Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА"

Построение организационно-управленческой модели системы профессионального образования


Эффективное функционирование системы профессионального образования, состоящей из разнотипных учебных заведений, предполагает их системную взаимоувязку и скоординированность в работе. Их деятельность должна строиться на единой методологической базе, действительно обеспечивающей развитие профессионального образования.

В основе методологии формирования модели лежат следующие принципы:

- сущностью системы управления профессиональным образованием в округе является общественно-государственное управление;

- основой деятельности системы управления является не отраслевой, а региональный подход;

- управление профессиональным образованием строится на основе системного подхода.

Все это может быть достигнуто путем создания определенной модели организации деятельности и управления всей системой профессионального образования региона (округа). В основу построения модели должен быть положен системный подход. При таком подходе для обоснования управленческих решений изучаются связи, которые имеются между элементами (учебными заведениями) и подсистемами (начальное, среднее и высшее профессиональное образование) объекта управления; частные локальные задачи отдельных частей проблемы, отдельных подсистем подчиняются общей конечной цели. Необходимы четкая формулировка единых, реально выполнимых целей и задач подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, а затем определение путей наиболее эффективного их решения для системы и отдельных ее элементов.

Наша концептуальная модель предполагает наличие трех уровней организации деятельности и управления региональной системой профессионального образования округа. Первый уровень - учебное заведение, второй - учебный территориальный округ. Третий - регион (округ).

Территориальный учебный округ - есть структурный компонент региональной системы профессионального образования, представляющий собой добровольное, самоуправляемое объединение различных типов учебных заведений профессионального образования конкретной территории (Сургут, Ханты-Мансийск и Нижневартовск).

Его назначение - интеграция учебных заведений и учреждений профессионального образования, их педагогических коллективов для успешной реализации задач, поставленных перед нами законами РФ "Об образовании" и "Высшем и послевузовском профессиональном образовании". Конечная цель деятельности учебного округа и его субъектов - совершенствование системы подготовки и повышения квалификации и профессионального мастерства специалистов посредством разработки и внедрения новых поколений образовательных программ, создания национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов, внедрения новых технологий и техники непрерывного образования.

Таким образом, создаваемая структура не является искусственной, "навязываемой" сверху, что подтверждают и принципы ее деятельности:

- добровольность вступления учебных заведений в состав субъекта учебного округа;

- признание общей цели их деятельности;

- сбалансированность, взаимный учет интересов субъектов;

- рациональная интеграция материальной базы;

- коллегиальность самоуправления, учет мнения всех субъектов при принятии решений и др.

Итак, в соответствии с нашей концептуальной моделью, решение проблем развития профессионального образования на каждом из трех уровней должно осуществляться по единой схеме:

- диагностика достигнутого уровня функционирования и развития;

- прогноз по профессиям на рынке труда и потребностям населения в образовательных услугах;

- разработка и реализация концепций и программ функционирования и развития.

Назначение диагностики - выявление меры реализации функциональных целей и целей развития профессионального образования на трех названных выше уровнях. Назначение прогноза - выявление динамики спроса по профессиям в производственной и непроизводственной сфере. Разработка концепций и программ функционирования профессионального образования на каждом уровне должна осуществляться с учетом: государственных и региональных нормативно-правовых актов о профессиональном образовании; сквозных принципов новых концепций профессионального образования (демократизации, гуманизации, автономности, научного обеспечения функционирования учебного заведения, разноуровневой профессиональной подготовки, вариантности и мобильности содержания и технологий обучения и развития и др.); государственных и национально-региональных стандартов; долгосрочных и краткосрочных прогнозов по профессиям на рынке труда и потребностям населения в образовательных услугах.