ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2012 года N 382-п
[Документ признан утратившим силу
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 года N 409-п]
В целях совершенствования механизмов реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Содействие занятости населения на 2011-2013 годы", руководствуясь Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 ноября 2007 года N 306-п "О целевых и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2010 года N 246-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Содействие занятости населения на 2011–2013 годы" следующие изменения:
1.1. В заголовке и по тексту постановления после слова "годы" дополнить словами "и на период до 2015 года".
1.2. В приложении:
1.2.1. В Паспорте целевой программы:
1) в строке "Наименование целевой программы" после слова "годы" дополнить словами "и на период до 2015 года";
2) строки "Дата принятия решения о разработке целевой программы", "Разработчик целевой программы" признать утратившими силу;
3) строку "Дата утверждения целевой программы" изложить в следующей редакции:
"Дата утверждения целевой программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта*) |
4) после строки "Государственный заказчик - координатор целевой программы" дополнить строкой следующего содержания:
"Государственные заказчики целевой программы | Департамент управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"; |
5) строку "Задачи целевой программы" изложить в следующей редакции:
"Задачи целевой программы | 1. Содействие занятости населения. |
6) строку "Ожидаемые непосредственные результаты от реализации целевой программы" изложить в следующей редакции:
"Ожидаемые непосредственные результаты реализации целевой программы | организация 946 ярмарок вакансий; |
7) строку "Объемы и источники финансирования целевой программы" изложить в следующей редакции:
"Объемы и источники финансирования целевой программы | общий объем финансирования Программы составляет - 4 766 378,7 тыс. рублей, в том числе: |
8) строку "Ожидаемые конечные результаты от реализации целевой программы" изложить в следующей редакции:
"Ожидаемые конечные результаты реализации целевой программы (показатели социально-экономической эффективности) | снижение в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре уровня регистрируемой безработицы до 0,78 % от экономически активного населения и среднегодовой численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения, до 8,6 тысяч человек". |
1.2.2. Разделы I - II изложить в следующей редакции:
"Раздел I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения переданы с 1 января 2007 года для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения), устанавливающие с 1 января 2012 года полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения.
Одним из полномочий, определенных Законом о занятости населения, является разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре с 1995 года разрабатываются и реализуются программы содействия занятости населения, которые стали эффективными инструментами для позитивного воздействия на регистрируемый рынок труда. В соответствии с меняющимися условиями и ситуацией на рынке труда, устанавливаются цели, задачи программ и определяются их мероприятия.
В автономном округе существует дифференциация территориальных рынков труда по обеспеченности рабочими местами и численности незанятого в экономике населения, безработных граждан, состоящих на учете в центрах занятости населения.
Территориальные рынки труда (муниципальных образований) различны по обеспеченности рабочими местами и наличию свободных рабочих мест (вакансий, заявляемых в органы службы занятости населения).
В наиболее сложном положении находятся непромышленные районы автономного округа и отдельные города с моноструктурной экономикой. Высокие показатели коэффициента напряженности (численность незанятых граждан, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, в расчете на одну заявленную вакансию) традиционно отмечаются: в районах: Березовский (на конец 2009 года - 34,4, на конец 2011 года – 7,0 чел./рабочее место), Ханты-Мансийский (на конец 2009 года – 28,4, на конец 2011 года – 1,5 чел./раб. место), Советский (на конец 2009 года – 28,2, на конец 2011 года – 9,4 чел./раб. место), Кондинский (на конец 2009 года – 30,7, на конец 2011 года – 9,5 чел./раб. место); в городах: Урай (на конец 2009 года - 30,8, на конец 2011 года – 1,1 чел./раб. место), Нягань (на конец 2009 года - 13,1, на конец 2011 года – 1,7 чел./раб. место), Радужный (на конец 2009 года – 10,1, на конец 2011 года – 2,5 чел./раб. место).
Одним из методов стабилизации ситуации на рынке труда муниципальных образований автономного округа, особенно в монотерриториях, является реализация мероприятий программы содействия занятости населения.
Организация временных работ для категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и организация общественных работ позволяет практически круглый год создавать условия для временной занятости в районах округа для отдельных категорий граждан, не имеющих определенного уровня профессиональной подготовки.
Для моногородов, где проживает более квалифицированное население, необходимо развивать малый бизнес, содействовать безработным гражданам в развитии предпринимательской инициативы.
Основная доля граждан из числа зарегистрированных в службах занятости и обратившихся в целях поиска подходящей работы составляет молодежь в возрасте 14-29 лет (63,4 % или 44 963 чел. - по данным 2010 года, 63,2 % или 37 955 чел. – по данным 2011 года).
В связи с тем, что не все несовершеннолетние граждане имеют возможность выехать за пределы округа на отдых, основной поток обращений несовершеннолетних в поиске работы, как правило, приходится на период летних каникул. Порядка 90 % несовершеннолетних граждан, обратившихся в поиске работы, трудоустраиваются при содействии органов службы занятости населения на временные работы, получая не только доход за свой труд, но и навыки трудовой деятельности и взаимоотношений в коллективе.
Еще одна проблема - трудоустройство выпускников образовательных учреждений профессионального образования.
Наличие опыта работы по специальности является в настоящее время практически обязательным требованием работодателей к претендентам на вакантные рабочие места. Его отсутствие, зачастую, затрудняет трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования разного уровня.
В органы службы занятости населения автономного округа ежегодно за содействием в поиске работы обращается 3 - 4 тысячи выпускников образовательных учреждений разного уровня. Ежегодно среди выпускников учреждений профессионального образования риск быть нетрудоустроенными имеют порядка 10-12 %, или 700 – 900 человек. Стимулирование работодателя к созданию рабочего места для выпускника является взаимовыгодным сотрудничеством как для выпускника (получение необходимого для профессиональной деятельности опыта), так и для работодателя (возможность получить квалифицированного специалиста с минимальным количеством затрат).
Ежегодно в органы службы занятости населения обращается порядка 3,0-3,5 тысяч лиц из числа инвалидов. Показатели трудоустройства данной категории граждан ниже остальных категорий населения, так как для них необходимо создавать определенные условия для осуществления трудовой деятельности. Необходимы мероприятия по созданию таких условий и стимулированию работодателей к созданию рабочих мест для инвалидов.
Благодаря увеличению охвата безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения, услугами по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, за последние 5 лет значительно снизилась доля безработных граждан, не имеющих профессионального образования, с 58,1 % на конец 2005 года до 44,1 % к концу 2009 года и 43,0 % на конец 2011 года. Вместе с тем, доля безработных граждан, состоящих на учете, не имеющих профессионального образования, в настоящее время остается значительной, особенно в сельской местности и районах автономного округа.
Обозначенные выше проблемы и их решения являются частью мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда автономного округа.
В 2008-2010 годах на территории Югры реализовывалась программа автономного округа "Содействие занятости населения" на 2008 - 2010 годы" (далее – целевая Программа), которая позволила увеличить число граждан, получающих услуги в области содействия занятости населения.
В 2008 году благодаря реализации целевой Программы увеличился охват населения автономного округа мероприятиями в области содействия занятости населения в 1,2 раза по сравнению с 2007 годом и в 1,3 раза по мероприятиям временного трудоустройства. В этом же году получили возможность пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации не только безработные, но и граждане, находящиеся под угрозой увольнения, а также женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет.
В 2009 году с учетом ситуации, которая складывалась на рынке труда, были приняты меры и внесены изменения в целевую Программу в части оказания поддержки работодателям. В целях снижения напряженности на рынке труда автономного округа и стимулирования создания временных рабочих мест в целевую Программу были включены мероприятия по ежемесячной компенсации расходов работодателя по оплате труда работников и начислениям на компенсируемый фонд оплаты труда при организации временных рабочих мест. Реализация целевой Программы в 2009 году позволила не допустить значительного роста напряженности на рынке труда Югры, способствовала поддержке предприятий автономного округа и незанятого населения. Работодатели, организовавшие временные рабочие места, получили поддержку в виде компенсации расходов по оплате труда в сумме 27828,3 тыс. рублей, в 1,3 раза увеличилась численность граждан, трудоустроенных при помощи органов службы занятости населения, в том числе в 1,7 раза трудоустроенных безработных граждан. Удалось сдержать рост безработицы в пределах 22,5 тысяч человек и уровень регистрируемой безработицы в пределах 2,5 %.
По итогам оценки результативности и эффективности за 2009 год долгосрочных целевых программ автономного округа, проведенной Департаментом экономический политики автономного округа, программе автономного округа "Содействие занятости населения" на 2008-2010 годы была присвоена оценка "хорошо" и в дальнейшем рекомендовано продолжить её реализацию.
В результате реализации мероприятий целевой Программы в 2010 году достигнуты следующие показатели:
созданы временные рабочие места для проведения общественных работ для 7110 человек (169 % от планового показателя);
созданы временные рабочие места для 17067 несовершеннолетних гражданин в возрасте от 14 до 18 лет (128 % от планового показателя);
созданы временные рабочие места для 886 безработных граждан, относящихся к категории "испытывающие трудности в поиске работы" (88,6 % от планового показателя);
созданы временные рабочие места для 526 безработных граждан в возрасте до 25 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, впервые получивших профессиональное образование соответствующего уровня и обратившихся в поиске работы по полученной специальности в органы службы занятости населения автономного округа в течение календарного года после получения документов об образовании, в том числе в 2010 году (105,2% от планового показателя);
оказаны услуги по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации 758 гражданам из числа незанятого населения, зарегистрированным в органах службы занятости населения автономного округа в целях поиска подходящей работы, под гарантированное рабочее место по заявкам работодателей (заказчиков работ, услуг) или в целях самозанятости, безработным гражданам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, работникам, находящимся под угрозой увольнения (128,5 % от планового показателя).
В связи с окончанием срока действия целевой Программы в конце 2010 года разработана целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Содействие занятости населения на 2011-2013 годы" (далее – Программа).
При формировании Программы на 2011-2013 годы меры стимулирования работодателей к созданию временных рабочих мест для незанятого населения и безработных граждан, предусмотренные целевой Программой на 2008-2010 годы, сохранены.
Дополнительно в Программу с 2011 года включены мероприятия, направленные на содействие трудоустройству инвалидов, содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в связи с востребованностью среди безработных граждан автономного округа.
С 2013 года в рамках Программы будет осуществляться содействие трудоустройству через создание постоянных рабочих мест не только для инвалидов, но и для таких категорий граждан, как: одинокие родители, родители, воспитывающие детей-инвалидов, многодетные родители.
В целях улучшения качества жизни граждан предпенсионного и пенсионного возраста, повышения уровня их социальной защищенности, активизации их участия в жизни общества, с 2013 года во исполнение поручения Президента Российской Федерации Д. Медведева от 30 декабря 2011 года N Пр-3609 в Программу вводится комплекс мер, направленных на повышение занятости граждан данной категории с целью улучшения качества их жизни.
На сегодняшний день сохраняется актуальность обеспечения занятости коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Данная категория граждан проживает преимущественно в отдаленных территориях Югры, в которых очень низкий процент вакансий для трудоустройства на постоянные рабочие места.
В связи с этим, во исполнение решения Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 апреля 2012 года с 2013 года в Программу включены мероприятия, направленные на обеспечение занятости граждан из числа коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Применение метода программно-целевого программирования обусловлено многолетней положительной практикой его использования и достигнутыми результатами, а также комплексностью подхода к решению обозначенных проблем. Утвержденные мероприятия и определенные меры поддержки позволяют выстраивать долгосрочные взаимоотношения с работодателями по решению проблем рынка труда.
Раздел II. Целевые показатели, показатели экономической, бюджетной и социальной эффективности
Цель, задачи и ожидаемые непосредственные результаты реализации Программы указаны в паспорте Программы.
Целевые показатели Программы на 2011-2012 годы приведены в таблице 1.
Целевые показатели Программы на 2013-2015 годы приведены в таблице 1.1.
Экономическая эффективность вложенных средств бюджета автономного округа в виде страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на фонд оплаты труда работников, трудоустроенных на временные и постоянные рабочие места (при минимальной заработной плате, установленных Программой периодов участия и при условии сохранения созданных постоянных рабочих мест в период действия Программы), составит: