________________________________________________________
Утратило силу с 01.01.2020 г. на основании
постановления Администрации Томской области от 27 сентября 2019 года № 361а
______________________________________________________________________
В целях совершенствования нормативного правового акта
постановляю:
Внести в постановление Администрации Томской области от 01.12.2014 № 447а "Об утверждении государственной программы "Социальная поддержка населения Томской области" ("Собрание законодательства Томской области", № 12/1 (113) от 15.12.2014) следующие изменения:
в государственной программе Томской области "Социальная поддержка населения Томской области", утвержденной указанным постановлением (далее - Программа):
1. Паспорт Программы изложить в новой редакции согласно приложению № 1 к настоящему постановлению.
2. В главе 1 "Характеристика текущего состояния сферы реализации государственной программы":
1) абзац семьдесят шестой изложить в следующей редакции:
"Социальное обслуживание в Томской области ежегодно получают порядка 16 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов при уменьшении количества учреждений социального обслуживания с 34 (на 1 января 2013 года) до 32 (на 1 января 2018 года). В их числе: 11 стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (8 домов-интернатов общего типа для престарелых и инвалидов, 3 дома-интерната психоневрологического типа для совершеннолетних граждан), 2 комплексных центра социального обслуживания населения, 1 центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий, 18 центров социальной поддержки населения с отделениями социального обслуживания на дому.";
2) абзац восьмидесятый изложить в следующей редакции:
"Потребность в услугах социального обслуживания на дому постоянно растет. Так, в 2015 году отделениями социального обслуживания на дому предоставлены надомные услуги 4599 гражданам пожилого возраста и инвалидам, в 2016 году - 4701 гражданину, в 2017 году - 4804 гражданам.";
3) в абзаце восемьдесят первом слова "2016 году обслужено 2170" заменить словами "2017 году обслужено 2066";
4) в абзаце восемьдесят шестом слова "Институт сиделок" заменить словами "Семейная бригада социальных работников";
5) абзац девяносто четвертый дополнить следующим предложением:
"По состоянию на 1 января 2019 года численность инвалидов в Томской области составляет 57762 человека (5,4% от общего количества населения), в том числе 4207 детей-инвалидов (1,8% от численности детского населения).";
6) абзац девяносто пятый изложить в следующей редакции:
"По сведениям ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области численность инвалидов трудоспособного возраста в Томской области за последние годы характеризуется следующими данными: в 2015 году в сравнении с 2014 годом уменьшилась на 952 человека и составила 19,6 тыс. человек; на 01.01.2016 - 20,2 тыс. инвалидов трудоспособного возраста, из которых работали 4,9 тыс. человек (24,4% от общей численности инвалидов трудоспособного возраста), на 01.09.2016 - 22,8 тыс. инвалидов трудоспособного возраста, из них количество работающих инвалидов - 3,8 тыс. человек (16,7% от общей численности инвалидов трудоспособного возраста). В сентябре 2017 года из 18,6 тыс. инвалидов трудоспособного возраста, проживающих в Томской области, работали 3,8 тыс. человек. Уровень занятости инвалидов трудоспособного возраста составил 20,5%. В октябре 2018 года из 18,4 тыс. инвалидов трудоспособного возраста, проживающих в Томской области, работали около 4,0 тыс. человек. Уровень занятости инвалидов трудоспособного возраста составил 21,6%. В центры занятости населения Томской области ежегодно за содействием в трудоустройстве обращаются более 1,0 тыс. граждан, имеющих инвалидность. Доля инвалидов в общей численности граждан, обратившихся в центры занятости населения, увеличилась с 3,1% в 2009 году до 4,4% в 2018 году.";
7) абзац сотый изложить в следующей редакции:
"Важным направлением развития инклюзивного образования является реализация мер по созданию в обычных общеобразовательных организациях условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа инвалидов, их пребывания и обучения в школе. Данная задача постепенно решается в рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы". К 2011 году универсальная безбарьерная среда была создана в 16 общеобразовательных организациях Томской области. В целом по итогам участия области в реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы" в 82 образовательных организациях Томской области (74 школы, 6 детских садов и 2 организации дополнительного образования детей) созданы условия для инклюзивного образования. Обеспечено достижение установленного в 2018 году целевого показателя результативности мероприятия государственной программы "Доля образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций в Томской области" - 24,7%. К 2020 году этот показатель должен увеличиться до 26,6%. Участие общеобразовательных организаций в программных мероприятиях позволяет создать специальные условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно создать универсальную безбарьерную среду, позволяющую обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов, и оснастить общеобразовательные организации специальным оборудованием, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным, и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по слуху, зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата.";
8) абзац сто шестой дополнить следующими предложениями:
"В 2018 - 2019 учебном году студенты из числа инвалидов обучаются по 55 программам среднего профессионального образования в инклюзивной среде, организованной в 22 профессиональных образовательных организациях. Профессиональное обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья организовано в инклюзивных группах, в отдельных (интегрированных) группах в 7 профессиональных образовательных организациях по 13 программам профессионального обучения.".
3. В главе 2 "Цель и задачи государственной программы, показатели цели и задач государственной программы":
1) абзац семнадцатый изложить в следующей редакции:
"В рамках подпрограммы 2 "Модернизация и развитие социального обслуживания граждан старшего возраста и инвалидов" достижение цели по повышению уровня качества и безопасности социального обслуживания населения будет обеспечиваться путем оптимизации системы оказания социальных услуг и повышения эффективности социальной поддержки населения, укрепления материально-технической базы учреждений, совершенствования инфраструктуры, организации системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения. Исполнителем подпрограммы выступает Департамент социальной защиты населения Томской области, отдельных мероприятий, связанных с осуществлением капитальных вложений (инвестициями) в объекты социального обслуживания, - Департамент архитектуры и строительства Томской области. Финансирование мероприятий осуществляется за счет областного и федерального бюджетов (по согласованию). Мероприятия, реализуемые только за счет средств областного бюджета, будут реализованы в рамках ВЦП.";
2) абзацы восемнадцатый, двадцатый, двадцать первый исключить;
3) абзац двадцать третий дополнить словами ", Департамент развития информационного общества Администрации Томской области, Департамент финансово-ресурсного обеспечения Администрации Томской области".
4. Абзац седьмой главы 4 "Управление и контроль за реализацией государственной программы, в том числе анализ рисков реализации государственной программы" после слов "Департамент труда и занятости населения Томской области" дополнить словами ", Департамент развития информационного общества Администрации Томской области, Департамент архитектуры и строительства Томской области".
5. В подпрограмме 1 "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" (далее - подпрограмма 1):
1) паспорт подпрограммы 1 изложить в новой редакции согласно приложению № 2 к настоящему постановлению;
2) в таблице "Перечень показателей задач подпрограммы 1 и сведения о порядке сбора информации по показателям и методике их расчета" слова "Исполнение обязательств по осуществлению переданного полномочия Российской Федерации по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты" заменить словами "Финансовая поддержка семей";
3) таблицу "Перечень ведомственных целевых программ, основных мероприятий и ресурсное обеспечение реализации подпрограммы 1" изложить в новой редакции согласно приложению № 3 к настоящему постановлению.
6. В подпрограмме 2 "Модернизация и развитие социального обслуживания граждан старшего возраста и инвалидов" (далее - подпрограмма 2):
1) паспорт подпрограммы 2 изложить в новой редакции согласно приложению № 4 к настоящему постановлению;
2) главу 1 "Характеристика текущего состояния сферы реализации подпрограммы 2" изложить в следующей редакции:
"В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" социальное обслуживание граждан (далее - социальное обслуживание) - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам, в том числе по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-правовых услуг, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В сфере социального обслуживания ежегодно получают социальные услуги более 10 тысяч человек - граждане пожилого возраста и инвалиды.
На 1 января 2019 года инфраструктура учреждений социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов включает 32 областных государственных учреждения:
11 стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе 8 домов-интернатов общего типа, 3 дома-интерната психоневрологического типа, 2 комплексных центра социального обслуживания населения, 1 центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий, 18 центров социальной поддержки населения, оказывающих социальные услуги на дому.
Приоритетным направлением социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов является оказание услуг на дому. Данная форма предоставления социальных услуг является более социально ориентированной, поскольку сохраняет привычную среду для граждан. В 2018 году отделениями социального обслуживания на дому предоставлены надомные услуги 4962 гражданам пожилого возраста и инвалидам (в 2015 году - 4599 гражданам, в 2016 году - 4701 гражданину, в 2017 году - 4804 гражданам).
Общее число фактически развернутых коек в стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов в целом по Томской области на 1 января 2019 года составило 1861 единицу. В результате проведенной оптимизации сети и сокращения издержек на содержание административного аппарата общее количество стационарных учреждений социального обслуживания сократилось с 2012 по 2018 годы с 13 до 11 единиц (с 1929 до 1861 койко-места). При этом в результате перепрофилирования в 2012, 2018 годах домов-интернатов общего типа в учреждения психоневрологического типа на 130 и 65 мест соответственно общее количество мест психоневрологического типа увеличилось с 690 единиц до 885 единиц, что составило 47,6% от общего количества койко-мест. Это позволило сократить очередь на социальное обслуживание в учреждения психоневрологического типа. В дома-интернаты общего типа очередь отсутствует. Суммарная численность граждан, получивших социальные услуги в стационарных учреждениях социального обслуживания, сохраняется в течение последних трех лет на одном уровне и составляет более 2000 человек ежегодно.
Для социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий в Томской области функционирует центр социальной адаптации, где нуждающимся предоставляются услуги временного пребывания, оказывается содействие в восстановлении утраченных документов, направлении на стационарное социальное обслуживание и прочее. Ежегодно данным учреждением обслуживается более 1,8 тыс. человек, предоставляется более 55 тыс. услуг.
В Комплексном центре социального обслуживания населения Томской области ежегодно проходят курс оздоровления около 1,7 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов.
В Томской области постоянно совершенствуются условия предоставления социальных услуг, расширяется спектр оказываемых социальных услуг, внедряются в работу с населением новые социальные технологии.
В регионе проводится работа по внедрению системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами как составной части мероприятий, направленных на развитие и поддержание функциональных способностей указанной категории граждан. Данная система включает в себя мероприятия по оказанию сбалансированного социального обслуживания и медицинской помощи на дому и в полустационарной форме социального обслуживания с привлечением патронажной службы, организации семейного ухода, созданию диспетчерской службы в Комплексных центрах социального обслуживания и службы помощников по уходу.
В этой связи на территории Томской области внедряются стационарозамещающие технологии предоставления социальных услуг: "Детский сад для пожилых людей", "Приемная семья для пожилого человека", "Институт сиделок", "Семейные бригады социальных работников", "Мобильные социальные службы", "Социальные комнаты", "Школы ухода за гражданами пожилого возраста".
В целях эффективного осуществления системы долговременного ухода осуществляются меры по модернизации существующей инфраструктуры организаций социального обслуживания в части проведения реконструкции, текущего ремонта зданий, в том числе созданию условий для сопровождаемого проживания инвалидов малыми группами в отдельных жилых помещениях.
Проводятся мероприятия по привлечению социально ориентированных некоммерческих организаций и волонтеров (добровольцев) для оказания помощи пожилым гражданам и инвалидам. С этой целью организована работа по включению социально ориентированных некоммерческих организаций в Реестр поставщиков социальных услуг Томской области, оказанию консультационной и информационной поддержки.
В результате привлечения на рынок социального обслуживания негосударственных организаций удельный вес учреждений социального обслуживания, основанных на иных формах собственности, в общем количестве учреждений социального обслуживания всех форм собственности к 2024 году составит не менее 19,1% .
2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год |
13,1 | 13,5 | 11,2 | 12,4 | 13,6 | 15,4 | 17,2 | 19,1 |
В рамках создания условий для развития государственно-частного партнерства осуществляются мероприятия по поддержанию в актуальном состоянии Каталога инвестиционных предложений и проектов Томской области, проведению экспертизы и оценки эффективности заявленных инвестиционных проектов, разработке и согласованию инвестиционных соглашений.
Разработана перспективная схема развития и размещения стационарных организаций социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Томской области до 2020 года. Приоритетным направлением деятельности по совершенствованию социального обслуживания населения остается создание безопасных и качественных условий для круглосуточного проживания в стационарных организациях граждан пожилого возраста и инвалидов.
Основные проблемы:
рост числа нуждающихся во всех формах социального обслуживания (к 2020 году по сравнению с уровнем 2012 года на 1,5 тыс. человек);
несоответствие действующему нормативу (6 кв. м) площади жилых помещений в 5 из 11 домов-интернатов, в том числе в домах-интернатах психоневрологического типа;
дефицит кадров в системе стационарного социального обслуживания; недостаточно развитая инфраструктура (в том числе транспортная доступность) отдельных территорий Томской области, что затрудняет своевременность социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
ограниченное участие негосударственных организаций в социальном обслуживании населения.
Необходимость решения существующих проблем в системе социального обслуживания населения Томской области предопределяет направления и содержание мероприятий подпрограммы 2.
Прогнозы развития сферы социального обслуживания населения:
внедрение инновационных технологий, развитие сотрудничества с социально ориентированными некоммерческими организациями, волонтерскими движениями;
развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг и создание механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению закупок для государственных нужд по оказанию социальных услуг;
повышение престижа профессии социальных работников, привлечение в сферу социального обслуживания молодых кадров.";
3) в главе 2 "Цель и задачи подпрограммы 2":
а) абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"Во исполнение цели подпрограммы 2 предусмотрено решение задач, касающихся исполнения принятых обязательств по социальному обслуживанию населения за счет средств областного и федерального бюджетов (по согласованию).";
б) абзац пятый изложить в следующей редакции: