ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2011 года N 237-п
О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА 2011 - 2015 ГОДЫ И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2020 ГОДА"
[Документ признан утратившим силу
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.09.2013 года N 371-п]
[Документ с изменениями внесенными
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.08.2011 года N 304-п]
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.09.2011 года N 333-п
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.06.2012 года N 205-п
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.09.2012 года N 336-п
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.11.2012 года N 467-п]
Во исполнение пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с требованиями к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1225, а также в целях синхронизации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности с Государственной программой Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 2446-Р, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
1. Утвердить прилагаемую целевую программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011 – 2015 годы и на перспективу до 2020 года" (далее – Программа).
2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Департамент строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
3. Департаменту по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 10-дневный срок подготовить и в установленном порядке внести на рассмотрение Правительства автономного округа проект распоряжения "О создании автономной некоммерческой организации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр энергосбережения Югры".
4. Признать утратившими силу постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
[Пункт 4 абзац 2 изменен Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.08.2011 года N 304-п]
5. Опубликовать настоящее постановление в газете "Новости Югры".
6. Настоящее постановление вступает в силу с 8 июля 2011 года.
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры Н.В.Комарова
[Документ с изменениями внесенными
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.08.2011 года N 304-п]
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.06.2012 года N 205-п
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.09.2012 года N 336-п
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.11.2012 года N 467-п]
[Нумерационный заголовок изменен Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.08.2011 года N 304-п]
Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года"
(далее - целевая Программа)
Наименование целевой Программы | "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года" |
Дата принятия решения о разработке целевой Программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта) | |
Разработчик целевой Программы | Департамент строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
Дата утверждения Программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта) | Постановление Правительства Ханты-Мансийского авт ономного округа - Югры от ___________ 2011 года N ____ |
Государственный заказчик - координатор целевой Программы | исполнительные органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного |
Государственные заказчики целевой Программы | Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
Цель и задачи целевой Программы | целью целевой Программы является реализация потенциала энергосбережения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и снижение энергоемкости валового регионального продукта. |
Ожидаемые непосредственные результаты реализации целевой Программы | 1. Стимулирование внебюджетных инвестиций в энергосбережение в размере, не менее, чем 14,6 рублей на 1 рубль расходов консолидированного бюджета округа. |
Сроки реализации целевой Программы | 2011-2020 годы: |
Объемы и источники финансирования целевой Программы | общий объем финансирования по целевой Программе составляет 112 453,0 млн. руб. в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации целевой Программы | 1. Обеспечение снижения энергоемкости ВРП за счет уменьшения годового потребления топливно-энергетических ресурсов Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой на 4,2 % на первом этапе (к 2015 году), на 11,4 % - на втором этапе (к 2020 году). |
Целевая Программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период 2011-2015 годы и на перспективу до 2020 года" направлена на активизацию практических действий и расширение набора инструментов государственной политики энергосбережения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, способных обеспечить к 2020 году снижение энергоемкости валового регионального продукта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также автономный округ) не менее чем на 40 % по отношению к уровню 2007 года.
Реализация мероприятий целевой Программы будет способствовать сокращению удельного потребления топливно-энергетических ресурсов в организациях бюджетной сферы и реального сектора экономики, росту конкурентоспособности, энергетической и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Основной проблемой, решению которой способствует целевая Программа, является преодоление энергетических барьеров экономического роста за счет оптимального соотношения усилий по наращиванию энергетического потенциала и снижения потребности в дополнительных энергоресурсах за счет энергосбережения. Мероприятия целевой Программы в той или иной мере охватывают все отрасли экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и должны стать не только инструментом повышения эффективности экономики и снижения бюджетных расходов на коммунальные услуги, но и одним из базовых элементов технического и технологического перевооружения предприятий и жилищного фонда.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра является десятым по занимаемой площади регионом РФ (534,8 тыс. кв. км) и третьим по уровню ВРП (1811,6 млрд. руб[2].). Регион - энергодонор: 98 % добываемой нефти, пятая часть производимой электроэнергии, 40 % природного газа (из которых 32% транзит из Ямала-Ненецкого автономного округа) экспортируются в другие регионы РФ. Ввиду этих особенностей общее потребление энергоресурсов в регионе за последние годы находится на уровне 38,9 – 40,7 млн. т у.т., что составляет 25,7 – 26,3 т у.т. на человека (это в 4 раза больше среднероссийского уровня).
Большая территория региона 534,8 тыс. кв. км, суровые климатические условия обусловили сложившееся "ниточное" расположение основных населенных пунктов и обособленность удаленных территорий. Существующая инфраструктура характеризуется нехваткой транспортных коммуникаций и высокими энергозатратами на транспорт.
Характерная для региона высокая степень урбанизации (более 91 % населения проживает в городах[3], 65 % населения проживает в городах с численностью свыше 40 тыс. чел.) требует разработки и реализации схемных решений в системе теплоснабжения городов, а в совокупности с развитой инфраструктурой нефте- и газотранспорта данные решения могут быть на стыке с инфраструктурой трубопроводного транспорта.
Низкая плотность населения в сочетании с распределённостью проживания внегородского населения обусловила высокую долю децентрализованного теплоэнергоснабжения (около 65% сельских поселений не имеют централизованного энергообеспечения), для целей которого используются дизельные электростанции и угольные котельные на дорогом привозном топливе. В связи с полной выработкой их ресурса, расход топлива в несколько раз превышает нормативные значения, на отдельных станциях достигает 500 - 550 гр у.т./кВт/час. Из-за высокой изношенности оборудования и высокой стоимости энергоресурсов в отдельных удаленных населенных пунктах электроэнергия подается по часам.
Для нужд удаленного тепло и энергообеспечения ежегодно завозятся тысячи тонн угля и нефтепродуктов. Бюджетные расходы на поддержку удаленных энергосистем составляют около 0,5 млрд. руб./год.
Уровень аварийности на предприятиях нефтегазодобычи, несмотря на падающую динамику за последние 3 года, по-прежнему высокий (более чем в 2 раза превышает показатели 2002 года). Это влечет за собой увеличенные расходы энергии на трубопроводный транспорт и ухудшение экологической обстановки - загрязнение земель нефтепродуктами, минерализованными водами.
Основной потенциал энергосбережения региона сосредоточен в промышленности и транспорте энергоресурсов - сферах, большей частью регулируемых на федеральном уровне. Для его реализации и повышения безопасности и надежности федеральной энергосистемы необходимо тесное сотрудничество между регионом и центром.
Существует проблема сбора и рационального использования попутного нефтяного газа ввиду его низкой стоимости (по сравнению с затратами на подготовку и утилизацию), монополизации рынка транспорта, переработки, сбыта попутного нефтяного газа. Объем газа, сжигаемого в факелах, по данным на 01.01.2011 года составляет 4,9 млрд. куб. метров, что эквивалентно 5 млн. т. нефти. (5,6 тыс. т у.т.)[4]. Загрязняющие выбросы в атмосферу исчисляются тысячами тонн.
Одной из ключевых особенностей электроэнергетической системы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является дисбаланс между энергоисточниками и сетями: существует перегрузка электрических распределительных сетей при наличии свободных мощностей на энергоисточниках.
Отсутствие полноценной системы учета и мониторинга ресурсопотребления в регионе (недостаточность приборного учета, отсутствие необходимых форм статистической отчетности, слабая координация действий между регионом и муниципалитетами и пр.) создает сложность при выработке правильных решений по повышению энергоэффективности в регионе и муниципалитетах.
Суммарное энергопотребление региона за последние три года находится на уровне 38,9 - 40,7 млн. т у.т[5]. Энергоемкость ВРП за 2007 - 2009 гг. не существенно изменилась и составляет 21,5 кг у.т. /тыс. руб.
Решить вопрос повышения энергоэффективности экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры возможно путем применения комплексного подхода, позволяющего охватить процессом энергосбережения все сферы экономики, объединив усилия органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и населения, с привлечением средств внебюджетных источников, что требует использования программно-целевого метода.
Для оценки энергоемкости ВРП Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также автономный округ) необходимо формирование единого топливно-энергетического баланса. Однако органы государственной статистики такого баланса ни для России в целом, ни для ее регионов, включая автономный округ, не формируют. По этой причине для оценки суммарного потребления энергии в автономном округе использовались экспертные оценки, которые базировались на данных из форм государственной статистики, которая, однако, является неполной и противоречивой. Согласно этим оценкам, в 2009 г. в автономном округе было потреблено 40,7 млн. т у.т. первичной энергии[6]. Основными первичными источниками являются нефть и газ, на долю газа приходится 36,6 млн. т у.т., на долю нефти и нефтрепродуктов 4,0 млн. т у.т.
Перечень исходных данных, использованных для составления топливно-энергетического баланса:
Форма 1-ТЭП. Сведения о снабжении тепловой энергией.
Форма 6-ТП. Сведения о работе электростанций.
Форма 4-топливо. Сведения об остатках, поступлении и расходе топлива, сборе и использовании отработанных нефтепродуктов.
Форма 1-ТЭК (нефть).
Форма 11-ТЭР (с приложениями). Сведения об использовании топлива, теплоэнергии и электроэнергии.
Форма N 22-ЖКХ (сводная).
Форма 24-энергетика (электробаланс и отчет о работе электростанций).
Нефтегазодобывающая отрасль.
За 2009 год нефтегазодобывающими предприятиями автономного округа отгружено продукции и выполнено работ и услуг по добыче нефти и газа на сумму 1583,2 млрд. рублей. С начала разработки нефтяных месторождений на территории автономного округа (с 1964 года) по состоянию на 1.01.2010 г. накопленная добыча нефти составила 9 431,6 млн. тонн. В 2009 году добыча нефти на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры составила 270,6 млн. тонн, что на 2,5% ниже уровня добытой нефти за 2008 год.
Начиная с 2003 года, темпы добычи нефти на территории автономного округа снижаются, на что оказывает влияние истощение ресурсной базы автономного округа. В 2009 году добыча нефти сократилась на 7 млн. тонн к уровню 2008 года.
В течение 2009 года на территории автономного округа добычу нефти и газа осуществляли 55 предприятий. Основной объем добычи нефти на территории автономного округа обеспечивают 9 вертикально интегрированных нефтяных компаний, добыча по которым составила 99,5% от общей добычи нефти по автономному округу, и только 0,5% от общего объема нефти добывается независимыми производителями, не входящими в состав вертикально интегрированных компаний.
Распределение позиций между компаниями по объему добычи нефти сложилось следующим образом: ОАО НК "Роснефть" - 69,3 млн. тонн (25,6% от общего объема), ОАО "Сургутнефтегаз" – 57,8 млн. тонн (21,4%), ОАО НК "ЛУКойл" – 51,5 млн. тонн (19%), ОАО "ТНК-ВР Менеджмент" – 45,7 млн. тонн (16,9%). Они добывают около 83% от общего объема нефти, извлекаемой на месторождениях автономного округа.
Объем естественного газа, извлеченного из недр (ресурсы), в 2009 году по сравнению с 2008 годом сократился на 1,1% и составил 36 млрд. куб. метров. В основном, на территории автономного округа ведется добыча попутного нефтяного газа, доля природного газа в общем объеме добычи газа составляет всего около 0,15%. Добыча попутного газа по России составила в 2009 году 57 млрд. куб. метров, в которой доля Югры составила 54,6%.