(В редакции постановления Администрации Города Томска от 08 февраля 2021 года № 84
- см. предыдущую редакцию)
В сфере бюджетной политики риски невыполнения плановых расходных обязательств зависят от множества внешних и внутренних факторов. Внешним фактором риска зачастую является бюджетная политика Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в части перераспределения дополнительных полномочий на уровень муниципалитетов, внесения изменений в межбюджетные отношения или принятия решений, приводящих к увеличению стоимости расходных обязательств муниципалитетов, изменения федерального и регионального законодательства, приводящие к выпадающим доходам бюджета. Данные меры могут повлечь за собой значительное увеличение расходной нагрузки на бюджет муниципального образования или сокращение объема и количества межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального и областного бюджетов. Кроме того, рост стоимости расходных обязательств может быть обусловлен неблагоприятными экономическими условиями, ростом инфляции и цен на услуги естественных монополий.
К числу основных внешних рисков относятся:
1) бюджетная и налоговая политика Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в части перераспределения дополнительных полномочий на уровень муниципалитета, внесения изменений в межбюджетные отношения или принятия на федеральном и региональном уровне решений, приводящих к увеличению стоимости расходных обязательств регионов и муниципалитетов или к сокращению доходной части местных бюджетов.
Так, в 2020 году в целях установления дополнительных мер поддержки субъектов предпринимательства в условиях распространения коронавирусной инфекции на федеральном и региональном уровнях власти были приняты меры, приведшие к сокращению доходной части бюджета муниципального образования "Город Томск" в 2020-2021 годах, причем компенсация выпадающих доходов местного бюджета не предусмотрена.
1. Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" приняты масштабные поправки в законодательство об экстренных мерах в период пандемии коронавируса. На 2020 год правительству и высшим исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации предоставлены дополнительные полномочия. Принятые на основании этих полномочий нормативные акты могут распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года, но будут действовать не дольше, чем до конца 2020 года, в котором правительство вправе:
- приостанавливать, отменять или переносить на более поздний срок мероприятия налогового контроля, а также приостанавливать течение сроков, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации;
- продлевать сроки уплаты налогов и авансовых платежей по ним (в том числе по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество), сборов, страховых взносов;
- продлевать сроки сдачи в инспекцию налоговой и бухгалтерской отчетности, а также иных документов и сведений;
- продлевать сроки направления и исполнения требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также сроки принятия решений о их взыскании;
- предусматривать дополнительные основания для предоставления в 2020 году отсрочки или рассрочки по уплате налогов, взносов, пеней, штрафов и процентов, а также изменять порядок и условия ее предоставления;
- устанавливать основания и условия неприменения или особенности применения способов обеспечить исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, взносов;
- определять основания и условия, когда не применяется ответственность за нарушение сроков сдачи налоговой отчетности, бухгалтерской отчетности или иных документов и сведений.
2. Федеральным законом от 01.04.2020 № 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено на период до 31.12.2020, что Правительство Российской Федерации путем издания подзаконных актов может устанавливать регулирование, отличное от положений Налогового кодекса Российской Федерации: приостанавливать, отменять или переносить налоговые проверки, продлевать сроки уплаты налогов и сборов, продлевать сроки подачи документов и отчетности в налоговые органы, вводить дополнительные основания освобождения от ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Высшие органы исполнительной власти Российской Федерации наделяются аналогичными полномочиями в отношении региональных и местных налогов.
3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" установлено:
- дополнительные основания для предоставления в 2020 году налогоплательщикам, ведущим деятельность в пострадавших отраслях, отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам со сроками уплаты в 2020 году. На срок до 3 лет может быть предоставлена рассрочка при снижении доходов предприятия более чем на 50% либо наличии убытков при одновременном снижении доходов более чем на 30%;
- продление сроков для пострадавших субъектов малого и среднего предпринимательства сроков уплаты практически всех налогов (кроме НДС) с погашением образовавшейся после окончания продлённого срока уплаты задолженности равными платежами в течение года по 1/12 ежемесячно;
- запрет на взыскание задолженности налоговыми органами с 4 апреля до 1 июля 2020 г.
4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 439 "Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества" определены условия и сроки отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности, за исключением жилых помещений. Отсрочка предоставляется на срок до 1 октября 2020 года начиная с даты введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.
5. Федеральным законом от 08.06.2020 № 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено освобождение от исполнения обязанности по уплате почти всех налогов (кроме НДС) за 2 квартал 2020 года для субъектов малого и среднего предпринимательства, относящихся к пострадавшим отраслям экономики.
6. Законом Томской области от 06.05.2020 № 45-ОЗ "О внесении изменений в приложение к Закону Томской области "О патентной системе налогообложения" снижена на 2020 год стоимость патента для предпринимателей из наиболее пострадавших от пандемии отраслей до 1 рубля.
7. Законом Томской области от 08.06.2020 № 65-ОЗ "О внесении изменения в Закон Томской области "Об установлении на территории Томской области налоговых ставок по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения" установлена на период 2020 года для налогоплательщиков, относящихся к пострадавшим отраслям и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, налоговая ставка по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 3% вместо 6%.
Минимизация указанного риска возможна путем постоянной оценки расходных обязательств, оптимизации расходов и мораторий на принятие новых расходных обязательств;
2) превышение прогнозируемого уровня инфляции, которое выльется в снижение реальных доходов населения и покупательской способности, рост социальной напряженности, снижение экономической активности, снижение доходов бюджета.
Влияние внешних рисков потребует регулярного уточнения прогноза доходов и впоследствии, в случае их уменьшения, ограничения роста расходных обязательств, сокращение избыточных и неэффективных расходов будущих периодов.
К числу основных внутренних рисков относятся: