(с изменениями на 3 октября 2019 года)
(в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры от 07.04.2017 N 132-п, от 03.10.2019 N 361-п)
В соответствии с Федеральными законами от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 июня 2006 года N 64-оз "О регулировании отдельных отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия" Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
постановляет:
(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 03.10.2019 N 361-п)
Утвердить:
1. Концепцию сохранения и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2030 года (далее - Концепция) (приложение 1).
(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 07.04.2017 N 132-п)
2. План мероприятий по реализации Концепции (приложение 2).
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА
КОНЦЕПЦИЯ СОХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (ДАЛЕЕ - КОНЦЕПЦИЯ)
(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 07.04.2017 N 132-п)
В Концепции представлен анализ современного состояния объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (далее - объекты культурного наследия) в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - автономный округ), определены основные направления их сохранения и использования, принципы, этапы и прогнозируемые результаты, а также показатели эффективности реализации Концепции.
В Концепции применяются термины и определения, установленные Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Международным сообществом признана необходимость обеспечения эффективной охраны и сохранения культурного наследия. Тематика культурного наследия и разнообразия приобретает особую актуальность в рамках объявленного Генеральной ассамблеей ООН Международного десятилетия сближения культур (2013 - 2022).
ЮНЕСКО и другими международными организациями приняты основополагающие документы:
"Декларация принципов международного культурного сотрудничества" (1966 г.), Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.), "Мексиканская декларация о культурной политике" (1982 г.), Доклад Всемирной комиссии по культуре и развитию "Наше творческое разнообразие" (1996 г.), "Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии" (2001 г.), Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003 г.), Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005 г.), Решение Совета глав Правительств СНГ "О Концепции сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в сфере культуры" (2011 г.), устанавливающие единые принципы и подходы к охране и сохранению культурного наследия. Международные правовые акты обязывают государства принимать активные меры по выявлению, охране, сохранению и передаче будущим поколениям культурного наследия.
Конституцией Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации, а также доступ граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам.
В нормативных правовых документах, определяющих стратегические направления развития культуры и социальной сферы в Российской Федерации до 2020 и на период до 2030 годов (Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года N 326-р, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666, Стратегия развития культуры в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденная постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 мая 2013 года N 185-п, Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 марта 2013 года N 101-рп), особое внимание уделяется вопросам сохранения культурного наследия, которое рассматривается в качестве одного из основных факторов, способствующих развитию культурного и духовно-нравственного потенциала населения; важнейшего ресурса для воспитания и образования подрастающего поколения; значимого ресурса для развития культурно-познавательного туризма.
Таким образом, сфера сохранения и использования объектов культурного наследия на современном этапе не должна замыкаться на решении узкопрофессиональных вопросов. В свою очередь активное включение объектов культурного наследия в процесс социально-экономического развития общества предполагает более широкие возможности для обеспечения их сохранности.
Целью Концепции является определение приоритетных направлений развития системы сохранения и рационального использования объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2030 года.
Задачи Концепции:
1. Характеристика современной ситуации в сфере сохранения и использования объектов культурного наследия автономного округа, анализ результатов четырехлетней работы в этой сфере (2013 - 2016 годы).
2. Определение наиболее эффективных механизмов реализации деятельности по сохранению и использованию объектов культурного наследия автономного округа.
3. Определение этапов реализации Концепции, ожидаемых результатов и показателей деятельности по сохранению и использованию объектов культурного наследия автономного округа.
4. Формирование плана мероприятий по реализации Концепции на период до 2020 года.
Концепция реализуется в соответствии с принципами:
1) историко-культурной значимости (приоритетными в этом отношении являются объекты культурного наследия XVIII - XIX в.в., а также объекты культурного наследия, которые находятся на грани утраты);
2) историзма (предусматривает сохранение объектов культурного наследия, представляющих основные этапы истории автономного округа: объектов культурного наследия древнейшего и средневекового исторического периодов на территории автономного округа, объектов культурного наследия, раскрывающих культуру и быт русского старожильческого населения севера Западной Сибири, коренных малочисленных народов Севера автономного округа);
3) отражения типологического и стилистического многообразия объектов культурного наследия (предполагает сохранение различных типов объектов культурного наследия, характерных для территории севера Западной Сибири (жилые и общественные здания, церковные сооружения));
4) социально-экономическим принципом (выражается в том, что при прочих равных условиях предпочтение отдается тем объектам культурного наследия, сохранение и реставрация которых создает возможность перспективного их использования для развития туризма и музейной деятельности, а также другие условия для активизации развития местной экономики).
Тема сохранения уникального культурного наследия, целостной региональной среды в единстве ее природного и культурного ландшафта определена в качестве одного из приоритетных направлений культурной политики до 2020 года и на период до 2030 года в Стратегии развития культуры в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2020 года и на период до 2030 года (постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 мая 2013 года N 185-п). Объекты культурного наследия рассматриваются в том числе и как "особый и очень важный экономический ресурс региона", который может стать основой развития сферы культуры и туризма на территории округа, "одновременно он может стать одним из перспективных направлений развития местной экономики и стимулирования развития социальной инфраструктуры".
По данным государственного учета на 1 января 2017 года в автономном округе находятся объекты, подлежащие государственной охране:
988 объектов культурного наследия федерального значения;
136 объектов культурного наследия регионального значения;
19 объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;
4 444 выявленных объекта культурного наследия.
Состав объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в зависимости от видовой принадлежности:
памятники - 1 102;
ансамбли - 17;
достопримечательные места - 24.
Количественное распределение объектов культурного наследия по районам автономного округа следующее:
Белоярский район: памятники - 12, ансамбли - 2, достопримечательные места - 1;
Березовский район: памятники - 46, ансамбли - 6, достопримечательные места - 5;
Кондинский район: памятники - 5, ансамбли - 0, достопримечательные места - 0;
Нефтеюганский район: памятники - 221, ансамбли - 5, достопримечательные места - 1;
Нижневартовский район: памятники - 3, ансамбли - 1, достопримечательные места - 2;
Октябрьский район: памятники - 12, ансамбли - 1, достопримечательные места - 0;
Сургутский район: памятники - 743, ансамбли - 1, достопримечательные места - 15;
Ханты-Мансийский район: памятники - 60, ансамбли - 1, достопримечательные места - 0.
Спецификой историко-культурного наследия автономного округа является значительное преобладание среди объектов культурного наследия памятников археологии, которые составляют более 90% от всего числа объектов культурного наследия автономного округа. Объекты и выявленные объекты археологического наследия - 5430.