Недействующий

О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА 2011 - 2013 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА" (с изменениями на: 01.11.2013) (утратило силу на основании постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 N 409-п)

 Раздел I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА


(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры
от 12.10.2012 N 382-п
)

В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения переданы с 1 января 2007 года для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения), устанавливающие с 1 января 2012 года полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения.

Одним из полномочий, определенных Законом о занятости населения, является разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре с 1995 года разрабатываются и реализуются программы содействия занятости населения, которые стали эффективными инструментами для позитивного воздействия на регистрируемый рынок труда. В соответствии с меняющимися условиями и ситуацией на рынке труда устанавливаются цели, задачи программ и определяются их мероприятия.

В автономном округе существует дифференциация территориальных рынков труда по обеспеченности рабочими местами и численности незанятого в экономике населения, безработных граждан, состоящих на учете в центрах занятости населения.

Территориальные рынки труда (муниципальных образований) различны по обеспеченности рабочими местами и наличию свободных рабочих мест (вакансий, заявляемых в органы службы занятости населения).

В наиболее сложном положении находятся непромышленные районы автономного округа и отдельные города с моноструктурной экономикой. Высокие показатели коэффициента напряженности (численность незанятых граждан, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, в расчете на одну заявленную вакансию) традиционно отмечаются: в районах: Березовский (на конец 2009 года - 34,4, на конец 2011 года - 7,0 чел./рабочее место), Ханты-Мансийский (на конец 2009 года - 28,4, на конец 2011 года - 1,5 чел./раб. место), Советский (на конец 2009 года - 28,2, на конец 2011 года - 9,4 чел./раб. место), Кондинский (на конец 2009 года - 30,7, на конец 2011 года - 9,5 чел./раб. место); в городах: Урай (на конец 2009 года - 30,8, на конец 2011 года - 1,1 чел./раб. место), Нягань (на конец 2009 года - 13,1, на конец 2011 года - 1,7 чел./раб. место), Радужный (на конец 2009 года - 10,1, на конец 2011 года - 2,5 чел./раб. место).

Одним из методов стабилизации ситуации на рынке труда муниципальных образований автономного округа, особенно в монотерриториях, является реализация мероприятий программы содействия занятости населения.

Организация временных работ для категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и организация общественных работ позволяет практически круглый год создавать условия для временной занятости в районах округа для отдельных категорий граждан, не имеющих определенного уровня профессиональной подготовки.

Для моногородов, где проживает более квалифицированное население, необходимо развивать малый бизнес, содействовать безработным гражданам в развитии предпринимательской инициативы.

Основная доля граждан из числа зарегистрированных в службах занятости и обратившихся в целях поиска подходящей работы составляет молодежь в возрасте 14 - 29 лет (63,4% или 44963 чел. - по данным 2010 года, 63,2% или 37955 чел. - по данным 2011 года).

В связи с тем, что не все несовершеннолетние граждане имеют возможность выехать за пределы округа на отдых, основной поток обращений несовершеннолетних в поиске работы, как правило, приходится на период летних каникул. Порядка 90% несовершеннолетних граждан, обратившихся в поиске работы, трудоустраиваются при содействии органов службы занятости населения на временные работы, получая не только доход за свой труд, но и навыки трудовой деятельности и взаимоотношений в коллективе.

Еще одна проблема - трудоустройство выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 18.09.2013 N 374-п)

Наличие опыта работы по специальности является в настоящее время практически обязательным требованием работодателей к претендентам на вакантные рабочие места. Его отсутствие, зачастую, затрудняет трудоустройство выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования разного уровня.

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 18.09.2013 N 374-п)

В органы службы занятости населения автономного округа ежегодно за содействием в поиске работы обращается 3 - 4 тысячи выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования разного уровня. Ежегодно среди выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования риск быть нетрудоустроенными имеют порядка 10 - 12%, или 700 - 900 человек. Стимулирование работодателя к созданию рабочего места для выпускника является взаимовыгодным сотрудничеством как для выпускника (получение необходимого для профессиональной деятельности опыта), так и для работодателя (возможность получить квалифицированного специалиста с минимальным количеством затрат).

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 18.09.2013 N 374-п)

Ежегодно в органы службы занятости населения обращается порядка 3,0 - 3,5 тысячи лиц из числа инвалидов. Показатели трудоустройства данной категории граждан ниже остальных категорий населения, так как для них необходимо создавать определенные условия для осуществления трудовой деятельности. Необходимы мероприятия по созданию таких условий и стимулированию работодателей к созданию рабочих мест для инвалидов.

Благодаря увеличению охвата безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения, услугами по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию, за последние 5 лет значительно снизилась доля безработных граждан, не имеющих профессионального образования, с 58,1% на конец 2005 года до 44,1% к концу 2009 года и 43,0% на конец 2011 года. Вместе с тем, доля безработных граждан, состоящих на учете, не имеющих профессионального образования, в настоящее время остается значительной, особенно в сельской местности и районах автономного округа.

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 18.09.2013 N 374-п)

Обозначенные выше проблемы и их решения являются частью мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда автономного округа.

В 2008 - 2010 годах на территории Югры реализовывалась программа автономного округа "Содействие занятости населения" на 2008 - 2010 годы" (далее - целевая Программа), которая позволила увеличить число граждан, получающих услуги в области содействия занятости населения.

В 2008 году благодаря реализации целевой Программы увеличился охват населения автономного округа мероприятиями в области содействия занятости населения в 1,2 раза по сравнению с 2007 годом и в 1,3 раза по мероприятиям временного трудоустройства. В этом же году получили возможность пройти профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование не только безработные, но и граждане, находящиеся под угрозой увольнения, а также женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет.

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 18.09.2013 N 374-п)

В 2009 году с учетом ситуации, которая складывалась на рынке труда, были приняты меры и внесены изменения в целевую Программу в части оказания поддержки работодателям. В целях снижения напряженности на рынке труда автономного округа и стимулирования создания временных рабочих мест в целевую Программу были включены мероприятия по ежемесячной компенсации расходов работодателя по оплате труда работников и начислениям на компенсируемый фонд оплаты труда при организации временных рабочих мест. Реализация целевой Программы в 2009 году позволила не допустить значительного роста напряженности на рынке труда Югры, способствовала поддержке предприятий автономного округа и незанятого населения. Работодатели, организовавшие временные рабочие места, получили поддержку в виде компенсации расходов по оплате труда в сумме 27828,3 тыс. рублей, в 1,3 раза увеличилась численность граждан, трудоустроенных при помощи органов службы занятости населения, в том числе в 1,7 раза трудоустроенных безработных граждан. Удалось сдержать рост безработицы в пределах 22,5 тысячи человек и уровень регистрируемой безработицы в пределах 2,5%.

По итогам оценки результативности и эффективности за 2009 год долгосрочных целевых программ автономного округа, проведенной Департаментом экономической политики автономного округа, программе автономного округа "Содействие занятости населения" на 2008 - 2010 годы была присвоена оценка "хорошо" и в дальнейшем рекомендовано продолжить ее реализацию.

В результате реализации мероприятий целевой Программы в 2010 году достигнуты следующие показатели: