Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июня 2011 года N 237-п

О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА 2011 - 2015 ГОДЫ И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2020 ГОДА"

[Документ признан утратившим силу
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.09.2013 года N 371-п]

[Документ с изменениями внесенными
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.08.2011 года N 304-п]

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.09.2011 года N 333-п

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.06.2012 года N 205-п

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.09.2012 года N 336-п

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.11.2012 года N 467-п]

Во исполнение пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с требованиями к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1225, а также в целях синхронизации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности с Государственной программой Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 2446-Р, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:

1. Утвердить прилагаемую целевую программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011 – 2015 годы и на перспективу до 2020 года" (далее – Программа).

2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Департамент строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

3. Департаменту по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 10-дневный срок подготовить и в установленном порядке внести на рассмотрение Правительства автономного округа проект распоряжения "О создании автономной некоммерческой организации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр энергосбережения Югры".

4. Признать утратившими силу постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:

от 8 июля 2010 г. N 169-п "О долгосрочной целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года";

[Пункт 4 абзац 2 изменен Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.08.2011 года N 304-п]

от 19 ноября 2010 года N 309-п "О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 8 июля 2010 года N 169-п "О долгосрочной целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2010 года":

от 6 декабря 2010 года N 3 32-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 8 июля 2010 года N 169-п "О долгосрочной целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года".

5. Опубликовать настоящее постановление в газете "Новости Югры".

6. Настоящее постановление вступает в силу с 8 июля 2011 года.

   Губернатор
     Ханты-Мансийского
     автономного округа - Югры Н.В.Комарова

Приложение
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 23 июня 2011 г. N 237-п

[Документ с изменениями внесенными

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.08.2011 года N 304-п]

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.06.2012 года N 205-п

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.09.2012 года N 336-п

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.11.2012 года N 467-п]

[Нумерационный заголовок изменен Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.08.2011 года N 304-п]

Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года"

Паспорт целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года"

(далее - целевая Программа)

Наименование целевой Программы

"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года"

Дата принятия решения о разработке целевой Программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.02.2010  N 89-рп "О вопросах энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"

Разработчик целевой Программы

Департамент строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Дата утверждения Программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

Постановление Правительства Ханты-Мансийского авт ономного округа - Югры от ___________ 2011 года N ____
 "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года"

Государственный заказчик - координатор целевой Программы

исполнительные органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного
 округа - Югры

Государственные заказчики целевой Программы

Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
 Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
 Департамент по недропользованию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
 Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
 Департамент природных ресурсов и не сырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
 Департамент образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
 Департамент общественных связей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
 Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
 Департамент информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Цель и задачи целевой Программы

целью целевой Программы является реализация потенциала энергосбережения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и снижение энергоемкости валового регионального продукта.
 Задачами целевой Программы являются:
 существенное снижение доли энергетических издержек, снижение нагрузки по оплате услуг энергоснабжения на бюджетную систему, обеспечение населения качественными энергетическими услугами по доступным ценам;

 снижение выбросов парниковых газов, а также снижение вредных выбросов и укрепление на этой основе здоровья населения;

 формирование целостной и эффективной системы управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности на основе комплексного развития инфраструктуры, обучения и повышения квалификации руководителей и специалистов, занятых в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, пропаганды и внедрения системы энергетического менеджмента;

 совершенствование нормативной правовой базы для активизации государственно-частного партнерства и привлечения частных инвестиций для реализации проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

 реализация механизмов, стимулирующих энергосбережение и повышение энергетической эффективности, обеспечивающих активизацию деятельности как населения, так и бизнеса по реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

 формирование механизмов стимулирования деятельности энергосервисных компаний;

 подготовка кадров в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Ожидаемые непосредственные результаты реализации целевой Программы

1.  Стимулирование внебюджетных инвестиций в энергосбережение в размере, не менее, чем 14,6 рублей на 1 рубль расходов консолидированного бюджета округа.
 2.  Обеспечение 100% учета потребления топливно-энергетических ресурсов потребителями бюджетной сферы и жилого сектора.
 3.  Проведение энергетических обследований и составление энергетических паспортов всех объектов бюджетной сферы, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности

Сроки реализации целевой Программы

2011-2020 годы:
 I этап - 2011-2015 годы;

 II этап - 2016-2020 годы.

Объемы и источники финансирования целевой Программы

общий объем финансирования по целевой Программе составляет 112 453,0 млн. руб. в том числе:
 1) средства бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 1 626,0 млн. рублей, из них:
 на 2011 год - 363,7 млн. рублей,
 на 2012 год - 340,8 млн. рублей,
 на 2013 год - 360,4 млн. рублей,
 на 2014 год - 162,9 млн. рублей,
 на 2015 год - 108,2 млн. рублей,
 на период 2016-2020 годы - 290,0 млн. рублей,
 2) средства бюджетов муниципальных образований 5 553,0 млн. рублей [1] , из них:
 на 2011 год - 1 323,0 млн. рублей,
 на 2012 год - 1 056,6 млн. рублей,
 на 2013 год - 929,8 млн. рублей,
 на 2014 год - 859,3 млн. рублей,
 на 2015 год - 678,9 млн. рублей,
 на период 2016-2020 годы - 705,4 млн. рублей,
 3) внебюджетные источники, привлеченные средства -
 105 159,4 млн. рублей, из них:
 на 2011 год - 12 060,3 млн. рублей,
 на 2012 год - 13 757,1 млн. рублей,
 на 2013 год - 12 386,9 млн. рублей,
 на 2014 год - 10 464,1 млн. рублей,
 на 2015 год - 9 734,0 млн. рублей,
 на период 2016-2020 годы - 46 757,0 млн. рублей.
 4) средства Федерального бюджета на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, полученные в виде субсидии бюджетом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 2 :
 на 2011 год - 114,6 млн. рублей.
 Объемы и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании проекта бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на очередной год и плановый период.
 Объемы и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании проекта бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на очередной год и плановый период.

Ожидаемые конечные результаты реализации целевой Программы
 ( показатели  социально - экономической  эффективности )

1.  Обеспечение снижения энергоемкости ВРП за счет уменьшения годового потребления топливно-энергетических ресурсов Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой на 4,2 % на первом этапе (к 2015 году), на 11,4 % - на втором этапе (к 2020 году).
 2.  Обеспечение годовой экономии энергии за счет мер целевой Программы по повышению эффективности использования энергии в объеме не менее 4,2 млн. т у.т./год к 2020 г.
 3.  Суммарная экономия энергетических ресурсов к 2020 г. в объеме: более 8,6 млрд. кВт/ч, более 3,3 млн. Гкал, более 1,1 млрд. куб. м. газа, более 22,6 млн. куб. м. воды.
 4.  По результатам внедрения мероприятий к 2020 г. экономия потребления в жилищном фонде: тепловой энергии -792,9 тыс. Гкал, электроэнергии - 56,4 млн. кВт/ч, воды - 319,5 тыс. куб.м.
 5.  Суммарная экономия бюджетных средств на оплату энергоресурсов, потребляемых бюджетной сферой, к 2020 г. - 995,1 млн. руб. в год.
 6.  Снижение годового объема выбросов парниковых газов к 2020 году не менее чем на 10,1 млн. т СО2, в т. ч. за счет снижения объема сжигания попутного газа на 3,33 млн. т СО2.
 7.  Вывод из оборота значительной части энергетических устройств и зданий низкого класса энергоэффективности

Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая Программа


Целевая Программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период 2011-2015 годы и на перспективу до 2020 года" направлена на активизацию практических действий и расширение набора инструментов государственной политики энергосбережения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, способных обеспечить к 2020 году снижение энергоемкости валового регионального продукта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также автономный округ) не менее чем на 40 % по отношению к уровню 2007 года.

Реализация мероприятий целевой Программы будет способствовать сокращению удельного потребления топливно-энергетических ресурсов в организациях бюджетной сферы и реального сектора экономики, росту конкурентоспособности, энергетической и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Основной проблемой, решению которой способствует целевая Программа, является преодоление энергетических барьеров экономического роста за счет оптимального соотношения усилий по наращиванию энергетического потенциала и снижения потребности в дополнительных энергоресурсах за счет энергосбережения. Мероприятия целевой Программы в той или иной мере охватывают все отрасли экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и должны стать не только инструментом повышения эффективности экономики и снижения бюджетных расходов на коммунальные услуги, но и одним из базовых элементов технического и технологического перевооружения предприятий и жилищного фонда.

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра является десятым по занимаемой площади регионом РФ (534,8 тыс. кв. км) и третьим по уровню ВРП (1811,6 млрд. руб[2].). Регион - энергодонор: 98 % добываемой нефти, пятая часть производимой электроэнергии, 40 % природного газа (из которых 32% транзит из Ямала-Ненецкого автономного округа) экспортируются в другие регионы РФ. Ввиду этих особенностей общее потребление энергоресурсов в регионе за последние годы находится на уровне 38,9 – 40,7 млн. т у.т., что составляет 25,7 – 26,3 т у.т. на человека (это в 4 раза больше среднероссийского уровня).

Большая территория региона 534,8 тыс. кв. км, суровые климатические условия обусловили сложившееся "ниточное" расположение основных населенных пунктов и обособленность удаленных территорий. Существующая инфраструктура характеризуется нехваткой транспортных коммуникаций и высокими энергозатратами на транспорт.

Характерная для региона высокая степень урбанизации (более 91 % населения проживает в городах[3], 65 % населения проживает в городах с численностью свыше 40 тыс. чел.) требует разработки и реализации схемных решений в системе теплоснабжения городов, а в совокупности с развитой инфраструктурой нефте- и газотранспорта данные решения могут быть на стыке с инфраструктурой трубопроводного транспорта.

Низкая плотность населения в сочетании с распределённостью проживания внегородского населения обусловила высокую долю децентрализованного теплоэнергоснабжения (около 65% сельских поселений не имеют централизованного энергообеспечения), для целей которого используются дизельные электростанции и угольные котельные на дорогом привозном топливе. В связи с полной выработкой их ресурса, расход топлива в несколько раз превышает нормативные значения, на отдельных станциях достигает 500 - 550 гр у.т./кВт/час. Из-за высокой изношенности оборудования и высокой стоимости энергоресурсов в отдельных удаленных населенных пунктах электроэнергия подается по часам.

Для нужд удаленного тепло и энергообеспечения ежегодно завозятся тысячи тонн угля и нефтепродуктов. Бюджетные расходы на поддержку удаленных энергосистем составляют около 0,5 млрд. руб./год.

Уровень аварийности на предприятиях нефтегазодобычи, несмотря на падающую динамику за последние 3 года, по-прежнему высокий (более чем в 2 раза превышает показатели 2002 года). Это влечет за собой увеличенные расходы энергии на трубопроводный транспорт и ухудшение экологической обстановки - загрязнение земель нефтепродуктами, минерализованными водами.

Основной потенциал энергосбережения региона сосредоточен в промышленности и транспорте энергоресурсов - сферах, большей частью регулируемых на федеральном уровне. Для его реализации и повышения безопасности и надежности федеральной энергосистемы необходимо тесное сотрудничество между регионом и центром.

Существует проблема сбора и рационального использования попутного нефтяного газа ввиду его низкой стоимости (по сравнению с затратами на подготовку и утилизацию), монополизации рынка транспорта, переработки, сбыта попутного нефтяного газа. Объем газа, сжигаемого в факелах, по данным на 01.01.2011 года составляет 4,9 млрд. куб. метров, что эквивалентно 5 млн. т. нефти. (5,6 тыс. т у.т.)[4]. Загрязняющие выбросы в атмосферу исчисляются тысячами тонн.

Одной из ключевых особенностей электроэнергетической системы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является дисбаланс между энергоисточниками и сетями: существует перегрузка электрических распределительных сетей при наличии свободных мощностей на энергоисточниках.

Отсутствие полноценной системы учета и мониторинга ресурсопотребления в регионе (недостаточность приборного учета, отсутствие необходимых форм статистической отчетности, слабая координация действий между регионом и муниципалитетами и пр.) создает сложность при выработке правильных решений по повышению энергоэффективности в регионе и муниципалитетах.

Суммарное энергопотребление региона за последние три года находится на уровне 38,9 - 40,7 млн. т у.т[5]. Энергоемкость ВРП за 2007 - 2009 гг. не существенно изменилась и составляет 21,5 кг у.т. /тыс. руб.

Решить вопрос повышения энергоэффективности экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры возможно путем применения комплексного подхода, позволяющего охватить процессом энергосбережения все сферы экономики, объединив усилия органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и населения, с привлечением средств внебюджетных источников, что требует использования программно-целевого метода.

Глава 1.1 Характеристика топливно-энергетического баланса региона


Для оценки энергоемкости ВРП Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также автономный округ) необходимо формирование единого топливно-энергетического баланса. Однако органы государственной статистики такого баланса ни для России в целом, ни для ее регионов, включая автономный округ, не формируют. По этой причине для оценки суммарного потребления энергии в автономном округе использовались экспертные оценки, которые базировались на данных из форм государственной статистики, которая, однако, является неполной и противоречивой. Согласно этим оценкам, в 2009 г. в автономном округе было потреблено 40,7 млн. т у.т. первичной энергии[6]. Основными первичными источниками являются нефть и газ, на долю газа приходится 36,6 млн. т у.т., на долю нефти и нефтрепродуктов 4,0 млн. т у.т.

Перечень исходных данных, использованных для составления топливно-энергетического баланса:

Форма 1-ТЭП. Сведения о снабжении тепловой энергией.

Форма 6-ТП. Сведения о работе электростанций.

Форма 4-топливо. Сведения об остатках, поступлении и расходе топлива, сборе и использовании отработанных нефтепродуктов.

Форма 1-ТЭК (нефть).

Форма 11-ТЭР (с приложениями). Сведения об использовании топлива, теплоэнергии и электроэнергии.

Форма N 22-ЖКХ (сводная).

Форма 24-энергетика (электробаланс и отчет о работе электростанций).

Нефтегазодобывающая отрасль.

За 2009 год нефтегазодобывающими предприятиями автономного округа отгружено продукции и выполнено работ и услуг по добыче нефти и газа на сумму 1583,2 млрд. рублей. С начала разработки нефтяных месторождений на территории автономного округа (с 1964 года) по состоянию на 1.01.2010 г. накопленная добыча нефти составила 9 431,6 млн. тонн. В 2009 году добыча нефти на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры составила 270,6 млн. тонн, что на 2,5% ниже уровня добытой нефти за 2008 год.

Начиная с 2003 года, темпы добычи нефти на территории автономного округа снижаются, на что оказывает влияние истощение ресурсной базы автономного округа. В 2009 году добыча нефти сократилась на 7 млн. тонн к уровню 2008 года.

В течение 2009 года на территории автономного округа добычу нефти и газа осуществляли 55 предприятий. Основной объем добычи нефти на территории автономного округа обеспечивают 9 вертикально интегрированных нефтяных компаний, добыча по которым составила 99,5% от общей добычи нефти по автономному округу, и только 0,5% от общего объема нефти добывается независимыми производителями, не входящими в состав вертикально интегрированных компаний.

Распределение позиций между компаниями по объему добычи нефти сложилось следующим образом: ОАО НК "Роснефть" - 69,3 млн. тонн (25,6% от общего объема), ОАО "Сургутнефтегаз" – 57,8 млн. тонн (21,4%), ОАО НК "ЛУКойл" – 51,5 млн. тонн (19%), ОАО "ТНК-ВР Менеджмент" – 45,7 млн. тонн (16,9%). Они добывают около 83% от общего объема нефти, извлекаемой на месторождениях автономного округа.

Объем естественного газа, извлеченного из недр (ресурсы), в 2009 году по сравнению с 2008 годом сократился на 1,1% и составил 36 млрд. куб. метров. В основном, на территории автономного округа ведется добыча попутного нефтяного газа, доля природного газа в общем объеме добычи газа составляет всего около 0,15%. Добыча попутного газа по России составила в 2009 году 57 млрд. куб. метров, в которой доля Югры составила 54,6%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»