Эффективное функционирование системы профессионального образования, состоящей из разнотипных учебных заведений, предполагает их системную взаимоувязку и скоординированность в работе. Их деятельность должна строиться на единой методологической базе, действительно обеспечивающей развитие профессионального образования.
В основе методологии формирования модели лежат следующие принципы:
- сущностью системы управления профессиональным образованием в округе является общественно-государственное управление;
- основой деятельности системы управления является не отраслевой, а региональный подход;
- управление профессиональным образованием строится на основе системного подхода.
Все это может быть достигнуто путем создания определенной модели организации деятельности и управления всей системой профессионального образования региона (округа). В основу построения модели должен быть положен системный подход. При таком подходе для обоснования управленческих решений изучаются связи, которые имеются между элементами (учебными заведениями) и подсистемами (начальное, среднее и высшее профессиональное образование) объекта управления; частные локальные задачи отдельных частей проблемы, отдельных подсистем подчиняются общей конечной цели. Необходимы четкая формулировка единых, реально выполнимых целей и задач подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, а затем определение путей наиболее эффективного их решения для системы и отдельных ее элементов.
Наша концептуальная модель предполагает наличие трех уровней организации деятельности и управления региональной системой профессионального образования округа. Первый уровень - учебное заведение, второй - учебный территориальный округ. Третий - регион (округ).
Территориальный учебный округ - есть структурный компонент региональной системы профессионального образования, представляющий собой добровольное, самоуправляемое объединение различных типов учебных заведений профессионального образования конкретной территории (Сургут, Ханты-Мансийск и Нижневартовск).
Его назначение - интеграция учебных заведений и учреждений профессионального образования, их педагогических коллективов для успешной реализации задач, поставленных перед нами законами РФ "Об образовании" и "Высшем и послевузовском профессиональном образовании". Конечная цель деятельности учебного округа и его субъектов - совершенствование системы подготовки и повышения квалификации и профессионального мастерства специалистов посредством разработки и внедрения новых поколений образовательных программ, создания национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов, внедрения новых технологий и техники непрерывного образования.
Таким образом, создаваемая структура не является искусственной, "навязываемой" сверху, что подтверждают и принципы ее деятельности:
- добровольность вступления учебных заведений в состав субъекта учебного округа;
- признание общей цели их деятельности;
- сбалансированность, взаимный учет интересов субъектов;
- рациональная интеграция материальной базы;
- коллегиальность самоуправления, учет мнения всех субъектов при принятии решений и др.
Итак, в соответствии с нашей концептуальной моделью, решение проблем развития профессионального образования на каждом из трех уровней должно осуществляться по единой схеме:
- диагностика достигнутого уровня функционирования и развития;
- прогноз по профессиям на рынке труда и потребностям населения в образовательных услугах;
- разработка и реализация концепций и программ функционирования и развития.
Назначение диагностики - выявление меры реализации функциональных целей и целей развития профессионального образования на трех названных выше уровнях. Назначение прогноза - выявление динамики спроса по профессиям в производственной и непроизводственной сфере. Разработка концепций и программ функционирования профессионального образования на каждом уровне должна осуществляться с учетом: государственных и региональных нормативно-правовых актов о профессиональном образовании; сквозных принципов новых концепций профессионального образования (демократизации, гуманизации, автономности, научного обеспечения функционирования учебного заведения, разноуровневой профессиональной подготовки, вариантности и мобильности содержания и технологий обучения и развития и др.); государственных и национально-региональных стандартов; долгосрочных и краткосрочных прогнозов по профессиям на рынке труда и потребностям населения в образовательных услугах.