Дорожное хозяйство.
По консервативному и базовому вариантам долгосрочного прогноза в период с 2023 по 2030 годы строительство дорог в Городе Томске осуществляться не будет.
Согласно целевому варианту долгосрочного прогноза, мероприятия по развитию улично-дорожной сети будут ориентированы на разгрузку центральной части Города Томска, внедрение инновационных технологий и использование максимально адаптированных к климатическим условиям Города Томска материалов при ремонте автомобильных дорог общего пользования. Продолжится работа по созданию пешеходных улиц и велосипедных дорожек, модернизации технических средств регулирования дорожного движения.
В более долгосрочной перспективе приоритетными проектами Города Томска в сфере дорожного хозяйства будут являться строительство скоростных автомобильных дорог общего пользования "Томск - Тайга" и "Томск - Мариинск", реконструкция Степановского переезда, строительство левобережной объездной дороги для организации движения транзитного транспорта без загрузки улично-дорожной сети областного центра и улучшения экологической ситуации в Городе Томске, строительство Северной широтной автомобильной дороги, реализация проектов создания скоростных автомобильных дорог между Барнаулом, Новосибирском, Томском и Кемерово и др.
Развитие транспортной инфраструктуры Города Томска предполагает также капитальный ремонт Коммунального моста, пр. Ленина и других крупных транспортных артерий Города Томска.
В 2023 - 2030 годы для качественного улучшения состояния дорожного полотна планируется ежегодно ремонтировать не менее 500 тыс. кв.м. дорог.
В прогнозном периоде планируется продолжение работы по реализации мероприятий региональных проектов "Дорожная сеть" и "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", в результате которых планируется повышение доли автомобильных дорог Томской агломерации, соответствующей нормативным требованиям, в их общей протяженности до 85 % (для Города Томска этот показатель составляет 69,2%) и снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом.
Жилищный фонд.
По консервативному варианту долгосрочного прогноза к концу 2030 года планируется к вводу не менее 1 млн. кв.м. общей площади жилья.
Базовый вариант долгосрочного прогноза характеризуется более высокими темпами жилищного строительства и предусматривает ввод в эксплуатацию 1,8 млн. кв.м жилой площади.
Реализация целевого варианта долгосрочного прогноза, который ориентирован на активизацию индивидуального жилищного строительства, развитие конкуренции на рынке жилищного строительства многоквартирных домов, способствующей более полному удовлетворению потребности различных групп населения Города Томска в жилье, обеспечит к концу 2030 года ввод 2 млн кв.м. общей площади жилья.
С целью достижения прогнозных показателей по вводу объектов жилищного строительства администрацией Города Томска на постоянной основе будут проводиться встречи с застройщиками, выездные совещания на строительных площадках, консультирование застройщиков по вопросам ввода в эксплуатацию объектов жилищного строительства, оказание содействия в решении проблем в части компетенции администрации Города Томска.
По-прежнему приоритетами в сфере обеспечения населения Города Томска доступным жильем в долгосрочной перспективе являются:
- увеличение объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса, снижающее его стоимость и повышающее доступность для населения со средним достатком;
- комплексное градостроительное планирование территорий в целях массового строительства жилья;
- комплексное развитие коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры в строящихся микрорайонах;
- стимулирование частной инициативы граждан в жилищном строительстве, в том числе с помощью ипотечного кредитования;
- реализация проектов комплексного развития территорий в целях жилищного строительства и устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;
- внедрение технологий строительства зданий, в которых все инженерные и информационные системы интегрированы в единую систему управления;
- снижение административной нагрузки на застройщиков, совершенствование нормативно-правовой базы и порядка регулирования деятельности в сфере жилищного строительства;
- обеспечение эффективного использования земель в целях массового жилищного строительства при условии сохранения и развития зелёного фонда и территорий, на которых располагаются природные объекты, имеющие экологическое, историко-культурное, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.
Аварийный жилой фонд.
По состоянию на 01.08.2022 на территории Города Томска 657 многоквартирных домов признаны аварийными и подлежащими сносу (реконструкции) и нуждаются в расселении. Ежемесячно после каждого заседания Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда количество аварийных многоквартирных домов увеличивается.
Распоряжением Администрации Томской области от 10.04.2019 № 233-ра утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2019-2025 годы в рамках исполнения Томской областью установленных Региональным проектом "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" целевых показателей для финансового и организационного обеспечения в 2019 - 2025 годах реализации механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, установленных законодательством Российской Федерации. Таким образом, до 2025 года планируется ликвидировать аварийный жилищный фонд, признанный таковым до 01.01.2017 и сократить общее количество аварийных многоквартирных домов на территории муниципального образования "Город Томск". В связи с этим, до 2025 год прогнозируется уменьшение площади аварийного жилищного фонда.
Однако за последние годы наметилась устойчивая тенденция роста объема "ветхого" и аварийного жилищного фонда. Этот процесс связан с объективным фактором естественного старения и ветшания жилищного фонда. Это наиболее характерно для домов, построенных в XIX - начале и середине XX века. Преимущественно это одно- и двухэтажные дома брусовой и щитовой конструкций, построенные на простейших фундаментах, квартиры в них имеют низкую степень благоустройства.
Ситуация с аварийным жилищным фондом усугубляется еще и тем, что назревает вопрос окончания нормативного срока эксплуатации многоквартирных домов первых массовых серий - панельных "хрущевок" и необходимости реконструкции "сталинок" и кирпичных "хрущевок". Таких на территории Города Томска насчитывается более 720 единиц.
В связи с этим после окончания реализации Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2019-2025 годы и не продления периода ее реализации (либо не принятия новой программы), есть риск того, что вопрос расселения будет решаться исключительно за счет средств местного бюджета.
Это приведет к снижению объемов расселяемой площади, и постоянного "планового" прироста домов, признаваемых аварийными, в результате аварийный фонд муниципального образования "Город Томск" будет ежегодно увеличиваться.