Недействующий

О внесении изменений в постановление администрации Города Томска от 19.09.2014 № 946 "Об утверждении муниципальной программы "Социальная поддержка граждан" на 2015-2025 годы"

Приложение 4 к постановлению
администрации Города Томска
от 30.01.2023 № 75

Приложение 3 к муниципальной программе
"Социальная поддержка граждан"
 на 2015-2025 годы



Подпрограмма "Старшее поколение"

Паспорт подпрограммы

"Старшее поколение"


Куратор подпрограммы

Заместитель Мэра Города Томска по социальной политике

Ответственный исполнитель подпрограммы

Управление социальной политики администрации Города Томска

Соисполнители

Администрация Кировского района Города Томска, администрация Ленинского района Города Томска,  администрация Октябрьского района Города Томска, администрация Советского района Города Томска, департамент образования администрации Города Томска, департамент дорожной деятельности и благоустройства администрации Города Томска, управление культуры администрации Города Томска, управление физической культуры и спорта администрации Города Томска

Участники

Муниципальные бюджетные и автономные учреждения Города Томска, некоммерческие организации (по согласованию)

Цель подпрограммы

Задачи подпрограммы

Цель. Повышение уровня жизни граждан старшего поколения


Задача 1. Оказание помощи в решении материальных и бытовых проблем пожилых граждан, в том числе одиноких престарелых граждан, престарелых супружеских пар
Задача 2. Содействие активному участию граждан старшего поколения в жизни общества для реализации личного потенциала

Показатели цели подпрограммы,
единицы измерения

Год разработки программы - 2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

в соответствии с потребностью

в соответствии с утвержденным финансированием

в соответствии с потребностью

в соответствии с утвержденным финансированием

в соответствии с потребностью

в соответствии с утвержденным финансированием

в соответствии с потребностью

в соответствии с утвержденным финансированием

в соответствии с потребностью

в соответствии с утвержденным финансированием

в соответствии с потребностью

в соответствии с утвержденным финансированием

в соответствии с потребностью

в соответствии с утвержденным финансированием

в соответствии с потребностью

в соответствии с утвержденным финансированием

в соответствии с потребностью

в соответствии с утвержденным финансированием

в соответствии с потребностью

в соответствии с утвержденным финансированием

в соответствии с потребностью

в соответствии с утвержденным финансированием

Цель. Повышение уровня жизни граждан старшего поколения

Показатель 1. Доля граждан старшего поколения, охваченных мерами материальной поддержки, от общей численности граждан старшего поколения, проживающих на территории МО "Город Томск" (%)*

5

5,6

5

5

4,9

4

4

4

3,6

3,5

3,4

3,5

2,9

3,4

2,7

3,5

2,7

3,3

2,9

3,2

2,8

2,9

2,9

Показатель 2. Доля граждан старшего поколения, охваченных мерами для реализации интеллектуальных и культурных потребностей, от общей численности граждан старшего поколения, проживающих на территории МО "Город Томск" (%)

29,5

28,4

24,9

22

18,9

20,9

15,7

17,1

16,8

18,7

18,7

18,8

3,6

19,6

10

21,5

18,6

21,5

19,7

21,4

19,8

18,9

18,9

Показатели задач подпрограммы, единицы измерения

Год разработки программы - 2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

в соответствии с потребностью

в соответствии с утвержденным финансированием

в соответствии с потребностью

в соответствии с утвержденным финансированием

в соответствии с потребностью

в соответствии с утвержденным финансированием

в соответствии с потребностью

в соответствии с утвержденным финансированием

в соответствии с потребностью

в соответствии с утвержденным финансированием

в соответствии с потребностью

в соответствии с утвержденным финансированием

в соответствии с потребностью

в соответствии с утвержденным финансированием

в соответствии с потребностью

в соответствии с утвержденным финансированием

в соответствии с потребностью

в соответствии с утвержденным финансированием

в соответствии с потребностью

в соответствии с утвержденным финансированием

в соответствии с потребностью

в соответствии с утвержденным финансированием

Задача 1. Оказание помощи в решении материальных и бытовых проблем пожилых граждан, в том числе одиноких престарелых граждан, престарелых супружеских пар

Показатель. Количество граждан старшего поколения, охваченных мерами материальной поддержки (человек)

5256

6035

5370

5450

5350

4748

4699

4546

4117

4190

4054

4110

3490

3992

3205

3917

3087

3690

3266

3556

3113

3291

3245

Задача 2. Содействие активному участию граждан старшего поколения в жизни общества для реализации личного потенциала

Показатель.
Количество граждан старшего поколения, охваченных мерами по созданию условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей (человек)

30766

30127

26648

24100

20620

23080

17540

19331

18931

22278

22278

22288

4202

22843

11722

24211

20998

24168

22193

24148

22253

21278

21278

Объемы и источники финансирования подпрограммы (с разбивкой по годам, тыс. рублей)

Годы:

Всего по источникам

местный бюджет

федеральный бюджет

областной бюджет

внебюджетные источники

потребность

утверждено

потребность

утверждено

потребность

утверждено

потребность

утверждено

потребность

план

2015 год

73885,9

54030,9

68185,9

48330,9

 

 

5700,0

5700,0

 

 

2016 год

53500,2

50848,4

47800,2

45148,4

 

 

5700,0

5700,0

 

 

2017 год

54896,7

47184,5

49196,7

42284,5

 

 

5700,0

4900,0

 

 

2018 год

51478,7

44345,5

47878,7

40745,5

 

 

3600,0

3600,0

 

 

2019 год

49577,5

44869,6

47477,5

42769,6

 

 

2100,0

2100,0

 

 

2020 год

44055,7

39668,8

41315,7

36928,8

 

 

2740,0

2740,0

 

 

2021 год

44495,5

38316,8

42745,5

36896,8

 

 

1750,0

1420,0

2022 год

42622,3

37712,7

40872,3

36472,7

 

 

1750,0

1240,0

 

 

2023 год

41504,2

41166,1

40254,2

40026,1

 

 

1250,0

1140,0

 

 

2024 год

40747,8

40383,2

39597,8

39343,2

 

 

1150,0

1040,0

 

 

2025 год

47160,2

44194,3

45560,2

44194,3

 

 

1600,0

0,0

 

 

Итого

543924,7

482720,8

510884,7

453140,8

 

 

33040,0

29580,0

 

 

Сроки реализации подпрограммы

2015 - 2025 гг.

Укрупненный перечень мероприятий

1) Оказание помощи в решении материальных и бытовых проблем пожилых граждан, в том числе одиноких престарелых граждан, престарелых супружеских пар
2) Содействие активному участию граждан старшего поколения в жизни общества для реализации личного потенциала

Организация управления подпрограммой и контроль за её реализацией:

- управление подпрограммой осуществляет

Управление социальной политики администрации Города Томска

- текущий контроль и мониторинг реализации подпрограммы осуществляют

Администрация Кировского района Города Томска, администрация Ленинского района Города Томска,  администрация Октябрьского района Города Томска, администрация Советского района Города Томска, департамент образования администрации Города Томска, департамент дорожной деятельности и благоустройства администрации Города Томска, управление социальной политики администрации Города Томска, управление культуры администрации Города Томска, управление физической культуры и спорта администрации Города Томска


     * отсутствие динамики значения показателя связано с тем, что изменение исходных данных для расчета данного показателя является незначительным, а именно: объем финансирования и количество граждан старшего поколения обратившихся за мерами материальной поддержки, от общей численности граждан старшего поколения, проживающих на территории муниципального образования "Город Томск".

Анализ текущей ситуации


     Мероприятия настоящей подпрограммы осуществляются в интересах граждан Старшего поколения и соответствуют плану мероприятий на 2017-2021 год по реализации на территории Томской области первого этапа Стратегии действий в интересах граждан Старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года (распоряжение администрации Томской области № 240-ра от 20.04.2017).
Старение населения - общемировой процесс. В муниципальном образовании "Город Томск" на конец 2019 года проживало 118317 гражданам, достигшим возраста 60 (для мужчин) и 55 лет (для женщин). Основным источником доходов большинства пожилых граждан является пенсия.

      Одним из целевых векторов Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года, утверждённой решением Думы Города Томска от 27.06.2006 № 224, является повышение уровня жизни населения. Достижение поставленной цели подразумевает и охват граждан старшего поколения посредством оказания помощи в решении материальных и бытовых проблем пожилых граждан, а также содействию активному участию граждан старшего поколения в жизни общества для реализации личного потенциала.

     В соответствии с Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", в России начинается постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения будут происходить поэтапно в течение длительного переходного периода, который составит 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В настоящее время пенсионный возраст мужчин составляет 60 лет, пенсионный возраст женщин - 55 лет.

     По данным Отделения Пенсионного Фонда России по Томской области средний размер страховой пенсии неработающих пенсионеров по состоянию на конец 2019 года равен 16784,49 руб. при прожиточном минимуме на IV квартал 2019 года на душу населения по Томской области в размере 11140 руб. (пенсионеры - 9028 руб.), а в Городе Томске - 10931 руб. на душу населения (пенсионеры - 8855 руб.).

     Постоянное повышение цен на продукты питания, промышленные товары, медикаменты, рост оплаты за жилье и коммунальные услуги значительно затрудняют пожилым людям, особенно одиноко проживающим, производить жизненно необходимые приобретения, в том числе лекарственные препараты и лечение.

Таблица 1

Назначение оказанной адресной единовременной материальной помощи в 2016 г.

Виды помощи

Количество человек

Сумма
(руб.)

% данного вида помощи

Зубопротезирование

1429

4 426 782,53

67,5

Лечение, приобретение медицинских приборов, дорогостоящие операции

347

1 499 508,3

16,4

Приобретение бытовой техники

94

562 640,23

4,4

Ремонт жилья, погашение задолженностей за ЖКУ и телефон

145

892 342,22

6,9

Другие виды помощи (вынужденные поездки, похороны, памятники, продукты питания, приобретение одежды и др.)

102

591 679,73

4,8

ИТОГО

2117

7 972 953,0

100,00


     Основная целевая аудитория настоящей подпрограммы включает в себя граждан старшего поколения (мужчины, достигшие возраста 60 лет, женщины, достигшие возраста 55 лет), а также граждан, имеющих удостоверение "Ветеран боевых действий".

     Неустойчивое материальное положение, неудовлетворительное состояние здоровья, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части пожилых людей.

     Ежегодно с 2015 года гражданам оказывается единовременная социальная (материальная) помощь (материальная помощь в трудной жизненной ситуации и на зубопротезирование). В 2019 году такую помощь получили 2510 человек в общем размере 8587,3 тыс. руб. Материальная помощь в трудной жизненной ситуации оказывается гражданам в основном на лечение (операции, дорогостоящие лекарства) и улучшение жилищно-бытовых условий (ремонт, бытовая техника, мебель).

     Для одиноко проживающих пенсионеров, не имеющих близких родственников и нуждающихся в улучшении уровня жизни, подпрограммой предусмотрена мера социальной поддержки в виде пожизненной ренты. В соответствии с решением Думы Города Томска от 26.04.2005 № 901 "О Положении "О пожизненной ренте в муниципальном образовании "Город Томск" и последующими муниципальными правовыми актами муниципального образования "Город Томск" администрация Города Томска заключает договоры пожизненной ренты с одинокими престарелыми гражданами.

     Договоры заключаются с целью усиления социальной поддержки одиноких престарелых граждан и формирования муниципального жилищного фонда для населения города. Данная услуга является не только хорошим дополнением к бюджету получателей, но и правовой защитой одиноких пенсионеров. В 2019 году обязательства по договорам пожизненной ренты выполнены для 21 получателя выплаты на общую сумму 4796,4 тыс. руб.

Таблица 2

Основные мероприятия подпрограммы "Старшее поколение"



Годы

Текущий   
ремонт

Капитальный
ремонт

Установка плит

Установка телефонов

Материальная
помощь

кол-во
квартир

сумма
(тыс.
руб.)

кол-во
домов

сумма
(тыс.
руб.)

кол-во
кварт-
тир

сумма
(тыс.
руб.)

кол-во
домов

сумма
(тыс.
руб.)


кол-во

сумма
(тыс.
руб.)

2004

100

1200,0

11

1412,3

260

1506,9

15

100,0

160

400,0

2005

64

1300,0

17

699,4

336

1890,4

26

96,6

175

600,0

2006

125

2999,7

20

2700,6

429

2879,7

24

136,8

239

700,0

2007

120

5900,0

21

2544,0

529

3902,0

40

151,0

871

2671,0

2008

103

5080,0

21

2926,0

452

3450,0

43

150,0

815

2376,0

2009

152

6907,02

-

-

446

4000,0

56

135,64

1060

3200,0

2010

131

8000,0

-

-

472

4550,0

62

150,0

1250

3800,0

2011

371

16931,6

-

-

977

9239,01

-

-

1419

6962,0

2012

227

11376,5

-

-

420

4134,4

-

-

1491

7100,0

2013

243

10322,5

-

-

639

4483,7

-

-

1156

3534,0

2014

274

10137,0

-

-

641

4497,0

-

-

1569

4333,9

2015

229

10104,9

-

-

642

4483,9

-

-

1900

6543,2

2016

220

10091,6

-

-

642

4494,0

-

-

2118

7972,9

2017

225

10036,9

-

-

639

4466,7

-

-

2352

8490,9

2018

292

10643,9

-

-

565

3955,0

-

-

2030

7859,7

2019

296

11703,9

-

-

398

2786,0

-

-

2274

8591,6

2020

314

14044,9

-

-

455

3185,0

-

-

2410

8999,2

2021

306

14408,9

-

-

455

2688,0

-

-

2503

8470,8


     Средства на ремонт жилья распределяются из расчета не более 50,0 тыс. руб. на ремонт одной квартиры. Дополнительно, за счет межбюджетных трансфертов, удается увеличить количество отремонтированных квартир ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (далее по тексту - ветераны ВОВ).

     Кроме того, многие люди старшего поколения в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность. Возможности для полноценного участия в общественной жизни у них ограничены.
П
     ожилые люди нередко теряют ориентацию в современном социально-культурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, что имеет негативные последствия не только для самих пенсионеров, но и для людей, их окружающих. В сфере охраны здоровья, социального и торгово-бытового обслуживания, организации культурного досуга, физкультурно-оздоровительной работы и туризма недостаток внимания к нуждам пожилых людей приводит к ограничению их доступа к общественным благам и услугам.

Таблица 3

Меры по созданию благоприятных условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей граждан старшего поколения

Мероприятия

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021год

Сумма
(тыс. руб.)

Численность
(человек)

Сумма
(тыс.руб.)

Численность
(человек)

Сумма
(тыс.руб.)

Численность
(человек)

Сумма
(тыс.руб.)

Численность
(человек)

Сумма
(тыс.руб.)

Численность
(человек)

Сумма
(тыс.руб.)

Численность
(человек)

Сумма
(тыс.руб.)

Численность
(человек)

Сумма
(тыс.руб.)

Численность
(человек)

Сумма
(тыс.руб.)

Численность
(человек)

Организация и проведение мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам, в поддержку пожилых людей

2401,1

18 220

2500,0

16830

3747,1

21293

1895,7

15920

1437,6

18813

1829,0

15660

1660,4

18208

343,3

3772

1157,2

9437

Субсидии общественным организациям ветеранов войны, труда и вооруженных сил

4706,0

-

4731,6

-

4045,6

-

4045,6

-

4722,3

-

4731,6

-

5858,7

-

5858,7

-

5858,7

-

Обучение компьютерной грамотности пенсионеров

567,4

700

742,4

432

373,8

180

300,0

200

299,8

120

300,0

120

300,0

120

-

-

-

-



     Таким образом, целью настоящей подпрограммы является повышение уровня жизни граждан старшего поколения и степени их социальной защищенности. Данная категория граждан нуждается в коренном улучшении своего положения, чему может способствовать комплексный, программный подход к решению связанных с этих задач:

     - оказание помощи в решении материальных и бытовых проблем наиболее уязвимых пожилых граждан, одиноких престарелых граждан, престарелых супружеских пар;

     - содействие активному участию граждан старшего поколения в жизни общества для реализации личного потенциала.

     Динамика расходов на финансирование мероприятий в рамках ранее действовавших программ "Старшее поколение" приведена в таблице 4.


     Таблица 4

Динамика расходов на финансирование мероприятий
в рамках ранее действовавших программ "Старшее поколение"

Год

Объем финансирования (тыс. руб.)

2004

4000,0

2005

6300,0

2006

11350,0

2007

24496,2

2008

32741,8

2009

32571,3

2010

38110,5

2011

70009,4

2012

47495,4

2013

41072,2

2014

40744,0

2015

48330,9

2016

45148,4

2017

42284,5

2018

40745,5

2019

42769,6

2020

36928,8

2021

36896,7


     Социальный эффект реализации настоящей подпрограммы обусловлен тем, что пенсионеры хорошо информированы о возможностях подпрограммы и итоговых показателях, положительно характеризуют выполнение программных мероприятий на массовых встречах с населением. Количество нуждающихся и охваченных граждан старшего поколения мерами социальной поддержки подтверждает отсутствие рисков реализации подпрограммы, в рамках которой проводятся такие важные мероприятия в городской среде.

     Кроме того, в настоящую подпрограмму вводятся новые мероприятия. Так, в 2019 году в рамках настоящей подпрограммы "Старшее поколение" администрациями Кировского и Октябрьского районов Города Томска выполнены работы по проведению текущего ремонта мемориальных комплексов в количестве 11 штук на общую сумму 795,9 тыс. руб.

     В 2020 году произошло снижение объема финансирования из-за сложившейся экономии в условиях карантинных ограничений.

     Важнейшим принципом реализации настоящей подпрограммы является патриотическое воспитание молодежи. Каждое массовое мероприятие в рамках настоящей подпрограммы направлено на преемственность поколений с участниками разных возрастов, где проходит чествование заслуженных и почетных граждан старшего поколения, которые могут передать свой жизненный опыт более молодому поколению.

      Реализация настоящей подпрограммы сопряжена с возникновением и преодолением различных рисков, которые могут существенным образом повлиять на достижение запланированных результатов. Управление рисками реализации подпрограммы включает в себя:

     - текущий мониторинг наступления рисков;

     - планирование и осуществление мер по снижению вероятности и уменьшению негативных последствий возникновения рисков.

     На ход реализации настоящей подпрограммы влияние могут оказать следующие риски:

     - ухудшение экономической ситуации в стране и регионе, которое может повлечь изменение объемов финансирования подпрограммы и увеличение численности потребителей мер социальной поддержки и социальных услуг, что потребует пересмотра ряда мероприятий и показателей, запланированных в подпрограмме;

     - изменение нормативно правовой базы, регламентирующей условия предоставления мер социальной поддержки и социальных услуг, критерии и показатели предоставления муниципальной поддержки.

     Снижение вероятности и минимизация последствий наступления рисков осуществляется при помощи следующих мер:

     - рациональное использование имеющихся средств;

     - корректировка настоящей подпрограммы в соответствии с фактическим уровнем финансирования и перераспределения средств между приоритетными направлениями;

     - своевременной подготовки и тщательной проработки проектов нормативных правовых актов и внесения изменений в принятые нормативные правовые акты.

     Ресурсное обеспечение, стоимость мероприятий определяется также с учетом опыта реализации аналогичных мероприятий прошлых лет, увеличением количества пенсионеров в Городе Томске, возрастающей потребностью граждан пожилого возраста на получение материальной поддержки и постоянным увеличением прожиточного минимума в Томской области.

     Ключевым критерием для оценки эффективности настоящей подпрограммы является охват целевой аудитории мерами социальной поддержки. Результаты выполнения мероприятий настоящей подпрограммы характеризуются эффектом социальной и экономической значимости. Ожидаемый эффект реализации настоящей подпрограммы приведен ниже.

Таблица 5