Общее полное среднее образование молодежи - основа развития экономики, управления, культуры и всех последующих видов образования. В Ханты-Мансийском автономном округе действуют 414 общеобразовательных школ, в том числе 272 полных средних, 8 лицеев и 6 гимназий. В общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях учатся свыше 260 тыс. школьников, ежегодный выпуск из 9 кл. составляет около 23 тыс., из 11 классов - около 12 тыс. юношей и девушек. В 29 вечерних (сменных) школах получают среднее образование 9 тыс. человек.
Система общего среднего образования округа претерпевает существенные изменения. Происходит ее диверсификация, гуманизация, гуманитаризация, демократизация. Обновляется и дифференцируется содержание образования, осваиваются и вновь создаются прогрессивные учебные программы и технологии. Год от года увеличивается число учителей, педагогических коллективов, принявших парадигму развивающего обучения, четко определивших цели, возможности каждого предмета в развитии детей и пути достижения этих целей. Во многих школах на основе сочетания интересов личности и коллектива, личности и общества осваивается технология личностно-ориентированного обучения и воспитания. Эту работу в качестве экспериментальной работы ведут: гуманитарный лицей г. Ханты-Мансийска, средние школы Батовская, Шапшинская Ханты-Мансийского района, Сайгайтинская Сургутского района, Леушинская Кондинского района и ряд других.
В городах Сургуте, Нижневартовске, Ханты-Мансийске, Когалыме, Лангепасе, Урае, Мегионе, Березовском районе и других территориях успешно развиваются новые типы образовательных учреждений: гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов, ориентирующие учащихся на изучение и освоение программ повышенного уровня с последующим обучением в вузах области и России. Появление новых типов образовательных учреждений оказывает положительное влияние на качество обучения и воспитания, расширяет возможности молодежи в получении высшего образования.
Особое внимание заслуживает деятельность первой в области Сургутской высшей гимназии - лаборатории, руководимой заслуженным учителем РФ Салаховым В.М. В содружестве с Администрацией города и высшими учебными заведениями в гимназии на деле осуществляется комплексное непрерывное образование от дошкольного до высшего. Педколлектив гимназии активно внедряет современные технологии обучения.
В Сургуте и Нижневартовске созданы по две негосударственные школы с обучением с 1 по 11 класс с общей численностью учащихся 800 человек.
Окружная олимпиада школьников (1997 г.) показала, что наиболее успешно готовят интеллектуалов XXI века школы городов Нижневартовска, Сургута, Лангепаса, добившиеся права участвовать во Всероссийской олимпиаде в городах Иркутске и Новосибирске. Ежегодно в вузы городов Тюмени, Сургута, Нижневартовска и других городов России поступают свыше 50 % выпускников средних школ округа, это самый значительный источник укрепления его интеллектуального, кадрового потенциала.
На основе сотрудничества с учеными кафедры педагогики и психологии Тюменского государственного университета разработаны целостные, перспективные (до 2000 г.) программы развития образования в городе Нижневартовске, Березовском районе, выполнение которых позволит этим образовательным системам выйти на новый качественный уровень. Вместе с тем, программно-целевое планирование развития образования, как новый эффективный, качественный уровень управления им пока не находит должного понимания у глав администраций, комитетов по образованию округа. Это сдерживает освоение школами новых эффективных образовательных направлений и технологий. Анализ знаний, умений, навыков, интеллектуального развития выпускников школ округа на вступительных экзаменах и в процессе обучения в вузах свидетельствует о необходимости существенного улучшения организации процесса обучения и воспитания молодежи: требуется освоение программ повышенного уровня в области естественно - научных, гуманитарных дисциплин, языковой подготовки.
В округе, несмотря на наличие университета, двух институтов и двух педколледжей, все еще остро стоит проблема обеспечения школ педагогическими кадрами: дефицит составляет свыше 7 %. Серьезного внимания управленческих структур требует материальная база: 30 % школ нуждаются в капитальном ремонте, многие школы находятся в аварийном состоянии, строительство новых школ ведется медленно. Свыше 40 % учащихся учатся во вторую и третью смену.
В 7 профучилищах округа учащиеся школ получают допрофессиональную и профессиональную подготовку. С этой целью в училищах используется около 600 рабочих мест. Кроме того в округе действуют 18 межшкольных учебно-производственных комбинатов, в которых создано около 3,5 тыс. рабочих мест. МУПК активно сотрудничают с учебными заведениями начального и среднего профобразования. Вместе с тем общее число рабочих мест для общественно-полезного и производительного труда не превышает 10 тысяч, а учащихся 8 - 11 классов свыше 60 тыс. Это говорит о том, что деятельность школ, органов управления образованием по профессиональной ориентации, допрофессиональной подготовки нуждается в совершенствовании, углублении и расширении.
В соответствии с Законом РФ "Об образовании", с учетом материальных, кадровых возможностей, экономической и политической значимости территории, в округе, хотя и медленно, но цельно и многопланово развивается все образовательное пространство на основе научного и интеллектуального потенциала всей страны, области и, прежде всего, г. Тюмени. В 7 вузах г. Тюмени, а также в Тобольском и Ишимском пединститутах получают высшую профессиональную подготовку около 5,5 тыс. выпускников средних учебных заведений округа. Из них 3,6 тыс. учатся примерно поровну в двух университетах г. Тюмени. Кроме того по очной и заочной формах обучения в филиалах ТГУ, ТюмГНГУ, Сельхозакадемии, расположенных в городах нефтяного приобья, получают высшую профессиональную подготовку еще соответственно 1348 и 1086 студентов.
Вузы и их филиалы развивают многосторонние отношения с общеобразовательными и начальными профессиональными учебными заведениями. Так, Тюменский госуниверситет имеет договорные отношения с Администрацией г. Ханты-Мансийска. Ученые университета участвуют в разработке программ, учебных планов, читают лекции, проводят семинарские занятия. Серьезную помощь преподаватели университета оказывают шк. N 31 г. Нижневартовска, шк. N 1 г. Лянтора, шк. N 3 г. Сургута.
На базе 9 школ г. Нижневартовска работают преподаватели вузов Москвы, Санкт-Петербурга и других городов по профессиональной ориентации, подготовке к сдаче вступительных экзаменов.
Школы города Урая успешно сотрудничают с вузами Тюмени и Челябинска.
Во всех городах Ханты-Мансийского автономного округа вузы области, а также других городов России ведут прием абитуриентов, как правило, на договорной основе. Однако приемные комиссии действуют разрозненно, не согласовано, экономически неэффективно.
Нефтегазовый университет г. Тюмени ежегодно проводит в городах округа предметные олимпиады, подготовительные курсы с целью привлечения учащихся к поступлению в университет. Преподаватели многих вузов привлекаются к преподаванию в профильных классах. Многоплановое сотрудничество с вузами осуществляет Главное управление образованием г. Сургута: заключены договоры с Сургутским университетом о подготовке специалистов в области психологии. Совместно с названным университетом, а также Московским институтом прикладной математики разрабатываются и осуществляются программы и проекты: "Компьютеризация образования", "Память", "Мышление". Сургутский пединститут в лицее N 2 и гимназии N 3 открыл педагогические классы.
Проблему психологизации образования в городе решают ученые Московского института педагогики и психологии (РАО).
В тоже время влияние ряда тюменских вузов на профессиональную ориентацию учащихся округа достаточно скромное, что подтверждает число обучающихся в них:
в институте искусств и культуры - 49;
сельскохозяйственной академии - 115;
медицинской академии - 361;
архитектурно-строительной академии - 613.
Многие факультеты вузов не проявляют инициативы в сотрудничестве с учебными заведениями округа. Недостаточно инициативна деятельность вновь созданных Сургутского технического университета и Нижневартовского педагогического института по развитию договорных отношений со школами. Сотрудничество как правило ограничивается подготовительными курсами.
Идя навстречу интересам родителей учащихся, тюменские вузы открыли свои филиалы, факультеты, почти во всех городах округа, которые после определенного начального этапа обучения продолжают образование в базовых вузах г. Тюмени. В городах округа работают выездные приемные комиссии. В апреле 1997 г. на базе Урайского полипрофильного колледжа состоялась научно-практическая конференция, посвященная теме: "Опыт и проблемы совершенствования подготовки студенческой молодежи в новых вузах малых северных городов". Рекомендации конференции могут быть полезны при формировании всей образовательной политики в округе. Вместе с тем, действия всех высших учебных заведений в округе разрозненны, учебно-материальная база, профессорско-преподавательский потенциал используется неэффективно, качество обучения желает лучшего и, главное, из округа выкачиваются значительные финансовые средства.
Предполагаемые ниже мероприятия отражают основные направления и конкретные действия по усилению средней общеобразовательной школы как базы профессионального образования в округе. Предлагаемые меры предусматривают подготовку учащихся школ к получению среднего и профессионального высшего образования не только с целью удовлетворения кадровых запросов автономного округа, но и удовлетворения личностных потребностей юношей и девушек, их родителей, повышения интеллектуального потенциала главной энергетической базы России как основы ее будущего развития.