ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 08 июня 2011 года N 207-п
О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА ПЕРИОД ДО 2013 ГОДА"
[Документ с изменениями внесенными
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.09.2012 года N 360-п
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.11.2012 года N 456-п]
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р, постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 ноября 2007 года N 306-п "О целевых и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", в целях повышения эффективности функционирования бюджетного сектора экономики, оптимизации деятельности публично-правовых образований при выполнении государственных (муниципальных) функций и оказания государственных услуг, обеспечения финансовой устойчивости и сбалансированности бюджетной системы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в долгосрочной перспективе Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
1. Утвердить целевую программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Повышение эффективности бюджетных расходов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2013 года" (прилагается).
2. Определить государственным заказчиком - координатором целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Повышение эффективности бюджетных расходов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2013 года" Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
21. Поручить Департаменту экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа Югры осуществить предусмотренные законодательством Российской Федерации действия для заключения с победителем открытого конкурса долгосрочного государственного контракта, предметом которого является выполнение научно-исследовательской работы по теме "Совершенствование порядка оценки бюджетной, социальной и экономической эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот".
[пункт 21 дополнен Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.09.2012 года N 360-п]
3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Новости Югры".
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры Н.В.Комарова
[приложение изменено
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.09.2012 года N 360-п
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.11.2012 года N 456-п]
Наименование целевой программы | повышение эффективности бюджетных расходов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2013 года |
Дата принятия решения о разработке целевой программы | ноябрь 2010 года |
Разработчик целевой программы | Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
Государственный заказчик - координатор целевой программы | Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
Цель и задачи целевой программы | целью программы являются повышение эффективности функционирования бюджетного сектора экономики, оптимизация деятельности публично-правовых образований при выполнении государственных (муниципальных) функций и оказании государственных (муниципальных) услуг, обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности бюджетной системы в долгосрочной персп ективе. |
Ожидаемые непосредственные результаты реализации целевой программы | 1. Снижение уровня дифференциации бюджетной обеспеченности поселений с 2 до 1,5 раз. |
Сроки реализации целевой программы | 2011- 2013 годы |
Перечень подпрограмм | отсутствует |
Объем и источники финансирования целевой программы | объем финансирования мероприятий целевой программы из бюджета автономного округа составит 28,9 млн. рублей, в том числе по годам: |
Ожидаемые конечные результаты реализации целевой программы (показатели социально-экономической эффективности) | 1. Рост доли населения, удовлетворенного качеством оказания государственных услуг, с 60% |
Система управления общественными финансами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – автономный округ) постоянно и динамично развивается в соответствии с приоритетами, устанавливаемыми как на федеральном, так и региональном уровне. Задачами первостепенной важности на всех этапах бюджетных реформ оставались соблюдение бюджетного законодательства и безусловное исполнение бюджетных обязательств. В результате реализации комплекса мероприятий Правительством автономного округа по реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах (постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 июля 2005 года N 138-п) бюджетный процесс в автономном округе был переориентирован на решение проблем повышения эффективности функционирования государственного и муниципального секторов экономики. В систему управления общественными финансами стали внедряться такие инструменты бюджетного планирования как:
инвентаризация действующих расходных обязательств,
мониторинг состояния общественного сектора экономики,
бюджетирование, ориентированное на результат,
разработка целевых программ автономного округа и ведомственных целевых программ.
Одновременно с процессом реформирования системы общественных финансов была проведена реформа местного самоуправления и разграничение полномочий, позволившие четко определить сферы ответственности органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований, а также выстроить формализованную систему взаимоотношений между ними (включая систему распределения межбюджетных трансфертов).
Дальнейшие реформы общественного сектора экономики автономного округа шли в направлении внедрения отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений, расширения горизонта бюджетного планирования, повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа, повышения качества оказания государственных услуг.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра стал одним из первых субъектов Российской Федерации, осуществивших переход к среднесрочному финансовому планированию путем составления бюджета автономного округа на очередной финансовый год и на плановый период по принципу "скользящей трехлетки". Утверждение трехлетнего бюджета позволяет формулировать среднесрочные приоритетные задачи развития автономного округа, оценивать необходимые ресурсы для их реализации и определять возможные источники этих ресурсов.
При формировании бюджета на очередной финансовый год и плановый период введена практика подготовки главными распорядителями обоснований бюджетных ассигнований (ОБАС), в которых указываются данные о динамике планируемых бюджетных расходов, а также приводятся значения показателей, характеризующих непосредственный результат осуществления расходов и конечный результат деятельности главного распорядителя в отчетном году и плановом периоде.
Комплекс мероприятий по совершенствованию системы организации государственного управления в автономном округе, реализованный при осуществлении административной реформы и реализации программы "Электронная Югра", позволил оптимизировать функции исполнительных органов государственной власти автономного округа и ввести механизмы противодействия коррупции в сферах деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа, обеспечить получение жителями информации о деятельности государственных органов в автономном округе, повысить качество и доступность государственных услуг, оказываемых исполнительными органами государственной власти автономного округа, частично организовать предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме. По ряду государственных услуг были внедрены административные регламенты в исполнительных органах государственной власти автономного округа; модернизирована система информационного обеспечения исполнительных органов государственной власти автономного округа.
В части управления государственным долгом в автономном округе утверждена Концепция управления государственным долгом и Методика планирования долговых обязательств автономного округа и определения критериев по долгу автономного округа, создан резервный фонд, необходимый для сглаживания колебаний доходов бюджета автономного округа, урегулированы вопросы прогнозирования временных кассовых разрывов, создана система мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета автономного округа, обеспечен системный подход к решению проблемы кредиторской задолженности государственных учреждений автономного округа.
Для обеспечения реформы бюджетных учреждений распоряжением Губернатора автономного округа от 7 июля 2010 года N 231-рг утвержден План мероприятий автономного округа по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", во исполнение которого были приняты все необходимые нормативные правовые акты автономного округа. Результаты и достижения реформ системы организации и осуществления бюджетного процесса в автономном округе получили высокую оценку Министерства финансов Российской Федерации. По результатам мониторинга финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований за 2009 год автономный округ вошел в число субъектов Российской Федерации с высоким качеством организации бюджетного процесса.
Вместе с тем, процесс реформирования выявил ряд нерешенных проблем, требующих принятия дополнительных мер по совершенствованию и повышению эффективности организации бюджетного процесса в автономном округе.
Экономический кризис 2008 - 2009 годов оказал существенное негативное воздействие на экономику автономного округа. Доходы бюджета автономного округа продемонстрировали высокую волатильность, сократившись в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 21,5% - со 139 млрд. руб. до 109 млрд. руб.
Несмотря на принятие базовых стратегических документов (в частности, Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, (распоряжение Правительства автономного округа от 14 ноября 2008 года N 491-рп)), бюджетная политика автономного округа не всегда увязана со стратегическими целями и приоритетами социально-экономического развития автономного округа.
Финансовое обеспечение государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) осуществляется по принципу, близкому к сметному финансированию, и не созданы условия для обеспечения равных возможностей для участия негосударственных и немуниципальных организаций в оказании социально значимых услуг населению.
Сохраняется определенная избыточность государственного имущества, которое не связано с решением вопросов, относящихся к компетенции органов государственной власти автономного округа.
Задача организации эффективного финансового контроля также является актуальной на данном этапе.
Решение этих задач требует координации деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа, а также их взаимодействия с муниципальными образованиями. Наиболее оптимальной формой выполнения необходимого комплекса мероприятий по решению указанных проблем является целевая программа автономного округа "Повышение эффективности бюджетных расходов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2013 года".
Цель и задачи программы приведены в паспорте целевой программы.
Для оценки эффективности целевой программы используется система целевых показателей (приложение к целевой программе).
1. Мероприятия задачи "Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы автономного округа"
Основным инструментом для решения этой проблемы является проведение исполнительными органами государственной власти автономного округа соответствующей бюджетной политики, направления которой будут зафиксированы в долгосрочной бюджетной стратегии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В долгосрочной бюджетной стратегии будут сформулированы приоритетные задачи, дана оценка необходимых ресурсов для их выполнения, а также определены возможные источники обеспечения этих ресурсов. Разработка долгосрочных бюджетных прогнозов повышает обоснованность принимаемых решений, и позволяет всесторонне оценить их отдаленные последствия, отказавшись от традиционного подхода к распределению бюджетных ассигнований на основе индексации расходов предшествующих лет.
Экономика Ханты-Мансийского автономного округа - Югры имеет ярко выраженную монопрофильную структуру, где добыча полезных ископаемых составляет более 85% в общем объеме промышленного производства.
В целях обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы автономного округа, повышения эффективности функционирования организаций топливно-энергетического сектора, основываясь на соблюдении баланса между интересами государства и бизнеса путем выбора оптимальной налоговой политики, необходимо разработать финансово-экономическую модель налогового режима для данного сектора экономики Югры.
Разработка финансово-экономической модели позволит обеспечить:
создание стабильного, предсказуемого налогового режима, учитывающего различия в горно-геологических условиях недропользования и местонахождения участков недр, а также состояние экономической конъюнктуры;
переход к налогообложению, стимулирующему рост объемов производства, развитие и эффективное использование сырьевой базы топливно-энергетического комплекса.
1.2. Повышение точности прогнозирования доходов бюджета автономного округа.
В 2007 - 2010 годах отклонение поступлений налоговых и неналоговых доходов (без учета налога на прибыль организаций) автономного округа от соответствующего прогноза, в среднем, составили по абсолютной величине 23,0%, а отклонение поступлений налога на прибыль – 44,5%.
Такой уровень точности прогнозирования не является приемлемым и требует реализации мер по его повышению.
1.3. Обеспечение соответствия принимаемых расходных обязательств целям и приоритетам государственной бюджетной политики автономного округа.
В законодательстве автономного округа не до конца формализован механизм принятия новых расходных обязательств, что создает условия для необоснованного их роста и усложняет решение задачи эффективного достижения целей социально-экономического развития автономного округа, установленных в Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года.
Для чего необходимо разработать порядок конкурсного распределения принимаемых расходных обязательств Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
[Абзац 3 пункта 1.3 изменен Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.09.2012 года N 360-п]
1.4. Ожидаемые результаты.
Реализация мероприятий по обеспечению долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры позволит:
обеспечить увязку системы стратегического и бюджетного планирования в долгосрочной перспективе;
закрепить приоритеты государственной бюджетной политики автономного округа на долгосрочную перспективу;
сформировать региональное налоговое законодательство, способствующее созданию благоприятной экономической среды для функционирования топливно-энергетического комплекса;