещения временно свободных средств бюджета автономного округа, штрафов, санкций, возмещения ущерба) на уровне не менее 100%.
2. Исполнение расходных обязательств автономного округа за отчетный финансовый год в размере не менее 95% от бюджетных ассигнований, утвержденных законом о бюджете автономного округа.
3. Повышение средней оценки качества финансового менеджмента главных администраторов средств бюджета автономного округа с 73,9 до 81.
4. Снижение количества нарушений законодательства Российской Федерации и автономного округа в финансово-бюджетной сфере, соблюдение финансовой дисциплины.
5. Достижение объема государственного долга автономного округа на уровне, не превышающем 2,1% валового регионального продукта (далее - ВРП).
6. Формирование единого информационного пространства и осуществление интеграции информационных потоков в сфере управления общественными финансами автономного округа.

Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы реализации государственной программы


Эффективное, ответственное и прозрачное управление государственными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, и достижения других стратегических целей социально-экономического развития автономного округа.

Система управления государственными финансами автономного округа постоянно и динамично развивается в соответствии с приоритетами, устанавливаемыми как на федеральном, так и региональном уровне. Задачами первостепенной важности на всех этапах бюджетных реформ оставались соблюдение бюджетного законодательства и безусловное исполнение бюджетных обязательств. В результате реализации комплекса мероприятий Правительством автономного округа по реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 июля 2005 года N 138-п, бюджетный процесс в автономном округе был переориентирован на решение проблем повышения эффективности функционирования государственного сектора экономики. В систему управления государственными финансами стали внедряться такие инструменты бюджетного планирования, как

мониторинг состояния общественного сектора экономики;

введение формализованных методик распределения основных межбюджетных трансфертов;

внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, включая разработку целевых программ автономного округа и ведомственных целевых программ, переход от сметного финансирования учреждений к финансовому обеспечению государственных заданий на оказание государственных услуг;

переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, утверждению бюджета автономного округа и местных бюджетов на очередной финансовый год и плановый период в формате "скользящей трехлетки";

создание системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета автономного округа.

Одновременно с процессом реформирования системы государственных финансов была проведена реформа местного самоуправления и разграничение полномочий, позволившие четко определить сферы ответственности органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, а также выстроить формализованную систему взаимоотношений между ними (включая систему распределения межбюджетных трансфертов).

Дальнейшее реформирование общественного сектора экономики автономного округа шли в направлении расширения горизонта бюджетного планирования, внедрения отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений, повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа, повышения качества оказания государственных услуг. В результате реформы системы финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг и совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений в настоящее время в правовом статусе казённых функционирует 95 государственных и 319 муниципальных учреждений, в статусе бюджетных - 125 государственных и 859 муниципальных учреждений, в статусе автономных – 30 государственных и 228 муниципальных учреждений.

Автономный округ стал одним из первых субъектов Российской Федерации, осуществивших переход к среднесрочному финансовому планированию путем составления бюджета автономного округа на очередной финансовый год и на плановый период по принципу "скользящей трехлетки". Утверждение трехлетнего бюджета позволяет формулировать среднесрочные приоритетные задачи развития автономного округа, оценивать необходимые ресурсы для их реализации и определять возможные источники этих ресурсов.

При формировании бюджета на очередной финансовый год и плановый период введена практика подготовки главными распорядителями обоснований бюджетных ассигнований (ОБАС), в которых указываются данные о динамике планируемых бюджетных расходов, а также приводятся значения показателей, характеризующих непосредственный результат осуществления расходов и конечный результат деятельности главного распорядителя в отчетном году и плановом периоде.

Комплекс мероприятий по совершенствованию системы организации государственного управления в автономном округе, реализованный при осуществлении административной реформы и реализации программы "Электронная Югра", позволил оптимизировать функции исполнительных органов государственной власти автономного округа и ввести механизмы противодействия коррупции в сферах деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа, обеспечить получение населением информации о деятельности государственных органов в автономном округе, повысить качество и доступность государственных услуг, оказываемых исполнительными органами государственной власти автономного округа, частично организовать предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме. По ряду государственных услуг были внедрены административные регламенты в исполнительных органах государственной власти автономного округа; модернизирована система информационного обеспечения исполнительных органов государственной власти автономного округа.

В настоящее время большое внимание уделяется обеспечению прозрачности и открытости бюджетного процесса. На официальном веб-сайте www.depfin.admhmao.ru размещается информация о его деятельности на всех стадиях бюджетного процесса. Информация об исполнении и плановых показателях бюджета автономного округа также передается в автоматизированную информационную систему (далее - АИС) "Мониторинг Югра" и АИС "Финансовый паспорт Уральского федерального округа", порталы данных систем имеют открытый доступ в сети Интернет. В рамках полномочий финансового органа субъекта Российской Федерации Депфин Югры организует и обеспечивает работу по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях на официальном сайте www.bus.gov.ru.

В автономном округе утверждена Концепция управления государственным долгом и Методика планирования долговых обязательств автономного округа и определения критериев по долгу автономного округа, создан резервный фонд, необходимый для сглаживания колебаний доходов бюджета автономного округа, урегулированы вопросы прогнозирования временных кассовых разрывов, создана система мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета автономного округа, обеспечен системный подход к решению проблемы кредиторской задолженности государственных учреждений автономного округа.

Результаты и достижения реформ в сфере управления общественными финансами в автономном округе получили высокую оценку Министерства финансов Российской Федерации. По результатам мониторинга финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований за 2009-2011 годы автономный округ вошел в число субъектов Российской Федерации с высоким и надлежащим качеством организации бюджетного процесса.

В 2011-2013 годах развитие бюджетной системы автономного округа продолжилось в рамках целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 8 июня 2011 года N 207-п.

По большинству направлений ее реализации был достигнут существенный прогресс.

Несмотря на поступательное развитие в последние годы нормативного правового регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений, к настоящему времени процесс формирования целостной системы управления государственными финансами в автономном округе еще не завершен. В настоящее время сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, в том числе:

отсутствие целостной системы стратегического планирования и, соответственно, слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием;

недостаточность трехлетнего горизонта социально-экономического прогнозирования и бюджетного планирования;

отсутствие нормативно-методического обеспечения и практики долгосрочного бюджетного планирования;

ограниченность практики использования в качестве основного инструмента для достижения целей государственной политики и основы для бюджетного планирования государственных программ;

сохранение условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов при, в целом, низкой мотивации органов государственной власти и органов местного самоуправления к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов;

отсутствие оценки экономических последствий принимаемых решений и, соответственно, неимение ответственности;

обособленность планирования "текущих" (постоянных) и "инвестиционных" бюджетных расходов, размывающая ответственность за достижение результатов государственной политики, что, прежде всего, проявляется в ограничении возможностей перераспределения при составлении проекта бюджета автономного округа органами исполнительной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа ассигнований между "текущими" и "инвестиционными" расходами, в результате чего может складываться ситуация, при которой предусматривается строительство новых объектов без планирования "текущих" расходов на их функционирование, а также без анализа необходимости этих объектов для достижения заявленных целей;

отсутствие единого регистра государственных услуг на основе базовых, ведомственных перечней государственных услуг, утвержденных на уровне Российской Федерации, и сформированных на их основе государственных заданий;

разрозненность информационных систем, используемых для целей государственного и муниципального управления, в том числе в сфере управления государственными (муниципальными) финансами;

недостаточная степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.

Управление государственными финансами автономного округа в незначительной степени продолжает оставаться ориентированным на установление и обеспечение соблюдения формальных процедур, не создавая устойчивых стимулов и инструментов для повышения эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств в увязке с целями и результатами государственной политики.

Бюджетная система автономного округа переходит на программный принцип планирования и исполнения бюджетов. Достижение запланированных стратегических целей будет осуществляться на основе государственных программ автономного округа. Инструментом финансового обеспечения, синхронизации целей и задач государственных программ автономного округа станет Бюджетная стратегия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период 2030 года (далее – Бюджетная стратегия автономного округа).

Долгосрочное бюджетное планирование направлено на усиление роли бюджета в развитии экономики, обеспечение устойчивого экономического роста, определение приоритетов в бюджетной политике, выявление проблем и рисков в бюджетной системе и разработку мероприятий по их устранению.

В соответствии со статьей 270 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый контроль осуществляют контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации.

Контроль осуществляется за операциями с бюджетными средствами получателей средств бюджета автономного округа, средствами администраторов источников финансирования дефицита бюджета автономного округа, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов и государственных гарантий условий выделения, получения, целевого использования.

До 2012 года государственный финансовый контроль осуществлялся Депфином Югры.

В 2012 году в связи с созданием в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 22 сентября 2012 года N 356-п Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – Юграконтроль) полномочие по осуществлению государственного финансового контроля с 19 октября 2012 года было передано от Депфина Югры Юграконтролю.

Мероприятия по осуществлению государственного финансового контроля Контрольно-ревизионным управлением Депфина Югры осуществлялись на основании годового плана контрольных мероприятий на 2012 год, в том числе путем проведения внеплановых проверок.

Контрольные мероприятия проведены в отношении исполнения бюджетов 5 муниципальных образований автономного округа, 7 исполнительных органов государственной власти автономного округа, 5 государственных учреждений автономного округа.

По материалам проведенных контрольных мероприятий в адрес муниципальных образований, руководителей исполнительных органов государственной власти автономного округа, руководителей государственных учреждений автономного округа направлены представления и предписания для принятия мер по устранению выявленных нарушений.

Успешная реализация положений основных направлений государственной долговой политики автономного округа на среднесрочную перспективу в сочетании с благоприятной для автономного округа внешнеэкономической конъюнктурой и устойчивым экономическим ростом в предшествующий докризисный период позволили существенно снизить объем государственного долга автономного округа по отношению к ВРП, уровень которого в настоящее время находится ниже (0,5%) по сравнению с другими регионами Российской Федерации.

Государственный долг автономного округа по состоянию на 1 января 2013 года составил 2 373,4 млн. рублей или 1,6% к доходам бюджета автономного округа без учета безвозмездных поступлений. Государственный долг состоит из облигационных займов в сумме 2 000,0 млн. рублей и государственных гарантий автономного округа в сумме 373,4 млн. рублей.

В настоящее время реализация мероприятий, направленных на исполнение указов Президента Российской Федерации, приведет к росту государственного долга в период с 2014 по 2019 годы, что потребует решения следующих задач:

обеспечение постоянного доступа на рынки капитала на приемлемых условиях;

дальнейшее развитие регионального рынка ценных бумаг;

снижение стоимости заимствований.

Максимальный уровень государственного долга придется на 2018 и 2019 годы 44,1% и 44,2% от доходов бюджета автономного округа, без учета безвозмездных поступлений, 2,5% от ВРП соответственно.

В целях обеспечения оптимизации управления государственным долгом автономного округа государственной программой предусматривается реализация мер, направленных на обеспечение приемлемого и экономически обоснованного объема и структуры государственного долга автономного округа, сокращение стоимости обслуживания.

Начиная с 2020 года долговая политика автономного округа будет направлена на сокращение долговых обязательств. На погашение долговых обязательств будут направлены средства от поступления сверхплановых доходов бюджета автономного округа, а так же рассмотрена возможность изменения налоговой политики автономного округа в части уменьшения налоговых льгот.

Планируемыми результатами реализации государственной программы являются: снижение общего объема государственного долга автономного округа до 2,1% от ВРП; поддержание устойчивости бюджета автономного округа при неблагоприятном изменении внешнеэкономической конъюнктуры.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»