ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 03 ноября 2011 года N 418-п
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ОТ 8 ИЮЛЯ 2010 ГОДА N 160-П "О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "НОВАЯ ШКОЛА ЮГРЫ НА 2010 - 2013 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 сентября 2013 года N 378-п
____________________________________________________________________
В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 61 "О федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы", Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 года N 107-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 ноября 2007 года N 306-п "О целевых и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", в целях обеспечения механизмов преемственности в реализации мер по модернизации системы образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, совершенствования механизмов реализации целевой программы "Новая школа Югры на 2010 - 2013 годы" Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 8 июля 2010 года N 160-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Новая школа Югры на 2010 - 2013 годы" следующие изменения:
1.1. В заголовке, пункте 1 слова "2010 - 2013 годы" дополнить словами "и на период до 2015 года".
1.2. Пункт 3 признать утратившим силу.
1.3. Приложение изложить в следующей редакции:
"Приложение
к постановлению Правительства
автономного округа
от 8 июля 2010 года N 160-п
Паспорт целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Новая школа Югры на 2010 - 2013 годы и на период до 2015 года"
Наименование программы | Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Новая школа Югры на 2010 - 2013 годы и на период до 2015 года" (далее - Программа в соответствующем падеже) |
Дата принятия решения о разработке Программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта) | |
Разработчик Программы | Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
Дата утверждения Программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта) * | Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 8 июля 2010 года N 160-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Новая школа Югры на 2010 – 2013 годы" |
Государственный заказчик - координатор Программы | Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
Государственные заказчики Программы | Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; |
Цель Программы | повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики региона, современным потребностям общества и каждого жителя Югры |
Ожидаемые непосредственные результаты реализации Программы | 1) увеличение охвата услугами дошкольного образования детей раннего возраста (от 0 до 3-х лет), до 20 %; |
Сроки реализации Программы | 2010 - 2015 годы |
Перечень подпрограмм | инновационное развитие образования; |
Объемы и источники финансирования Программы | 70 555 862,00 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (показатели социально- экономической эффективности) | увеличение доли детей в возрасте от трех до семи лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в общей численности детей от трех до семи лет, до 92%; |
Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА
Стратегическая цель долгосрочного развития автономного округа - обеспечить сохранение его ведущей роли в общероссийской экономике как необходимой основы для повышения качества жизни, благосостояния, формирования установки на постоянное проживание в округе современных и будущих жителей Югры. Образование в этом контексте признается ключевым ресурсом инновационного развития региона.
Практика реализации мероприятий, направленных на модернизацию образовательного процесса и обновление материально-технической базы учреждений образования в соответствии с современными требованиями, показала необходимость объединения приоритетов для обеспечения развития образования Югры в единой программе.
В Югре на 1 января 2010 года действует 892 образовательных учреждения, подведомственных органам управления образованием, включая 55 государственных образовательных учреждений, в которых обучается 277 943 человека. Большая часть зданий образовательных учреждений вводилась массово в период активного освоения месторождений и построения социальной инфраструктуры в семидесятые - восьмидесятые годы и так же массово подошла к критической точке износа или ветшания. В учреждениях образования всех типов эксплуатируется более 1200 зданий учебного, производственного, культурно-бытового, хозяйственного назначения. На сегодняшний день более 50% образовательных учреждений автономного округа размещаются в типовых зданиях со сверхнормативным сроком эксплуатации или приспособленных зданиях, не соответствующих современным требованиям безопасности. В том числе 169 (19%) объектов образования имеют процент износа 70% и более. Из них 31 объект - здания государственных образовательных учреждений, 138 - здания муниципальных образовательных учреждений (в том числе 56 зданий общеобразовательных учреждений). По данным статистики здания более половины образовательных учреждений нуждаются в капитальном ремонте, в том числе каждое третье здание общеобразовательного учреждения. Ряд государственных учреждений профессионального образования требует капитальных вложений для приведения материально-технической базы в соответствие с лицензионными требованиями.
Высокие показатели демографического развития (общий коэффициент рождаемости на 2009 год - 15,7 родившихся на 1000 человек населения), опережающий рост спроса на услуги дошкольного образования, дефицит мест в учреждениях общего образования обостряют проблему доступности образовательных услуг. На конец 2009 года более 57 000 детей стоят на учете для определения в дошкольные учреждения. В пяти муниципальных образованиях автономного округа в связи с недостаточной обеспеченностью общеобразовательными учреждениями с 1 сентября 2010 года возникает угроза обучения учащихся в три смены.
На основании данных прогноза численности детей в возрасте от 0 до 18 лет к 2013 году (на 10% больше, чем в 2009 году), учитывая материально-техническое состояние зданий образовательных учреждений, дефицит мест (в соответствии с нормативами) составит в учреждениях дошкольного образования - 50373 (71% от действующего фонда), общего образования - 18449 (10% от действующего фонда).
Особое внимание необходимо уделить также повышению энергоэффективности, качества оснащенности зданий учреждений образования с учетом требований комплексной безопасности и дизайна современной образовательной среды. По результатам проверок муниципальных образовательных учреждений надзорными органами в 2009 году выявлено 6175 нарушений правил пожарной безопасности и 5601 замечание санитарно-эпидемиологической безопасности. Не устранены более 7000 замечаний капитального характера (в том числе 3786 пунктов предписаний Госпожнадзора и 3323 нарушения, выявленных Роспотребнадзором). Системами тревожной сигнализации не обеспечено 22% образовательных учреждений, требует замены устаревшее технологическое оборудование в 25% учреждений образования, 20% образовательных учреждений не обеспечены всеми видами благоустройства (водопровод, канализация, централизованное отопление). Выявлена потребность в оснащении образовательных учреждений современным противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения, приборами учета энергоресурсов, средствами защиты от несанкционированных проникновений, террористических актов и других посягательств на жизнь и здоровье участников образовательного процесса.
Анализ состояния здоровья школьников автономного округа, проведенный за период с 2007 по 2010 годы, показывает, что показатели болезненности детей в возрасте от 0 до 17 лет остаются на одном уровне, при этом количество детей, страдающих заболеваниями эндокринной системы снизилось на 18%, болезнями органов пищеварения - на 23%. Показатели прироста по группам здоровья имеют положительную динамику, к I группе здоровья отнесено 11% школьников, ко II группе - 72,6%, к III группе - 15,6%.
В общеобразовательных учреждениях автономного округа 100% обучающимся предоставляется горячий завтрак. Двухразовое горячее питание организовано для льготных категорий обучающихся. В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 февраля 2006 года N 30-оз "О социальной поддержке семей, имеющих детей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях и негосударственных общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" из окружного бюджета осуществляется финансирование мероприятий по организации горячего питания обучающихся дневных общеобразовательных учреждений. С 1 сентября 2011 года для всех категорий обучающихся увеличена стоимость завтрака с 27 до 42 рублей, стоимость обеда для учащихся льготных категорий составляет 64 рубля.
Однако на основании требований СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 года N 45, для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). В связи с этим планируется провести модернизацию 30 школьных столовых, реконструкцию и строительство 32 школьных зданий.
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", проект Федеральной целевой программы развития образования определяют приоритетными направлениями на период 2010 - 2015 годы приведение в соответствие с разрабатываемыми и утвержденными федеральными государственными образовательными стандартами показателей ресурсной оснащенности образовательного процесса (в том числе учебно-методической, технологической, кадрового обеспечения).
Несмотря на меры по оснащению образовательного процесса, реализованные за период 2007 - 2010 гг.:
более 30% школьников автономного округа обучаются в условиях, не соответствующих современным требованиям;
больше половины образовательных учреждений автономного округа нуждаются в обновлении учебно-наглядных пособий, современных оборудованных кабинетах.
Образовательные учреждения автономного округа обеспечены доступом к сети Интернет, однако в большинстве учреждений отсутствуют локальные внутренние сети, необходимые для использования современных интерактивных учебных пособий и электронных образовательных ресурсов, организации электронного документооборота. Динамика совершенствования информационно-коммуникационных технологий требует постоянного обновления и развития учебного и учебно-производственного оснащения образовательного процесса.
Несмотря на внедренные новые организационно-экономические механизмы, повышение открытости системы образования, расширение возможностей для обновления профессионализма педагогических кадров, образование автономного округа недостаточно соответствует задачам инновационного развития. Для всех уровней образования характерны следующие проблемы:
несоответствие кадрового состава отрасли требованиям квалификационных характеристик работников образования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации 26 августа 2010 года N 761н;
отсутствие преемственности содержания и технологий образования между уровнями образования, эффективных внутренних связей, способствующих построению системы непрерывного образования.
Общее образование недостаточно интегрировано с дополнительным с точки зрения поставленных перед ними целей по выявлению и развитию индивидуальных способностей учащихся. Программами дополнительного образования охвачено не более 50 % детей и молодежи от 5 до 18 лет. Требует систематизации и повышения эффективности работа с одаренными детьми и талантливой молодежью. На базе действующих учреждений профессионального образования недостаточно сформирована комплексная система подготовки кадров (специалистов и рабочих высокой квалификации) в соответствии с потребностями экономики автономного округа.
Реализация Программы позволит компенсировать существующие в системе образования противоречия, в том числе решить вопросы качества материально-технической базы инфраструктуры образования, кадрового обеспечения и развития системы подготовки профессиональных кадров, финансовой поддержки конкретных изменений практики образования в системе инновационных площадок. Будущие изменения продиктованы как внутренними потребностями, так и направлениями национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", и связаны с совершенствованием структуры, содержания и технологий, системы управления образованием.
Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ, ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, БЮДЖЕТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
1. Цели и задачи приведены в паспорте Программы.
2. Целевые показатели Программы приведены в таблице 3 Программы.
3. В настоящей Программе используются следующие основные понятия:
инновация, инновационный (в применении к содержанию, технологиям образования) - нововведения, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в сфере образования.
инфраструктура образования - совокупность подведомственных исполнительному органу государственной власти автономного округа в сфере образования, органам местного самоуправления автономного округа образовательных учреждений или иных организаций, обеспечивающих необходимые условия для деятельности сферы образования автономного округа в целом.
качество образовательной услуги - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия условий, процесса, результатов образования нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
критерий отбора - признак, на основании которого производятся сравнение и оценка потребности в ресурсном обеспечении.
модернизация образования - создание и внедрение механизмов, обеспечивающих устойчивое развитие системы образования.
мониторинг в системе образования - форма систематического стандартизированного наблюдения за состоянием и динамикой изменений результатов и условий осуществления образовательных процессов, контингента обучающихся, индивидуальных учебных и внеучебных достижений обучающихся, а также сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
непрерывное образование - процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества.
образовательная услуга - услуга по удовлетворению образовательных потребностей личности, общества, государства в рамках комплекса целенаправленно создаваемых и предоставляемых возможностей для осуществления права на образование.
региональная инновационная площадка - организация или группа организаций, реализующая инновационные проекты в сфере образования, имеющая статус региональной инновационной площадки.
федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
школа (в целом как система образования - "Новая школа Югры") - образовательные учреждения всех типов и видов, установленных Законом Российской Федерации "Об образовании", осуществляющие образовательный процесс, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
энергоэффективность - повышение эффективности использования энергоресурсов за счет введения механизмов энергосбережения.
Раздел 3. ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
4. Основные программные мероприятия, приведены в таблице 4 Программы, направлены на решение ее задач в рамках:
подпрограммы I "Инновационное развитие образования",
подпрограммы II "Обеспечение комплексной безопасности и комфортных условий образовательного процесса",
подпрограммы III "Развитие материально-технической базы сферы образования";
подпрограммы IV "Модернизация системы профессионального образования".
5. Каждая из указанных подпрограмм носит комплексный характер и направлена на реализацию нескольких приоритетных направлений развития образования автономного округа.
6. Подпрограмма I "Инновационное развитие образования":
6.1. Оснащение образовательного процесса в соответствии с современными требованиями:
6.1.1. Приобретение учебного, учебно-наглядного и учебно-производственного оборудования направлено на приведение материально-технической базы учреждений общего и профессионального образования в соответствие с требованиями к оснащенности современного образовательного процесса, государственных образовательных стандартов, региональных нормативов.
С целью поддержки негосударственного сектора в Программе выделены средства на комплектование открывающихся групп дошкольного образования, присмотра и ухода современным оборудованием, инвентарем и учебно-методическими комплектами.
6.1.2. Обновление фондов библиотек общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования, оснащение библиотек автоматизированными библиотечными системами, организация доступа учреждений профессионального образования к электронным изданиям, фондам национальных и государственных библиотек.