(с изменениями на 26 января 2024 года)
________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Администрации Томской области от 26 января 2024 года № 18а
постановлением Администрации Томской области от 07 ноября 2023 года № 517а
_______________________________________________________________
В соответствии со статьей 11 Закона Томской области от 12 марта 2015 года № 24-ОЗ "О стратегическом планировании в Томской области"
постановляю:
1. Одобрить прогноз социально-экономического развития Томской области на 2024 год и на плановый период 2025 - 2026 годов согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Томской области по экономике, инвестиционной политике и имущественным отношениям.
(пункт в редакции, введенной в действие с 10.11.2023 года постановлением Администрации Томской области от 07 ноября 2023 года № 517а, - см. предыдущую редакцию)
Губернатор Томской области
В.В. Мазур
Прогноз
социально-экономического развития Томской области
на 2024 год и на плановый период 2025 - 2026 годов
Геополитический кризис и санкции недружественных стран, сопряженные с колебанием курса валют, ростом инфляции, ограничением экспорта и сокращением импорта стали ключевыми факторами, определившими динамику основных макроэкономических показателей Томской области в 2022 году. За счет накопленного потенциала и принятых антикризисных мер в Томской области удалось минимизировать темпы снижения ряда производств.
Замедление темпов развития в 2022 году относительно 2021 года наблюдалось по следующим показателям:
- промышленное производство (индекс промышленного производства (далее - ИПП) - 97,8%) за счет снижения добычи полезных ископаемых (ИПП - 99,9%) из-за сокращения добычи нефти и газа до 96,6% вследствие выработки высокопродуктивных зон, низкого уровня вовлечения в разработку трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья и в соответствии с планами по добыче нефти крупными недропользователями;
- обрабатывающие производства (ИПП - 95,6%) из-за снижения объемов производства в нефтехимическом комплексе (сокращение экспорта метанола), в производстве пищевых продуктов (межрегиональное перераспределение производств крупного производителя колбасных изделий);
- водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов (ИПП - 93,7%) за счет снижения объемов по сбору, обработке и утилизации отходов, сбору и обработке сточных вод, по забору, очистке и распределению воды;
- строительство (индекс физического объема (далее - ИФО) - 81,5%) в результате снижения объемов работ по строительству зданий, инженерных сооружений и специализированных строительных работ;
- оборот розничной торговли (ИФО - 97,6%) из-за снижения на 3,0% оборота непродовольственных товаров и на 1,8% оборота пищевых продуктов;
- реальная заработная плата (99,5%) за счет опережающего роста индекса потребительских цен в среднегодовом выражении по сравнению с темпом роста номинальной начисленной заработной платы;
- реальные располагаемые денежные доходы населения (98,5%), что обусловлено опережающим ростом индекса потребительских цен.
По итогам 2022 года относительно 2021 года положительные темпы роста продемонстрировали:
- промышленное производство в части обеспечения электрической энергией, газом и паром (ИПП - 103,2%) за счет увеличения объемов производства электроэнергии, в том числе в связи с увеличением ее потребления в сфере обработки;
- производство сельскохозяйственной продукции (ИФО - 103,2%) за счет наращивания объемов производства животноводческой продукции (мясо - 101,8%, молоко - 101,8%, яйцо - 107,9%) и увеличения урожайности зерновых и зернобобовых культур на 10,4%;
- объем платных услуг населению (ИФО - 100,2%) из-за увеличения объема медицинских, телекоммуникационных, транспортных и жилищных услуг.
Также в 2022 году:
- доля населения с денежными доходами ниже границы бедности к общей численности населения снизилось на 0,8 п.п. (до 12,7%) благодаря росту денежных доходов населения;
- численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения, снизилась на 2,3 тыс. человек и составила 5,0 тыс. человек.
Томская область по итогам 2022 года занимает лидирующие позиции среди субъектов Сибирского федерального округа (далее - СФО) по следующим социально-экономическим показателям:
1-е место:
- по среднему размеру назначенных пенсий (в Российской Федерации (далее - РФ) - 14-е место);
- по производству картофеля к уровню предыдущего года (в РФ - 24-е место);
2-е место:
- по производству скота и птицы на душу населения (в РФ - 18-е место);
- по производству зерна к уровню предыдущего года (в РФ - 44-е место);
- по индексу цен на реализованную сельскохозяйственную продукцию (в РФ - 19-е место);
- по индексу цен на вторичном рынке жилья (в РФ - 25-е место);
3-е место:
- по размеру номинальной начисленной заработной платы (в РФ - 23-е место);
- по индексу производства продукции растениеводства (в РФ - 45-е место);
- по производству молока к уровню предыдущего года (в РФ - 42-е место);
- по поступлениям налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему на душу населения (в РФ - 16-е место).
На достижение положительных результатов социально-экономического развития Томской области оказала влияние проводимая в Томской области государственная политика по достижению национальных целей и стратегических приоритетов. Кроме того, принятые на федеральном и региональном уровнях меры поддержки бизнеса и населения в период санкционного давления позволили стабилизировать ситуацию. Основные показатели прогноза социально-экономического развития Томской области на 2024 и на плановый период 2025 - 2026 годов (далее - Прогноз) приведены в приложении № 1 к настоящему Прогнозу, сравнение прогнозных значений с показателями документов стратегического планирования - в приложении № 6. В целом основные показатели базовых видов экономической деятельности характеризовались замедлением роста, что соответствует и российским трендам (приложение № 2 к Прогнозу).
Оценка факторов и ограничений
На период 2024 - 2026 годов сохранится влияние на развитие Томской области следующих внутренних и внешних факторов:
1. Несовершенство распределения доходных источников между субъектами и Российской Федерацией.
Томская область ежегодно перечисляет в федеральный бюджет свыше 75% налогов (это около 246 млрд рублей), при этом имеет высокую долговую нагрузку (по итогам 2022 года - 75,3%) и бюджетную обеспеченность ниже среднероссийского уровня (в 2022 году - 0, 677).
2. Качественное ухудшение сырьевой базы на фоне введения квот в рамках решений ОПЕК. Большая часть освоенных месторождений Томской области имеет высокую выработанность, остальная часть потенциально-продуктивных месторождений содержит трудноизвлекаемые нерентабельные запасы. При этом доля трудноизвлекаемых запасов составляет более 55% и продолжает расти.
Снижение объемов добычи нефти не только негативно влияет на финансовую устойчивость нефтяной отрасли в Томской области, но и приводит к сокращению ряда сопутствующих смежных отраслей. Данные процессы, в свою очередь, замедляют социально-экономическое развитие Томской области и сокращают объемы налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
3. Недостаточная развитость транспортной инфраструктуры. Географическая удаленность Томской области и неразвитость транспортной инфраструктуры накладывают ограничения на развитие секторов экономики, для которых транспортные издержки являются критичными. Томская область значительно уступает другим субъектам Российской Федерации по плотности автомобильных дорог с твердым покрытием.
4. Ограничение железнодорожного экспорта из Томской области через Республику Казахстан. Из-за перенаправления экспортных потоков с европейской части России в восточном направлении нагрузка на транзитную инфраструктуру Республики Казахстан кратно возросла и, как следствие, проблемы с пропускной способностью, ростом тарифов и ограничением на прием поездов. Это затрудняет экспорт как в страны Центральной Азии, так и в Иран и страны Персидского залива, так как Восточная ветка МТК "Север-Юг" оказывается недоступна.
5. Повышенный расход топливно-энергетических ресурсов на производственные и социальные нужды из-за суровых природно-климатических условий.
6. Проблемы развития сельского хозяйства, находящегося в зоне рискованного земледелия. Дефицит оборотных средств и финансовых средств для обновления основных фондов в сельскохозяйственных организациях.
Существенное влияние на социально-экономическое развитие Томской области окажут крупные инвестиционные проекты, одобренные Правительством Российской Федерации, а также инвестиционные проекты, вошедшие в проект плана реализации Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года (далее - Стратегия) (приложение № 3 к Прогнозу).
Сценарии и направления развития
Письмом от 29.09.2023 № 35493 - ВД/Д14и Минэкономразвития РФ доведены уточненные показатели базового и консервативного вариантов прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, одобренные на заседании Правительства Российской Федерации 22 сентября 2023 года.
Так, до конца 2023 года по Российской Федерации ожидается:
снижение экспорта товаров в стоимостном выражении на 22%, при этом в реальном выражении сохранение на уровне 2022 года (0,5%). Снижение нефтегазового экспорта будет нивелировано восстановлением ненефтегазового экспорта. В структуре ненефтегазового экспорта опережающими темпами будут расти поставки продовольственных товаров, химической продукции (включая минеральные удобрения), драгоценных камней и металлов, а также машин и оборудования;
рост импорта товаров в стоимостном выражении на 13,4%, в реальном выражении - на 7,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года;
сальдо счета текущих операций составит около 74,4 млрд долларов США или 3,9% валового внутреннего продукта (далее - ВВП).
По итогам 2023 года прирост потребительских цен составит 7,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В 2023 году ожидается увеличение среднемесячной номинальной заработной платы на уровне 112,2%, что при невысокой инфляции обеспечит рост реальной заработной платы 106,1%.
Рост реальных располагаемых доходов населения оценивается на уровне 104,1%.
Ситуация на рынке труда характеризуется как стабильная. В целом за 2023 год уровень безработицы по методологии МОТ составит 4,2% (в 2022 году - 5,2%).
Стабильная ситуация на рынке труда, рост реальных располагаемых денежных доходов и кредитной активности населения положительно сказываются на восстановлении потребительской активности. По итогам 2023 года прогнозируется увеличение потребительской активности на 5,4%.
В результате в 2023 году ожидается рост оборота розничной торговли на 5,8%, объема платных услуг, оказываемых населению, на 4,1%.
По итогам 2023 года рост экономики позволит не только компенсировать спад 2022 года, но и достигнуть прироста к уровню двухлетней давности. По итогам 2023 года ожидается рост ВВП на 2,8% (в 2022 году - снижение на 2,1%). Основными драйверами роста выступают отрасли реального сектора, прежде всего, обрабатывающая промышленность. Рост экономики сопровождается высокой инвестиционной активностью. По итогам 2023 года темпы роста инвестиций ожидаются на уровне 6,0%.
В базовом варианте среднесрочная траектория развития российской экономики на период 2024 - 2026 годов определяется развитием экономики предложения, направленной на удовлетворение внутреннего спроса - как потребительского, так и инвестиционного. При этом роль экспорта в структуре роста будет повышаться по мере переориентации на новые рынки.
Рост физических объемов российского экспорта в 2024 году ускорится до 2,6% г/г, а в 2025 - 2026 годах стабилизируется на уровне 2,4 - 2,7% в год. Драйверами роста на среднесрочном горизонте будет выступать как нефтегазовый, так и ненефтегазовый экспорт.
В то же время с 2024 года темпы роста физических объемов импорта замедлятся.
При этом профицит торгового баланса и счета текущих операций к 2026 году сохранится на уровне 2023 года: 7,5% ВВП и 3,7% ВВП, соответственно.
Увеличение притока иностранной валюты по счету текущих операций, в том числе с учетом постепенного восстановления торгового баланса, наряду с продолжающейся диверсификацией валютной структуры внешнеторговых операций в 2024 - 2026 годах будут способствовать стабилизации курса рубля в диапазоне 90 - 92 рубля за доллар США (в среднем за год). На среднесрочном горизонте в прогноз заложено постепенное ослабление российской валюты в соответствии с инфляционным дифференциалом, что будет способствовать сохранению стабильного реального эффективного курса рубля.
В 2024 году инфляция замедлится до 4,5%. С 2025 года инфляция выйдет на целевой уровень 4,0%.
При прогнозировании макроэкономических индикаторов социально-экономического развития Томской области на период 2024 - 2026 годов за основу были взяты приведенные уточненные показатели базового и консервативного вариантов прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Исходя из указанных сценариев основными направлениями социально-экономического развития региона на среднесрочную перспективу (2024 - 2026 годы) станут: